Подготовка к ЕГЭ:
Тема: «Решение финансовых задач»
Форма урока: занятие-практикум.
Цели: повторение теоретического материала по теме «Проценты. Вклады и кредиты», составление математической модели практических задач, формирование практических навыков решения задач №17 единого государственного экзамена.
Задачи:
- способствовать запоминанию основной терминологии, умению построить математическую модель задачи;
- развитие вычислительных навыков учащихся;
-формирование логического мышления;
- способствовать развитию интереса к математике; умений применять новый материал на практике и в жизни.
- развитие коммуникативных умений учащихся через организацию групповой, фронтальной работы на уроке.
Ход урока:
I. Организационный момент (Урок сопровождается компьютерной презентацией.)
Сегодня мы рассмотрим более жизненную задачу из ЕГЭ по математике, которая имеет прямое отношение к нашей российской экономике.
Сегодня мы рассмотрим задачи про вклады, проценты и кредиты, задачи с процентами в едином государственном экзамене по математике под №17, за решение этой задачи согласно спецификациям ЕГЭ предлагается сразу три первичных балла, т. е. экзаменаторы считают эту задачу одной из самых сложных. Решение задачи №17 включает в себя обязательное построение математической модели, то есть это обычная текстовая задача, но с экономическим (финансовым) уклоном и чаще всего с большим количеством вычислений.
Чтобы правильно решать такие задачи, необходимо владеть формулой сложных процентов.
Но прежде чем браться за сложные задачи давайте повторим, что вы запомнили о процентах, вкладах и кредитах.
II. Актуализация знаний учащихся
Фронтальная работа с классом –повторение теоретического материала:
1. Что необходимо знать и понимать при решении задач на проценты:
- Что такое процент? (1% - это одна сотая часть чего-либо)
За 100% принимаем ту величину, с которой сравниваем;
- Какие проценты бывают в банковских операциях? (Простые и сложные, кредитные и депозитные)
- Чем отличаются эти виды процентов?
Устная работа (на слайдах 1-3):
1)Число х увеличили на 50%. Во сколько раз возросло число х? (в 1,5 раза)
2) Число у увеличили на 120%. Какое число получилось? (2,2у)
3) Число z уменьшили на 13%. Какое число получилось? (0,87z)
2. Какую основную терминологию мы знаем при решении содержательных задач из различных областей, в частности экономических?
S - сумма кредита (руб.)
k - процентная ставка (%)
m= 1+ 0,01k. - коэффициент увеличения
Х- ежегодная выплата-- платеж (руб.)
п – срок кредита ( месяц, год)
3. Работа с формулами.
В дальнейшем для работы нам нужны будут формулы, которые вы должны для себя прочно запомнить. Посмотрите на доску, соотнесите название формулы и ее содержание. (задание по формату соответствует заданиям ЕГЭ базового уровня. Ученики называют ответы, учитель маркером вносит их в таблицу) А3 Б1 В5 Г2 Д4Формулы для подсчета процентов:
если величину S увеличить на k %, то получим S(1+0,01k)
если величину S уменьшить на k %, то получим S(1- 0,01k)
если величину S дважды увеличить на k %, то получим S(1+0,01k)2
если величину S дважды уменьшить на k %, то получим S(1- 0,01k)2.
Слайд-4(нахождение %) Задача .
Антикварный магазин приобрел старинный предмет за 30 тыс. р. и повысив цену на 60 %. Но этот предмет был продан лишь через неделю, когда магазин снизил его новую цену на 20 %. Какую прибыль получил магазин при продаже антикварного предмета?
4. Молодцы ребята! А сейчас мы переходим к задачам связанным с кредитами и вкладами. Скажите пожалуйста, что вы знаете о видах платежей в кредитовании?
III. Решение задач из открытого банка задач
Задача № 1.
Василий взял кредит в банке на сумму 804 000 рублей. Схема выплата кредита такова: в конце каждого года банк увеличивает на 10 процентов оставшуюся сумму долга, а затем Василий переводит в банк свой очередной платеж. Известно, что Василий погасил кредит за три года, причем каждый его следующий платеж был ровно вдвое меньше предыдущего. Какую сумму Василий заплатил в третий раз? Ответ дайте в рублях.
S= 804 000 руб. k=1+0.1=1.1 n=3
Так как нам необходимо , вычислить какую сумму В. заплатил в третий раз, то именно ее мы обозначим за х. Тогда в предыдущий год он сделал платеж в два раза больше 2х, а в первый раз - 4х руб. В первый год с учётом процентного увеличения долг составил 1,1S, а после выплаты 1,1 S- 4х. Во второй год после увеличения 1,1 (1,1 S- 4х), после выплаты 1,1 (1,1 S - 4х) - 2х = (1,21S - 4,4х) -2х= 1,21S – 6,4х.
И третий год 1,1 (1,21S – 6,4х) – х= 0
Решите это уравнение относительно х.
1,331S -7,04х – х=0
1,331S -8,04х=0
1,331S= 8,04х
Х= 1,331S /8,04
Теперь можно подставить вместо S значение суммы взятой в кредит 804 000 руб:
Ответ: последний платёж 133100 руб.
IV. Подведение итогов
«Банковские» задачи на ЕГЭ — это достаточно сложные задачи. Но думаю и с ними вы сможете справится. Для решения задачи №17 вам понадобятся самые основные формулы вычисления выплат, сумм, процентной ставки, вычислительные навыки..
Основная формула всего одна — это вычисление размера долга в зависимости от срока кредита.
Домашнее задание Выполнить тренировочную работу ЕГЭ профиль «Проценты. Вклады и кредиты»
на образовательной платформе Учи.ру
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.