Задачи по математике с учетом НРЭО
Что касается учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уроках математики, то здесь необходимо учитывать специфику преподаваемого предмета: с одной стороны, предмет математика должен формировать научные представления о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества. С другой стороны, он реализовывать установку на духовно-нравственное развитие личности. Поэтому внедрение национальных, региональных и этнокультурных особенностей в изучение математики должно происходить на самых различных уровнях (математические диктанты, практические работы, выполнение графических заданий, статистический анализ данных и др.).
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает реализацию следующих целей:
- достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счёт использования педагогического потенциала национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания образования,
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- максимально приблизить изучение математики к личному опыту учащихся через призму истории и достижений математической науки.
Исторические, культурные, географические особенности Нязепетровского района являются специфическими, что обусловлено различными факторами:
– прошлое Нязепетровского района, связанное со строительством и функционированием железоделательного и чугунолитейного завода;
– многонациональный состав населения района;
– уникальные природные условия края.
Анализ педагогического опыта учителей, а также собственного педагогического опыта позволяет выделить следующие возможные направления работы на уроках математики с учетом НРЭО:
1.Дополнительный познавательный материал. «А знаете ли вы?»
Эти задания удивляют детей. Интересные сведения ученики воспринимают эмоционально. У учащихся зарождается интерес к познанию, развивается память, мышление.
Задача: самый маленький хищник в нашем районе – это ласка. Она за год уничтожает 2000 мышей. Сколько мышей уничтожит семья ласки, состоящая из 7 зверьков? Ласка хищный зверь, она охотиться ночью, днем редко выходит из норы. Уничтожая за год 2000 мышей, она тем самым спасает 40 тонн зерна, которые могли быть уничтожены мышам.
2.Прикладные задачи с региональным содержанием.
Задачи, составленные на местном материале, находят широкое применение на уроках математики. Они вызывают у учащихся большой интерес к предмету, что способствуют активизации их деятельности. Использование в обучении математике системы прикладных задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики.
1) Суровые испытания на долю нязепетровцев по защите России выпадали и в прошлом. Имеются сведения, что Нязепетровский завод Петрова ещё в 1789 году отправил бомб, ядер и дроби в Санкт-Петербург и Калугу 3663 пуда 9 фунтов по цене 40 копеек за пуд. Сколько денег (рублей) было получено заводом?
2) Нязепетровск самый холодный город Челябинской области, с частыми летними заморозками. В таблице указанна среднемесячная температура в Нязепетровске.
Таблица
Среднемесячная температура в Нязепетровске
Месяц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
t°C |
-15,7 |
-14 |
-7,8 |
2,4 |
10,4 |
15,6 |
17,6 |
15,8 |
7,8 |
1,5 |
-8,4 |
-14,3 |
- Какой месяц самый холодный?
- Какой месяц самый жаркий?
- Какое время года самое теплое в Нязепетровске?
- Насколько градусов холоднее в ноябре, чем в марте?
- Постройте столбчатую диаграмму.
3. Задачи, составленные учащимися.
Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Самостоятельная работа занимает одно из ведущих мест среди факторов, способствующих формированию творческой активности учащихся, она позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.
Приведем пример задачи, составленной учащимися по теме «Проценты»: число хвойных деревьев в Городском парке относится к числу лиственных как 7:13. Сколько процентов деревьев в парке составляют лиственные?
4. Проект, реферат, научная работа.
Данный вид работы является более длительным и сложным и требует довольно высокого уровня подготовки учащихся. Научный поиск стимулирует познавательную активность. Учащиеся самостоятельно открывают новые знания, что повышает качество усвоения этих знаний. По результатам данного вида работы могут быть созданы рефераты, презентации, творческие работы, проекты, с которыми учащиеся выступают на конференциях.
Приведём возможные темы работ по математике с учетом НРЭО региона:
- Мой город в числах;
- Математика в профессии моих родителей;
- Математическая красота растений;
- Загрязнение окружающей среды: географический и математический аспект;
- Рынок труда Нязепетровского района;
- Влияние доходов на уровень жизни населения г. Нязепетровска и др.
5. Творческие задания.
Творческие задания являются результатом ориентировочно-исследовательских действий. В них проявляются стремление ученика выразить словами свое отношение к предмету, свое мироощущение, передать в содержании рисунка, рассказа, конструкции и пр. свои впечатления, переживания, представления и т.д. Например, короткие сочинения на тему: «Моя семья», «Мой город», «Экономика города в цифрах» и др. с использованием римских цифр, математических символов и геометрических фигур, составление задач на проценты на местном материале.
Пример сочинения: Я родилась в MCMXCVIII (1998) году в г. Нязепетровске. Город находится на севере Челябинской области. Наш краностроительный завод выпускает краны высотой более –LX .Учусь я в IX классе. В MMXIV (2014) году моя школа отмечает свой С-летний юбилей (100).
Таким образом, учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей при изучении математике предполагает следующие предметные результаты:
- формирование представлений о математике, её роли в жизни и профессиональной деятельности человека, необходимость применения математических знаний для решения современных практических задач, своего родного края, в том числе с учетом рынка труда Нязепетровского района;
- овладение основными навыками получения, применения, интерпретации и презентации информации математического содержания, использования математических знаний в повседневной жизни и изучения других предметов;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к развитию промышленности Нязепетровского района, освоение системы математических знаний для последующего изучения дисциплин необходимых для получения нужных району и городу профессий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.