Мишутина Наталья Николаевна, социальный педагог,
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36»
Задачи социального педагога при работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей |
Задачи |
Семьи, в которых «трудные» родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье - холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта. |
· Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. · Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. · Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. · Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем |
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. |
· Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. · Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. · Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. · Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль. |
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью
родителей. |
· Сформировать у родителей потребность в педагогических
знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую
работу школы с родителями. |
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют. |
· Изменить жизненную ориентацию родителей. · Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. · При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы. |
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими. |
· Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. · Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. · Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании. |
Кроме описанных в таблице типов семей выделяют также:
Ø дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);
Ø семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.