Задачи социального педагога при работе с проблемными семьями

  • docx
  • 29.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Задачи социального педагога в работе с проблемными семьями.docx

Мишутина Наталья Николаевна, социальный педагог,

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36»

 

 

Задачи социального педагога при работе с проблемными семьями

 

Типы проблемных семей

Задачи

Семьи, в которых «трудные» родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье - холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.

· Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

· Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

· Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

· Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

· Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

· Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

· Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

· Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.
Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

· Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
· Пробудить интерес к самообразованию.
· Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.

· Изменить жизненную ориентацию родителей.

· Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

· При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.

 · Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

· Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

· Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.

 

Кроме описанных в таблице типов семей выделяют также:

Ø  дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);

Ø  семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.)