План-конспект урока 8 класс na Темy «Задачи на логику». Есть раздаточный материал. Урок информатики предназначен для кабинета с интерактивной доской или же требует проектора. Структура урока соблюдена, тип урока: изучение нового материала., поставлена цель и три задачи (образовательная, развивающая, воспитательная z).
Задача 1.
Каждый из 35 шестиклассников является читателем, по крайней мере, одной из двух библиотек: школьной
и районной. Из них 25 человек берут книги в школьной библиотеке, 20 – в районной.
Сколько шестиклассников:
1. Являются читателями обеих библиотек;
2. Не являются читателями районной библиотеки;
3. Не являются читателями школьной библиотеки;
4. Являются читателями только районной библиотеки;
5. Являются читателями только школьной библиотеки?
Решение.
1. 20 + 25 – 35 = 10 (человек) – являются читателями обеих библиотек. На схеме это
общая часть кругов. Мы определили единственную неизвестную нам величину. Теперь,
глядя на схему, легко даем ответы на поставленные вопросы.
2. 35 – 20 = 15 (человек) – не являются читателями районной библиотеки. (На схеме левая часть левого круга)
3. 35 – 25 = 10 (человек) – не являются читателями школьной библиотеки. (На схеме правая часть правого круга)
4. 35 – 25 = 10 (человек) – являются читателями только районной библиотеки. (На схеме правая часть правого круга)
5. 35 – 20 = 15 (человек) – являются читателями только школьной библиотеки. (На схеме левая часть левого круга).
Очевидно, что 2 и 5, а также 3 и 4 – равнозначны и ответы на них совпадают.
Задача 3.
В трёх седьмых классах 70 ребят. Из них 27 занимаются в драмкружке, 32 поют в хоре, 22
увлекаются спортом. В драмкружке 10 ребят из хора, в хоре 6 спортсменов, в драмкружке 8
спортсменов; 3 спортсмена посещают и драмкружок и хор. Сколько ребят не поют в хоре, не
увлекаются спортом и не занимаются в драмкружке? Сколько ребят заняты только спортом?
Решение.
Пусть
Д – драмкружок,
Х – хор,
С – спорт.
Тогда
в круге Д – 27 ребят,
в круге Х – 32 человека,
в круге С – 22 ученика.
Те 10 ребят из драмкружка, которые поют в хоре, окажутся в
общей части кругов Д и X. Трое из них ещё и спортсмены, они
окажутся в общей части всех трёх кругов. Остальные семеро спортом не увлекаются. Аналогично, 8 – 3 = 5
спортсменов, не поющих в хоре и 6 – 3 = 3, не посещающих драмкружок.
Легко видеть, что 5 + 3 + 3 = 11 спортсменов посещают хор или драмкружок,
22 – (5 + 3 + 3) = 11 занимаются только спортом;
70 – (11 + 12 + 19 + 7 + 3 + 3 + 5) = 10 – не поют в хоре, не занимаются в драмкружке, не увлекаются спортом.
Ответ: 10 человек и 11 человек.
В классе 30 человек. 20 из них каждый день пользуются метро, 15 – автобусом, 23 – троллейбусом, 10 – и
метро, и троллейбусом, 12 – и метро, и автобусом, 9 – и троллейбусом, и автобусом. Сколько человек
ежедневно пользуется всеми тремя видами транспорта?
Решение.
1 способ. Для решения опять воспользуемся кругами Эйлера. Пусть х
человекпользуется всеми тремя видами транспорта. Тогда пользуются
только метро и троллейбусом – (10 – х) человек,
только автобусом и троллейбусом – (9 – х) человек,
только метро и автобусом – (12 – х) человек.
Найдем, сколько человек пользуется одним только метро:
20 – (12 – х) – (10 – х) – х = х – 2.
Аналогично получаем: х – 6 – только автобусом и х + 4 – только троллейбусом, так
как всего 30 человек, составляем уравнение:
х + (12 – х) + (9 – х) + (10 – х) + (х + 4) + (х – 2) + (х – 6) = 30,
отсюда х = 3.решить задачу другим
– 9 + х = 30, 27 + х = 30, х =
учеников, которые
транспорта и из полученной
кто пользуется двумя или
в сумму 23 раза. Таким
всех учеников в классе.
Ответ. 3 человека
тремя видами
2 способ. А можно эту задачу
способом: 20 + 15 + 23 – 10 – 12
3. Здесь сложили количество
пользуются хотя бы одним видом
суммы вычли количество тех,
тремя видами и, поэтому, вошли
образом, получили количество
ежедневно пользуются всеми
транспорта.