Если образование и воспитание считаются расхожими терми¬нами теорий физического воспитания, особенно традиционных, то этого никак нельзя утверждать о понятии социализации. Оно не имеет давних традиций в педагогике спорта; его "история" начинается всего лишь с конца 60-х годов. Тем удивительнее бурное развитие этого термина. В течение короткого времени он завоевал почти не знающие конкуренции позиции, став фавори¬том в спортивно-педагогической иерархии понятий. Образование и воспитание, в течение десятилетий бывшие основными понятиями теории физического воспитания, были неудержимо оттес¬нены им на второй план.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ СПОРТА В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Если образование и воспитание считаются расхожими терминами теорий
физического воспитания, особенно традиционных, то этого никак нельзя
утверждать о понятии социализации. Оно не имеет давних традиций в
педагогике спорта; его "история" начинается всего лишь с конца 60х годов. Тем
удивительнее бурное развитие этого термина. В течение короткого времени он
завоевал почти не знающие конкуренции позиции, став фаворитом в спортивно
педагогической иерархии понятий. Образование и воспитание, в течение
десятилетий бывшие основными понятиями теории физического воспитания,
были неудержимо оттеснены им на второй план. Начиная с 1970 г. среди
теоретиков спорта считается "хорошим тоном" говорить о важности социали
зации.
Рост популярности этого понятия и связанных с этим исследований проблем
социализации совпал по времени с охватившей общество реформаторской
эйфорией 60х годов. Исследования проблем социализации также являются
детищем реформаторского мышления, в особенности энтузиазма, связанного с
реформами в области образования. Требование о предоставлении всем детям
равных возможностей, связанная с ним перспектива устранения барьеров в
образовании для детей, обделенных в социальном отношении, неизбежно
привели к постановке проблемы социализации. С того времени стало считаться
необходимым изучение механизмов, факторов и воздействия социализации.
Кроме того, все больше стали говорить о том, что в течение многих
десятилетий, даже столетий в ходу было ложное представление об одаренности
— "ложное", поскольку длительное время господствовавшее понятие
одаренности в силу идеологических причин оценивало феномен одаренности
односторонне, рассматривая его как естественный дар, как совокупность
генетически обусловленных Качеств натуры. Того, что одаренность развивается
в результате взаимодействия природных задатков и окружающей
действительности, что (если воспользоваться сентенцией X. Рота) "одаренность
можно приобрести",
этого традиционное восприятие не замечало.
Опубликованные под руководством X. Рота результаты исследований Немецкого
совета по вопросам образования (1966) произвели на консервативных
исследователей проблем образования и педагогов одинаково пугающее
впечатление. Ведь если развитие одаренности определяется не только
природными задатками, но в еще большей мере обусловлено окружающей
действительностью, то необходимо изучать саму эту действительность. Это дало
резкий толчок для развития исследований в области социализации. К этим двум
носящим несколько более общий характер причинам, влияющим на развитие
гуманитарных наук в целом, в педагогике спорта добавляется еще два
побудительных мотива.
С одной стороны, это расширенная интерпретация спорта, все шире
утверждавшаяся с конца 60х годов. Она утверждала, что в обществах,
отличающихся весьма высокой степенью сложности, спорт функционально
выделяется в виде самостоятельной частной системы. Спорт оформляется как
самостоятельная подсистема общества, такая же, как экономика, воспитание,
наука и тому подобные подсистемы. Была открыта связь спорта с обществом иего политизация как в любительском спорте, которым люди занимаются в часы
досуга, так и в большом.
Осознание взаимосвязи между спортом и обществом, равно как между
спортом и политикой, способствовало росту интереса к проблемам социализации
в области игры и спорта.
Наконец,
готовность заняться изучением проблем социализации
стимулировалась спортивнопедагогической спецификой — стремлением
выстроить педагогику спорта на социальнонаучном фундаменте. Внимание,
которое уделялось исследованиям проблем социализации, несомненно, было
связано с общей переориентацией педагогики спорта. Растущий интерес к
проблемам социализации является одним из ярких примеров происходившего на
широком фронте отхода от традиционной педагогики спорта, основные
аргументы которой опирались на идеи антропологии. В значительной степени
обращение к вопросам социализации является признаком новых веяний и
критического пересмотра задач педагогики спорта как социальной.
Насколько прочно социализация в первой половине 70х годов вошла в круг
главных проблем педагогики спорта, определяя ее проблематику, можно видеть
на примере того факта, что регулярно создаваемый конгресс АДЛ (Комитет
немецких преподавателей физического воспитания) избрал в 1973 г. своей глав
ной темой проблему социализации.
Явная привлекательность проблемы социализации легализировала союз
педагогики спорта и социальных наук и лишь в самых общих чертах
разработанной социологии тела. С полным правом мы можем констатировать —
благодаря более интенсивному изучению различного рода вопросов
социализации неизбежно расширяется и междисциплинарный горизонт
педагогики спорта. Если традиционные теории физического воспитания почти
никогда сознательно не переступали своих собственных рамок, то с начала 80х
годов педагогика спорта сближается с другими науками, пользуясь их результа
тами. Изучение феномена социализации ярко иллюстрирует эту тенденцию.
Назвав некоторые причины перехода педагогики спорта к исследованию
вопросов социализации, мы перейдем в интересах научной добросовестности к
определению самого понятия "социализация".
Социализация при первом рассмотрении может быть определена как
феномен, имеющий отношение к взаимосвязям между индивидуумом и
обществом. Она состоит во включении человека в жизнь общества, в
превращении его в общественное существо и отражает то обстоятельство, что
развитие человека и как отдельной личности, и как представителя рода не
происходит изолированно. Социализация отражает процесс врастания человека
в общество. Процесс этот в высшей степени сложен, почему в теории
социализации существуют, по меньшей мере, две версии этого понятия: в
широком смысле слова социализация означает процесс, длящийся всю жизнь, а в
узком — процесс, часто связанный с какимто определенным периодом в
человеческой жизни. В настоящее время это понятие в большинстве случаев
связывается со всей жизнью человека.
Социализация, несомненно, оказывает определенное воздействие на какието
стороны человеческой натуры, причем это воздействие может происходить и
совершенно неосознанно — в силу самого факта совместного проживания и
общения человека с другими людьми.Социализация, кроме того, делает акцент на стремлении индивидуума
приспособиться к обществу, которое предъявляет к нему свои требования. Чтобы
существовать в обществе, человек неизбежно должен приспосабливаться к нему,
что часто ведет к тому, что социализацию рассматривают как "выработку
представлений о механизмах приспособления" (Вурцбахер). Развитию этой точки
зрения немало способствовал Дюркгейм, поскольку именно он интерпретировал
процесс социализации как детерминирование индивидуума посредством
существующих общественных структур.
Чтобы отойти от такой интерпретации, заменив ее более точным и детальным
определением, Вурцбар, в частности, ввел наряду с понятием социализации
понятие приобщения личности к культуре окружающего его общества и
персонализации. Именно понятие персонализации должно подчеркнуть то
обстоятельство, что социализация не является лишь чистым приспособлением
индивидуума к существующим структурам общества, но и должна признавать за
индивидуумом право на личную активность и самостоятельность.
Часто предпринимается попытка отграничить социализацию от воспитания.
При этом выдвигаются два противоположных воззрения — одни рассматривают
воспитание как частный аспект социализации, как подчиненное по отношению к
ней понятие, другие отстаивают противоположную точку зрения, считая, что
воспитание "выше" социализации.
Если вспомнить о данной нами дефиниции, то можно сделать вывод: оба
определения отличаются тем, что воспринимают социализацию как процесс,
ограниченный во времени, поскольку воспитание в узком смысле слова не может
длиться всю жизнь. Далее мы установили, что воспитание в узком смысле слова
представляет собой сознательный, планомерный, методичный процесс
воздействия на подрастающее поколение. Цель, которую стремится достичь
воспитатель, заключается для него в том, чтобы у воспитанника отпала
необходимость в воспитателе. Кроме того, ответственность воспитателя по отно
шению к воспитаннику является основополагающей, конститутивной для
процесса воспитания в узком смысле слова. К тому же воспитание в узком
смысле слова является межличностным процессом, чем социализация вовсе не
обязательно должна быть. Конечно, и весь окружающий мир может иметь
социализирующее значение для индивидуума. Педагогика спорта исследует,
прежде всего, процессы физической социализации, поскольку она ставит
типично педагогические проблемы, при этом всегда имея в виду общую
социализацию человека. Ведь физическая сторона является лишь одним из
моментов процесса социализации вообще. Частое и общее здесь вновь
взаимосвязаны. Превращение физической социализации в изолированную тему
неминуемо поведет к неверным оценкам.
ДИАПАЗОН ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РУСЛЕ
ПЕДАГОГИКИ СПОРТА
В центр нашего рассмотрения мы хотим поставить вопрос о тех инстанциях и
факторах социализации, на которые при обосновании понятия социализации,
имеющего отношение к педагогике спорта, должно обращаться особое внимание.
Необходимо обсудить вопрос о том, где происходит физическая социализация и
какие факторы являются определяющими для нее. Возникает мысль орассмотрении, прежде всего двух особенно важных для социализации
индивидуума инстанций — семьи и школы, не желая при этом умалить значения
других "агентов социализации", как, например, детского сада, группы
ровесников, профессии, средств массовой информации, творческих или
профессиональных союзов и т.д.