Формулировка задания:
1)Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши?
Формулировка задания:
1)Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши?
Ответ: действительно /правда
№8 Лексический анализ.
Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
Ответ: худой
№8 Лексический анализ.
Замените книжное слово «послание» в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(29)Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него?
№8 Лексический анализ.
Замените книжное слово «послание» в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(29)Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него?
Ответ: письмо
№8 Лексический анализ.
В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.
(10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.
(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14) Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15) И вдруг – бабах!(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу.
№8 Лексический анализ.
В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.
(10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.
(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14) Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15) И вдруг – бабах!(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу.
Ответ: радостновесело
Фразеологизмы
В предложениях 12–19 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.
– (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно!
Фразеологизмы
В предложениях 12–19 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.
– (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно!
Ответ:сколькодушеугодно
СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ОГЭ
На произвол судьбы — без какой либо помощи, поддержки, без присмотра
Ровным счётом ничего - ничтожно мало; абсолютно (ничего).
Сколько душе угодно - очень много, в большом количестве чего либо.
Уносить ноги - удирать, спасаться бегством.
Как по писаному — (говорить) гладко, без запинки
Будь здоров - пожелание
Разводить руками -удивляться, недоумевать; не знать, как поступить в затруднительном положении
Не давать/не дать в обиду -не позволять обижать кого-либо, заступаться за кого-либо.
Время от времени — иногда.
Взяться за ум - прекратить заниматься ерундой и начать делать дело
Как <будто> ни в чём не бывало - делая вид, что ничего не произошло, не случилось.
Днем с огнем (не сыщешь) – показывает крайнюю редкость того, что приходится искать,
Из рук в руки - от одного к другому
Не то слово - о чем-то, что значительно отличается от прозвучавшей оценки.
Формулировка задания:
1) 5)В предложениях 2–3 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.
(3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет, несмотря ни на какие жалобы.
Формулировка задания:
1) 5)В предложениях 2–3 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.
(3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет, несмотря ни на какие жалобы.
Ответ: ровным счётом
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении
В предложениях 26–31 найдите слово с лексическим значением «растеряться от неожиданности, испуга». Выпишите это слово.
(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко...(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении
В предложениях 26–31 найдите слово с лексическим значением «растеряться от неожиданности, испуга». Выпишите это слово.
(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко...(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.
Ответ: опешили
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Бомбардир-нападающий игрок в командных играх с мячом
Бойкот- прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка
Гамак- подвесное полотнище или сетка для лежания
Гордость-чувство собственного достоинства, самоуважения,
Деликатно-вежливо
Заманчивый- обещающий успех, выгоды, удовольствие
Комбинезон- костюм, представляющий собой соединение верхней части одежды и брюк
Мастер- специалист, достигший высокого искусства в своём деле
Мольберт-подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, картон, бумагу
Обсерватория- «учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений
Пренебрёг-отнестись без внимания к чему-либо,
Привязанность- чувство близости, основанное на преданности и симпатии
Просека-полоса в лесу, очищенная от деревьев
Русло-углубление в грунте, по которому течёт водный поток,
Разбить-победить, нанеся поражение
Смежив-сомкнув, закрыв
Соратник-«испытанный, надёжный товарищ»,
Элегантный- «изысканный, изящный,
Этюд- «рисунок или картина, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения»
Формулировка задания:
1) В предложениях 6–9 найдите слово с лексическим значением «вежливо». Выпишите это слово.
(6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…» (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8) Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду.
Формулировка задания:
1) В предложениях 6–9 найдите слово с лексическим значением «вежливо». Выпишите это слово.
(6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта…» (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8) Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду.
Ответ: деликатно
Антонимы
– слова одной части речи, противоположные по значению. Например, спрашивать-отвечать, отдёрнуть-протянуть, мёртвый-живой, много-мало, проснуться-уснуть,жизнь-смерть,весёлый-грустный,хороши-плохи,грубый-ласковый,тяжело-легко,узкий-широкий,взлетал-падал,молодой-старый,толстый-тонкий,грустно-весело.
Формулировка задания:
1) В предложениях 31–36 найдите антоним к слову «спрашивать». Выпишите этот антоним.
(31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.
– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.
– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
– (36)Мои сыновья, Семён и Василий
Формулировка задания:
1) В предложениях 31–36 найдите антоним к слову «спрашивать». Выпишите этот антоним.
(31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.
– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.
– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
– (36)Мои сыновья, Семён и Василий
Ответ: отвечает
Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:
Нейтральная - это общеупотребительная лексика, которая обозначает обыденные понятия повседневной жизни и не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики.
Книжная - это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются и в научной литературе, и в публицистике, и в деловых документах, и в художественной литературе. Например, непреходящего-постоянного.
Разговорная - это слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность. Например, маячили,пробурчал, промямлил,дуться,сморило
Просторечная - это слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи. Например, : влепить, ляпнуть-скажет, здорово-очень, донять-достать, простофиля, неужто
Формулировка задания:
В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.
(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа.
Формулировка задания:
В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.
(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа.
Ответ: сморило
Активный и пассивный запас лексики
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.
Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления. Например, благодеяние - одолжение, тракт- большая наезженная дорога, отведай.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.