Задание по астрономии "История календаря"
Оценка 4.7

Задание по астрономии "История календаря"

Оценка 4.7
docx
22.12.2021
Задание по астрономии "История календаря"
задание на закрепление.docx

Задание "История календаря"

Сейчас каждая группа получит текст. Этот текст вы должны изучить и систематизировать материал в виде таблицы. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут. После работы с текстом, каждая группа делает сообщение по своему тексту, а остальные учащиеся заполняют, по ходу рассказа, таблицы.

 

Текст 1.

Календарь в Древнем Египте и Древнем Вавилоне.

В Древнем Египте уже в пятом тысячелетие до нашего летосчисления пользовались солнечнымкалендарем. Календарный год делился на 12 месяцев по 30 суток в каждом. В настоящее время солнечный календарь является основным почти во всех странах мира. 

В основе солнечного календаря лежит тропический год (промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия) равный 365, 2422 суток. В практической жизни используется календарный год –– год с целым числом суток.

Около 4000 лет назад в Древнем Вавилоне был введен лунныйкалендарь. В этом календаре продолжительность месяцев исчислялась от одного новолуния до другого, и считалось, что они содержат попеременно то 29, то 30 дней. Вавилонский календарный год состоит из 12 месяцев, т.е. 354 дней (29·6 +30·6=354), в то время как на самом деле год содержит 365,2422 дня. Для устранения этого расхождения жрецы Древнего Вавилона, ведавшие календарем, в каждые три года из восьми добавляли по одному месяцу. Эта поправка значительно улучшала совпадение календарных дат с временем наступления новолуния, периодом разлива рек и прочие, но остается неисправленным расхождение более чем на 1/3 суток в год.

Вернемся в Древний Египет. Для хозяйственной жизни египтян огромное значение имели разливы реки Нил. Зная время начала разлива Нила, жители Древнего Египта могли вовремя подготовиться к сельскохозяйственным работам. Определить этот момент позволяло наблюдение за Сириусом . Восход звезды, в начале июля, немного раньше Солнца, совпадало с началом разлива Нила.

Совпадение во времени начала разлива Нила и первого появления на востоке звезды Сириус (по-египетски Сотис) египетские жрецы окружили всевозможными легендами. Календарь, которым они ведали, был согласован с видимым движением звезды Сириус - Сотис. В этом календаре год состоял из 12 месяцев, по 30 дней в каждом. В конце года добавлялось еще пять дней. Таким образом, год состоял из 365 дней. Такой счет времени давал ошибку приблизительно в 0,25 дня в год или 1день в 4 года, или (4·365=1460) 1 год за 1460 лет, так что все календарные праздники, постепенно сдвигаясь, полностью обходили год за 1460 лет. Это расхождение было известно древним египтянам, но жрецы, ведавшие календарем, из соображений культа сохраняли такой "блуждающий" год и препятствовали его исправлению.

В Древнем Египте по крайней мере дважды делались попытки исправить календарь. В XVII веке до н.э. Египет был завоеван азиатским племенем гиксосов. У гиксосов был календарь, в котором год состоял из 12 лунных месяцев и имел продолжительность в 354 или 355 дней. Таким образом, в общем он был хуже египетского. Однако в одном отношении календарь гиксосов имел важное преимущество перед египетским: в нем имелась система периодических исправлений, позволявшая поддерживать его соответствие с солнечным циклом. Преобразование обоих календарей, которое объединило бы достоинства каждого из них: 365-дневной год египтян с добавкой одного дня раз в четыре года, казалось, напрашивалось само собой.

Гиксосский царь Салитис предпринял реформу календаря. С помощью соответствующей добавки 365-дневный год древних египтян был приведен в более точное соответствие с солнечным циклом. Однако реформа календаря не удержалась. После победы национального египетского восстания, свергнувшего власть гиксосов, исправленный календарь был отменен.

Вторая попытка реформы календаря в Древнем Египте была сделана спустя много веков царем Евергетом, в 238 г. до н.э. Но после его смерти и этот календарь был забыт.

 

Текст 2.

Календарь в Древнем Риме, Древнем Китае и Древней Греции.

В Древнем Риме сначала пользовались лунным календарем, в котором год состоял из 10 месяцев по 29 и 30 дней каждый и содержал 304 дня. Затем был введен лунный календарь, в котором год состоял из 12 месяцев и содержал 355 дней. Столкнувшись с тем, что одни и те же календарные даты приходятся то на одно, то на другое время года, римляне в начале VI века до н.э. ввели в свой календарь исправления, превратив его в лунно-солнечный.При этом на протяжении периода, состоящего из 4 лет, два календарных года остались обычными, а два были сделаны удлиненными, содержащими добавочный месяц в 22 или 23 дня. По сравнению с солнечным годом эта поправка оказалась избыточной и календарный год стал длиннее солнечного на одни сутки. Поэтому потребовались дальнейшие поправки, которые было поручено делать жрецам по мере надобности.

Однако жрецы, отчасти по небрежности, отчасти из корыстных соображений, делали это плохо. Ведь с различными календарными датами были связаны такие события, как окончание и начало срока правления должностных лиц. Удлиняя или укорачивая месяц, жрецы могли эти события приблизить или отдалить. В Древнем Риме проценты по долгам полагалось платить первого числа каждого месяца. Владея календарем, жрецы и это, тяжкое для многих, событие могли при желании отодвинуть. Постепенно жрецы так основательно запутали счет дней в году, что это стало мешать нормальной жизни.

В Древнем Китае сначала пользовались лунным календарем, а затем перешли на лунно-солнечный. В VI веке до н.э. древние китайские астрономы установили, что через каждые 19 солнечных лет новолуние совпадает с летним солнцестоянием и при этом в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев. В соответствии с этим в лунно-солнечном древнекитайском календаре в течение каждого 19-летнего периода 5 лет имеют по 12, а 7 лет –– по 13 месяцев.

В Древней Греции сначала тоже был лунный календарь, в котором год попеременно состоял то из 12, то из 13 месяцев. При этом чередование обычных и удлиненных лет производилось всякий раз по специальному решению правителей каждого города. Естественно, что это приводило к большому разнобою, т. к. нередко оказывалось, что в соседних городах на один и тот же день приходятся разные календарные даты. В 593 г. до н.э. правитель Афин Солон ввел календарь вавилонского типа с восьмилетним периодом, в котором было 5 обычных лет по 12 месяцев и 3 удлиненных года по 13 месяцев.

В 432 г. до н.э. греческий астроном Метон еще раз, независимо от китайцев, открыл, что в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев и, т. о., через этот период времени различные фазы Луны снова приходятся на те же дни солнечного года. Это открытие древние греки сочли столь важным, что цикл Метона был записан золотыми буквами на мраморных досках, выставленных на городских площадях. С введением в счет дней поправок в соответствии с 19-летним циклом Метоналунно-солнечный календарь древних греков стал значительно лучше соответствовать времени наступления различных периодически повторяющихся событий: смен фаз Луны, сезонов года и т. д.

 

 

 

 

 

 

Текст 3.

Юлианский и григорианский календари.

В I веке до н.э. император Юлий Цезарь приказал упорядочить календарь. По предложению египетского астронома Созигена в 46 г. до н.э. в Древнем Риме был принят новый солнечный календарь. Этот календарь получил название юлианского; счет дней по юлианскому календарю называют старым стилем. В юлианском календаре длительность года была принята равной 365,25 суток. При этом для ровного счета три года считались содержащими по 365 дней, а каждый четвертый – 366 дней. С этой поправкой длина года по юлианскому календарю в среднем оказывается на 11 минут 14 секунд больше длины тропического года, что составляет сутки за 128 лет и три дня за 384 года.

В 325 г. н.э. на Никейском церковном соборе система счета юлианского календаря была сохранена и утверждена в качестве христианского календаря. В тот год весеннее равноденствие наступило 21 марта, и Никейский собор постановил, что праздник пасхи должен праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В первые десятилетия и даже в первое столетие после этого постановления с днем празднования пасхи все обстояло благополучно. Однако с течением столетий неучтенное расхождение длительности календарного и реального года постепенно накапливалось и действительное начало весны стало все больше расходиться с календарным. В XIV веке это расхождение уже превысило 7 дней, и ученые того времени неоднократно поднимали вопрос об исправлении календаря. Однако решение этого вопроса все откладывалось, ведь все календарные даты среди прочего указывают и дни религиозных праздников, а у различных церквей (католической, православной) по этому поводу были различные мнения.

В XIV веке за исправление календаря высказался папа римский Климент VI. В конце XV века папа Сикст VI начал подготовку реформы календаря и, что для церкви было самым важным, исправление пасхалий, т. е. Уточнение дат празднования пасхи. В XVI веке реформу календаря обсуждали два "вселенских" собора: Латеранский и Тридентский. Наконец, в 1582 г. папа Григорий XIII утвердил проект реформы календаря, предложенный ЛуиджиЛимо, и издал буллу, согласно которой предписывалось день, следующий после четверга 4 октября 1582 г., считать пятницей 5 октября того же года. Т. е., счет дней был передвинут на 10 дней вперед и исправлено уже накопившееся расхождение. Кроме того, предписывалось считать високосными не 100 из 400 лет, как это было принято в юлианском календаре, а лишь 97 из 400. При этом расхождение календаря с временами года и моментами равноденствий соответственно снижается. В юлианском календаре оно составляет 0,0078 суток в год или 1 сутки за 128 лет, а в григорианском – лишь 0,0003 суток в год или сутки за 3280 лет. Невисокосными, простыми, в григорианском календаре считаются все годы столетий (например, 1700, 1800, 1900), за исключением тех, у которых число поотнятии двух нулей делится на четыре без остатка (например, 1600, 2000). Счет дней по григорианскому календарю часто называют новым стилем.

 

 

Текст 4.

История российского календаря.

Большой интерес представляет история календаря в России. Древние славяне пользовались лунным календарем. В конце X века н.э. Древняя Русь приняла христианство и в ней в обиход вошел применявшийся в Риме и Византии юлианский календарь, основанный на солнечном годе, с делением на 12 месяцев и семидневные недели.

    В конце XVI века во многих христианских странах был введен григорианский календарь. Однако Россия от этого уклонилась. В царской России введение нового стиля задерживалось в связи с тем, что православная церковь опасалась могущего при этом произойти "повреждения пасхалий" – совпадения дня празднования христианской пасхи с еврейской, и новый стиль был введен только после Октябрьской революции. В декрете от 25 января 1918 г., подписанном В.И.Лениным. Согласно этому декрету предписывалось день, следующий после 31 января 1918 г., считать днем 14 февраля того же года. Т. о., накопившееся к этому времени расхождение в 13 дней было исправлено.

Ныне в нашей стране применяется григорианский календарь.

 

Мусульманский календарь.

 

Мусульманский календарь построен только на изменениях фаз Луны и, т.о., является чисто лунным. Этот календарь был введен в VII веке н.э. в ряде мусульманских стран. Во многих странах Ближнего и Среднего Востока, в которых господствующей религией является ислам, этот календарь применяется и в настоящее время.

Мусульманский календарный год состоит из 12 лунных месяцев, шесть из которых содержат 29 и шесть – 30 дней. Кроме того, в мусульманские високосные годы к последнему месяцу года добавляется еще 1 день. Т. о. мусульманский календарный год содержит 354 или 355 дней и оказывается короче солнечного года на 11,25 или 10,25 дней. За 32 мусульманских календарных года расхождение этого календаря с солнечным достигает почти одного мусульманского календарного года.

При такой системе счета дней в течение 32 лет все календарные даты и дни праздников приходятся на различные месяцы солнечного календаря и блуждают по разным сезонам года.

 

Текст 5.

Эры и календарь.

Выбор начала отсчета в различных календарях делался из различных соображений, но всегда условно и произвольно. У мусульманских арабов существовал счет времени от "года слона". В этой "эре" эпохой (началом отсчета) является событие сугубо местного значения – нападение на Мекку войска из Йемена, в составе которого были слоны.

Существовало немало эр, связанных с правлением того или иного царя или с их военного победами. Такова, например, употреблявшаяся в Древней Александрии эра Августа (Октавиан – римский император после победы над Египтом принял имя Август, что значит «возвеличенный» и стал первым римским императором.Шестой месяц римского календаря – "секстилис" – переименовали в его честь, и с тех пор он называется августом.). В этой эре за начало отсчета была принята решительная победа Августа над Антонием. Такова эра, установленная в 1550 г. нашего летосчисления в Индии "великим Моголом" Акбаром, приказавшим согласовать летосчисление с годом вступления его на трон.

В александрийской эре, которая некоторое время была в ходу в Греции, а абиссинцами и коптами применялась вплоть до XX века, "сотворения мира" относилось к 5501 г. до н.э. В антихийской  эре "сотворение мира" было отнесено к 5969 г. до н.э., а в византийской эре "сотворение мира" соответствовало 5508 г. до н.э. Всего таких эр было придумано около 200.

В самой длинной из них "сотворение мира" относилось к 6984 г. до нашего летосчисления, в самой короткой – к 3483 г. до нашего летосчисления.

В настоящее время повсеместно получила распространение христианская эра, в которой эпохой является "рождество Христово". Эта эра была введена на основании расчетов, сделанных римским монахом Дионисием Малым в 241 г. эры Диоклетиана, согласно которым "воскресение" Иисуса произошло за 253, а рождество – за 283 года до начала эры Диоклетиана. Поэтому следующий год Дионисий назвал 525 годом от рождества Христова.

Вместе с распространением христианской религии предложенная Дионисием христианская эра начала распространяться повсеместно. В 532 г. нашего летосчисления она была принята в Риме, в VIII веке – во Франции.

В России вплоть до XVIII века была в ходу византийская эра от "сотворения мира". Указом Петра I от 20 декабря 1699 г. в России была введена эра от "рождества Христова" и 1 января 7208 г. византийской эры было приказано считать 1 января 1700 г. от "рождества Христова". К XIX веку счет от "рождества Христова" был введен во всех "христианских" странах.

В тех странах, где господствует ислам, существует своя мусульманская эра, в которой эпохой считается "хиджра" – год бегства пророка Мухаммеда из родного города Мекки в Медину. Эта эра была введена халифом Омаром в 634-644 гг. нашего летосчисления; "хиджра" была отнесена Омаром к 622 г. нашей эры.

Самой поздней была введенная во Франции "эра республики", эпохой которой был объявлен день провозглашения республики 22 сентября 1792 г. Этот календарь был отменен Наполеоном, восстановлен во время Парижской коммуны и перестал действовать после ее гибели.

 

 

Таблицы могут быть такими.

Например,

КАЛЕНДАРЬ И ИСТОРИЯ.

Страна (Др. Египет). Род календаря (Солнечный). Особенности календаря-число месяцев в году, их продолжительность, продолжительность года и т. д. (12 месяцев по 30 суток, 1 год = 365 дней, в конце года добавлялась 5 дней). Примечания - ошибки, поправки в календаре (Ошибка - 1 день в 4 года).

 

ЭРЫ И ЭПОХИ.

 

Название эры ("Год слона"). Эпоха (Нападение на Мекку войска из Йемена). Страна, где распространена эра( Аравия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"История календаря"

Текст 1.

Календарь в Древнем Египте и Древнем Вавилоне.

В Древнем Египте уже в пятом тысячелетие до нашего летосчисления пользовались солнечнымкалендарем. Календарный год делился на 12 месяцев по 30 суток в каждом. В настоящее время солнечный календарь является основным почти во всех странах мира. 

В основе солнечного календаря лежит тропический год (промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия) равный 365, 2422 суток. В практической жизни используется календарный год –– год с целым числом суток.

Около 4000 лет назад в Древнем Вавилоне был введен лунныйкалендарь. В этом календаре продолжительность месяцев исчислялась от одного новолуния до другого, и считалось, что они содержат попеременно то 29, то 30 дней. Вавилонский календарный год состоит из 12 месяцев, т.е. 354 дней (29·6 +30·6=354), в то время как на самом деле год содержит 365,2422 дня. Для устранения этого расхождения жрецы Древнего Вавилона, ведавшие календарем, в каждые три года из восьми добавляли по одному месяцу. Эта поправка значительно улучшала совпадение календарных дат с временем наступления новолуния, периодом разлива рек и прочие, но остается неисправленным расхождение более чем на 1/3 суток в год.

Вернемся в Древний Египет. Для хозяйственной жизни египтян огромное значение имели разливы реки Нил. Зная время начала разлива Нила, жители Древнего Египта могли вовремя подготовиться к сельскохозяйственным работам. Определить этот момент позволяло наблюдение за Сириусом . Восход звезды, в начале июля, немного раньше Солнца, совпадало с началом разлива Нила.

Совпадение во времени начала разлива Нила и первого появления на востоке звезды Сириус (по-египетски Сотис) египетские жрецы окружили всевозможными легендами. Календарь, которым они ведали, был согласован с видимым движением звезды Сириус - Сотис. В этом календаре год состоял из 12 месяцев, по 30 дней в каждом. В конце года добавлялось еще пять дней. Таким образом, год состоял из 365 дней. Такой счет времени давал ошибку приблизительно в 0,25 дня в год или 1день в 4 года, или (4·365=1460) 1 год за 1460 лет, так что все календарные праздники, постепенно сдвигаясь, полностью обходили год за 1460 лет. Это расхождение было известно древним египтянам, но жрецы, ведавшие календарем, из соображений культа сохраняли такой "блуждающий" год и препятствовали его исправлению.

В Древнем Египте по крайней мере дважды делались попытки исправить календарь. В XVII веке до н.э. Египет был завоеван азиатским племенем гиксосов. У гиксосов был календарь, в котором год состоял из 12 лунных месяцев и имел продолжительность в 354 или 355 дней. Таким образом, в общем он был хуже египетского. Однако в одном отношении календарь гиксосов имел важное преимущество перед египетским: в нем имелась система периодических исправлений, позволявшая поддерживать его соответствие с солнечным циклом. Преобразование обоих календарей, которое объединило бы достоинства каждого из них: 365-дневной год египтян с добавкой одного дня раз в четыре года, казалось, напрашивалось само собой.

Гиксосский царь Салитис предпринял реформу календаря. С помощью соответствующей добавки 365-дневный год древних египтян был приведен в более точное соответствие с солнечным циклом. Однако реформа календаря не удержалась. После победы национального египетского восстания, свергнувшего власть гиксосов, исправленный календарь был отменен.

Вторая попытка реформы календаря в Древнем Египте была сделана спустя много веков царем Евергетом, в 238 г. до н.э. Но после его смерти и этот календарь был забыт.

 

 

"История календаря"

Текст 2.

Календарь в Древнем Риме, Древнем Китае и Древней Греции.

В Древнем Риме сначала пользовались лунным календарем, в котором год состоял из 10 месяцев по 29 и 30 дней каждый и содержал 304 дня. Затем был введен лунный календарь, в котором год состоял из 12 месяцев и содержал 355 дней. Столкнувшись с тем, что одни и те же календарные даты приходятся то на одно, то на другое время года, римляне в начале VI века до н.э. ввели в свой календарь исправления, превратив его в лунно-солнечный.При этом на протяжении периода, состоящего из 4 лет, два календарных года остались обычными, а два были сделаны удлиненными, содержащими добавочный месяц в 22 или 23 дня. По сравнению с солнечным годом эта поправка оказалась избыточной и календарный год стал длиннее солнечного на одни сутки. Поэтому потребовались дальнейшие поправки, которые было поручено делать жрецам по мере надобности.

Однако жрецы, отчасти по небрежности, отчасти из корыстных соображений, делали это плохо. Ведь с различными календарными датами были связаны такие события, как окончание и начало срока правления должностных лиц. Удлиняя или укорачивая месяц, жрецы могли эти события приблизить или отдалить. В Древнем Риме проценты по долгам полагалось платить первого числа каждого месяца. Владея календарем, жрецы и это, тяжкое для многих, событие могли при желании отодвинуть. Постепенно жрецы так основательно запутали счет дней в году, что это стало мешать нормальной жизни.

В Древнем Китае сначала пользовались лунным календарем, а затем перешли на лунно-солнечный. В VI веке до н.э. древние китайские астрономы установили, что через каждые 19 солнечных лет новолуние совпадает с летним солнцестоянием и при этом в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев. В соответствии с этим в лунно-солнечном древнекитайском календаре в течение каждого 19-летнего периода 5 лет имеют по 12, а 7 лет –– по 13 месяцев.

В Древней Греции сначала тоже был лунный календарь, в котором год попеременно состоял то из 12, то из 13 месяцев. При этом чередование обычных и удлиненных лет производилось всякий раз по специальному решению правителей каждого города. Естественно, что это приводило к большому разнобою, т. к. нередко оказывалось, что в соседних городах на один и тот же день приходятся разные календарные даты. В 593 г. до н.э. правитель Афин Солон ввел календарь вавилонского типа с восьмилетним периодом, в котором было 5 обычных лет по 12 месяцев и 3 удлиненных года по 13 месяцев.

В 432 г. до н.э. греческий астроном Метон еще раз, независимо от китайцев, открыл, что в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев и, т. о., через этот период времени различные фазы Луны снова приходятся на те же дни солнечного года. Это открытие древние греки сочли столь важным, что цикл Метона был записан золотыми буквами на мраморных досках, выставленных на городских площадях. С введением в счет дней поправок в соответствии с 19-летним циклом Метоналунно-солнечный календарь древних греков стал значительно лучше соответствовать времени наступления различных периодически повторяющихся событий: смен фаз Луны, сезонов года и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"История календаря"

Текст 3.

Юлианский и григорианский календари.

В I веке до н.э. император Юлий Цезарь приказал упорядочить календарь. По предложению египетского астронома Созигена в 46 г. до н.э. в Древнем Риме был принят новый солнечный календарь. Этот календарь получил название юлианского; счет дней по юлианскому календарю называют старым стилем. В юлианском календаре длительность года была принята равной 365,25 суток. При этом для ровного счета три года считались содержащими по 365 дней, а каждый четвертый – 366 дней. С этой поправкой длина года по юлианскому календарю в среднем оказывается на 11 минут 14 секунд больше длины тропического года, что составляет сутки за 128 лет и три дня за 384 года.

В 325 г. н.э. на Никейском церковном соборе система счета юлианского календаря была сохранена и утверждена в качестве христианского календаря. В тот год весеннее равноденствие наступило 21 марта, и Никейский собор постановил, что праздник пасхи должен праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В первые десятилетия и даже в первое столетие после этого постановления с днем празднования пасхи все обстояло благополучно. Однако с течением столетий неучтенное расхождение длительности календарного и реального года постепенно накапливалось и действительное начало весны стало все больше расходиться с календарным. В XIV веке это расхождение уже превысило 7 дней, и ученые того времени неоднократно поднимали вопрос об исправлении календаря. Однако решение этого вопроса все откладывалось, ведь все календарные даты среди прочего указывают и дни религиозных праздников, а у различных церквей (католической, православной) по этому поводу были различные мнения.

В XIV веке за исправление календаря высказался папа римский Климент VI. В конце XV века папа Сикст VI начал подготовку реформы календаря и, что для церкви было самым важным, исправление пасхалий, т. е. Уточнение дат празднования пасхи. В XVI веке реформу календаря обсуждали два "вселенских" собора: Латеранский и Тридентский. Наконец, в 1582 г. папа Григорий XIII утвердил проект реформы календаря, предложенный ЛуиджиЛимо, и издал буллу, согласно которой предписывалось день, следующий после четверга 4 октября 1582 г., считать пятницей 5 октября того же года. Т. е., счет дней был передвинут на 10 дней вперед и исправлено уже накопившееся расхождение. Кроме того, предписывалось считать високосными не 100 из 400 лет, как это было принято в юлианском календаре, а лишь 97 из 400. При этом расхождение календаря с временами года и моментами равноденствий соответственно снижается. В юлианском календаре оно составляет 0,0078 суток в год или 1 сутки за 128 лет, а в григорианском – лишь 0,0003 суток в год или сутки за 3280 лет. Невисокосными, простыми, в григорианском календаре считаются все годы столетий (например, 1700, 1800, 1900), за исключением тех, у которых число поотнятии двух нулей делится на четыре без остатка (например, 1600, 2000). Счет дней по григорианскому календарю часто называют новым стилем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"История календаря"

Текст 4.

История российского календаря.

Большой интерес представляет история календаря в России. Древние славяне пользовались лунным календарем. В конце X века н.э. Древняя Русь приняла христианство и в ней в обиход вошел применявшийся в Риме и Византии юлианский календарь, основанный на солнечном годе, с делением на 12 месяцев и семидневные недели.

    В конце XVI века во многих христианских странах был введен григорианский календарь. Однако Россия от этого уклонилась. В царской России введение нового стиля задерживалось в связи с тем, что православная церковь опасалась могущего при этом произойти "повреждения пасхалий" – совпадения дня празднования христианской пасхи с еврейской, и новый стиль был введен только после Октябрьской революции. В декрете от 25 января 1918 г., подписанном В.И.Лениным. Согласно этому декрету предписывалось день, следующий после 31 января 1918 г., считать днем 14 февраля того же года. Т. о., накопившееся к этому времени расхождение в 13 дней было исправлено.

Ныне в нашей стране применяется григорианский календарь.

 

Мусульманский календарь.

 

Мусульманский календарь построен только на изменениях фаз Луны и, т.о., является чисто лунным. Этот календарь был введен в VII веке н.э. в ряде мусульманских стран. Во многих странах Ближнего и Среднего Востока, в которых господствующей религией является ислам, этот календарь применяется и в настоящее время.

Мусульманский календарный год состоит из 12 лунных месяцев, шесть из которых содержат 29 и шесть – 30 дней. Кроме того, в мусульманские високосные годы к последнему месяцу года добавляется еще 1 день. Т. о. мусульманский календарный год содержит 354 или 355 дней и оказывается короче солнечного года на 11,25 или 10,25 дней. За 32 мусульманских календарных года расхождение этого календаря с солнечным достигает почти одного мусульманского календарного года.

При такой системе счета дней в течение 32 лет все календарные даты и дни праздников приходятся на различные месяцы солнечного календаря и блуждают по разным сезонам года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"История календаря"

Текст 5.

Эры и календарь.

Выбор начала отсчета в различных календарях делался из различных соображений, но всегда условно и произвольно. У мусульманских арабов существовал счет времени от "года слона". В этой "эре" эпохой (началом отсчета) является событие сугубо местного значения – нападение на Мекку войска из Йемена, в составе которого были слоны.

Существовало немало эр, связанных с правлением того или иного царя или с их военного победами. Такова, например, употреблявшаяся в Древней Александрии эра Августа (Октавиан – римский император после победы над Египтом принял имя Август, что значит «возвеличенный» и стал первым римским императором.Шестой месяц римского календаря – "секстилис" – переименовали в его честь, и с тех пор он называется августом.). В этой эре за начало отсчета была принята решительная победа Августа над Антонием. Такова эра, установленная в 1550 г. нашего летосчисления в Индии "великим Моголом" Акбаром, приказавшим согласовать летосчисление с годом вступления его на трон.

В александрийской эре, которая некоторое время была в ходу в Греции, а абиссинцами и коптами применялась вплоть до XX века, "сотворения мира" относилось к 5501 г. до н.э. В антихийской  эре "сотворение мира" было отнесено к 5969 г. до н.э., а в византийской эре "сотворение мира" соответствовало 5508 г. до н.э. Всего таких эр было придумано около 200.

В самой длинной из них "сотворение мира" относилось к 6984 г. до нашего летосчисления, в самой короткой – к 3483 г. до нашего летосчисления.

В настоящее время повсеместно получила распространение христианская эра, в которой эпохой является "рождество Христово". Эта эра была введена на основании расчетов, сделанных римским монахом Дионисием Малым в 241 г. эры Диоклетиана, согласно которым "воскресение" Иисуса произошло за 253, а рождество – за 283 года до начала эры Диоклетиана. Поэтому следующий год Дионисий назвал 525 годом от рождества Христова.

Вместе с распространением христианской религии предложенная Дионисием христианская эра начала распространяться повсеместно. В 532 г. нашего летосчисления она была принята в Риме, в VIII веке – во Франции.

В России вплоть до XVIII века была в ходу византийская эра от "сотворения мира". Указом Петра I от 20 декабря 1699 г. в России была введена эра от "рождества Христова" и 1 января 7208 г. византийской эры было приказано считать 1 января 1700 г. от "рождества Христова". К XIX веку счет от "рождества Христова" был введен во всех "христианских" странах.

В тех странах, где господствует ислам, существует своя мусульманская эра, в которой эпохой считается "хиджра" – год бегства пророка Мухаммеда из родного города Мекки в Медину. Эта эра была введена халифом Омаром в 634-644 гг. нашего летосчисления; "хиджра" была отнесена Омаром к 622 г. нашей эры.

Самой поздней была введенная во Франции "эра республики", эпохой которой был объявлен день провозглашения республики 22 сентября 1792 г. Этот календарь был отменен Наполеоном, восстановлен во время Парижской коммуны и перестал действовать после ее гибели.


 

Задание "История календаря"

Задание "История календаря"

Вторая попытка реформы календаря в

Вторая попытка реформы календаря в

Текст 3. Юлианский и григорианский календари

Текст 3. Юлианский и григорианский календари

Октябрьской революции. В декрете от 25 января 1918 г

Октябрьской революции. В декрете от 25 января 1918 г

Вместе с распространением христианской религии предложенная

Вместе с распространением христианской религии предложенная

История календаря" Текст 1.

История календаря" Текст 1.

История календаря" Текст 2.

История календаря" Текст 2.

История календаря" Текст 3.

История календаря" Текст 3.

История календаря" Текст 4.

История календаря" Текст 4.

История календаря" Текст 5.

История календаря" Текст 5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2021