Задание 2 (синтаксический анализ)
2
Прочитайте текст.
(1)Единственными очагами древнерусской письменной культуры среди океана тьмы и невежества считались монастыри, где переписывали священные тексты и вели летописи на пергаменте – недублёной коже животных. (2)Кроме того, археологами найдено уже большое количество древнерусских грамот, написанных на берёзовой коре – бересте. (3)После тщательного изучения этих берестяных писем и записок учёные смогли предположить, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с XI века. (4)«В то время как наши предки высекали слова на камнях, славяне уже писали друг другу письма». (5)Это сообщение было опубликовано в одной из шведских газет, когда берестяные грамоты выставлялись в Швеции.
Укажите верные варианты ответов.
Вторая часть сложного предложения 1 осложнена обособленным приложением.
Предложение 2 является односоставным безличным.
Грамматическая основа в первой части сложного предложения 3 – учёные смогли.
Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным времени.
Сказуемое в первой части предложения 5 составное глагольное.
Решение/комментарий:
Да, Вторая часть сложного предложения 1 осложнена обособленным приложением (недублёной коже животных). Это верный ответ
Предложение 2 не безличное, а двусоставное, в котором подлежащее выражено словосочетанием (найдено… большое количество… грамот).
Нет, грамматическая основа в первой части сложного предложения 3 – учёные смогли предположить (здесь составное глагольное сказуемое).
Да, предложение 4 сложноподчинённое с придаточным времени (в то время как… предки высекали…), которое стоит перед главной частью.
Нет, в предложении 5 нет составного глагольного сказуемого. Сказуемое в нем составное именное, включающее вспомогательный глагол-связку было и именную часть, выраженную кратким причастием опубликовано.
Ответ: 14
3
Прочитайте текст.
(1)Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане. (2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. (3) Они должны признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным. (4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. (5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс.
Укажите верные варианты ответов.
Предложение 1 сложносочинённое.
Предложение 2 осложнено обособленным согласованным определением.
В предложении 3 четыре грамматические основы.
Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.
Грамматическая основа в предложении 5 – нравственность оказывается подчинена.
Решение/комментарий:
Предложение 1 не сложносочинённое, а простое, осложнённое однородными членами.
Обособленного определения в предложении 2 нет. Здесь присутствует обособленное обстоятельство (отрекаясь от собственного мнения), выраженное деепричастным оборотом.
В предложении 3 не четыре грамматические основы, а только три. Надо учесть, что фрагмент «они должны признать хорошим то … и осудить то…» представляет собой единую предикативную часть и содержит одну грамматическую основу.
В предложении 4 грамматическая основа – они пытаются подавлять. Здесь налицо составное глагольное сказуемое, включающее вспомогательный глагол пытаются и инфинитив подавлять. Это верный ответ.
В предложении 5 важно увидеть составное именное сказуемое, включающее вспомогательный глагол оказываются и именную часть, выраженную кратким страдательным причастием подчинена. Это верный ответ.
Ответ: 45
Задание 2 (синтаксический анализ)
4
Прочитайте текст.
(1)К сожалению, духовность в культуре отодвинута в нашу эпоху далеко на задний план. (2)Она, несмотря на бросающуюся в глаза рекламную составляющую, стала сегодня лишь иллюзорной оболочкой, за которой скрывается ярко выраженная материальность. (3)Культура сейчас является лишь совокупностью материальных достижений народа, она выступает в союзе с его экономическими и политическими стремлениями. (4)Нации хотят, чтобы их культура овладела другими народами, тем самым осчастливив эти народы. (5)Все начали искать рынки сбыта для своей культуры так же, как для своих товаров и сырья.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.
1. В предложении 1 составное именное сказуемое.
2. Предложение 2 сложноподчинённое с одной придаточной частью.
3. Предложение 3 сложносочинённое.
4. Предложение 4 осложнено обособленным определением.
5. Грамматическая основа в предложении 5 – все начали.
Решение/комментарий:
1. В предложении 1 действительно составное именное сказуемое. Вспомогательный глагол-связка быть здесь опущен, именная часть выражена кратким причастием (отодвинута). Это верный ответ.
2. Да, предложение 2 сложноподчинённое с одной придаточной частью (за которой скрывается ярко выраженная материальность). Выделенный запятыми фрагмент (несмотря на бросающуюся в глаза рекламную составляющую) представляет собой не более чем обособленное обстоятельство. Это верный ответ.
3. Предложение 3 не сложносочинённое, а сложное бессоюзное.
4. Предложение 4 осложнено не обособленным определением, а обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (тем самым осчастливив эти народы).
5. Грамматическая основа в предложении 5 – все начали искать.
Ответ: 12
Задание 2 (синтаксический анализ)
5
Прочитайте текст.
(1)Известно, что гелий впервые обнаружили в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. (2)Почти через три десятилетия этот элемент был найден и на Земле. (3)Но на нашей железокремниевой планете относительное содержание гелия в десятки миллиардов раз меньше, чем во Вселенной, где гелий занимает второе после водорода место. (4)На Земле вообще нет областей, в которых гелий скапливался бы в большом количестве. (5)Тем не менее он рассеян по планете и присутствует повсюду: в атмосфере, в океане, в земной коре.
Укажите верные варианты ответов.
В предложении 1 есть вводное слово.
Грамматическая основа в предложении 2 – элемент найден.
Сказуемое в первой части предложении 3 составное именное.
Предложение 4 сложносочинённое.
Предложение 5 простое, осложнённое.
Решение/комментарий:
1. Нет, в предложении 1 нет вводного слова. Слово известно является здесь сказуемым.
2. Нет, грамматическая основа в предложении 2 элемент был найден.
3. Да, в первой части предложения 3 присутствует составное глагольное сказуемое. Здесь в настоящем времени опущен вспомогательный глагол-связка быть, а именная часть выражена именем прилагательным в форме сравнительной степени (меньше). Это верный ответ.
4. Предложение 4 не сложносочинённое, а сложноподчинённое.
5. Да, предложение 5 простое, оно осложнено блоком однородных членов с обобщающим словом. Это верный ответ.
Ответ: 35
Задание 2 (синтаксический анализ)
Задание 3 (пунктуационный анализ)
6
Расставьте знаки препинания.
Жаворонки (1) едва различимые (2) в воздухе (3) заливались над степью (4) конца и края которой (5) не было видно (6) и сообщали (7) ещё не проснувшимся (8) жителям о долгожданном восходе солнца.
Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Решение/комментарий:
Запятые на месте цифр (1) и (3) выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом (едва различимые в воздухе).
На месте цифры (2) запятая не ставится.
Запятые на месте цифр (4) и (6) выделяют придаточную часть сложноподчинённого предложения (конца и края которой не было видно).
На месте цифры (5) запятая не ставится.
На месте цифр (7) и (8) запятые не ставятся, поскольку фрагмент между ними (причастный оборот) не требует пунктуационного выделения (здесь отсутствуют условия обособления).
Ответ: 1246
Задание 3 (пунктуационный анализ)
7
Расставьте знаки препинания.
Бросив последний взгляд на девушек (1) ждавших на берегу (2) Сергей наконец решился (3) и (4) глубоко выдохнув (5) нырнул с (6) раскачивающегося на ветру (7) моста в воду (8) обжигавшую утренней прохладой.
Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Решение/комментарий:
Запятые (1) и (2) выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом (ждавших на берегу).
Запятая (2), кроме того, закрывает обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом: бросив последний взгляд на девушек, (ждавших на берегу).
На месте (3) запятая не ставится (решился и … нырнул).
Запятые (4) и (5) выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом (глубоко выдохнув).
На месте цифр (6) и (7) запятые не ставятся, поскольку фрагмент между ними (причастный оборот) не требует пунктуационного выделения (здесь отсутствуют условия обособления).
Запятая на месте (8) закрывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (обжигавшую утренней прохладой).
Ответ: 12458
Задание 3 (пунктуационный анализ)
8
Расставьте знаки препинания.
Переминаясь с ноги на ногу (1) и дрожа от холода (2) Дима (3) немного выждав (4) вновь постучал в (5) обитую толстой жестью (6) дверь (7) однако (8) желанного отклика так и не последовало (9) и тогда он направился домой.
Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Решение/комментарий:
На месте цифры (1) запятой быть не должно: перед нами однородные деепричастные обороты, соединённые одиночным союзом И.
Запятая на месте цифры (2) закрывает обособленное обстоятельство, выраженное блоком однородных деепричастных оборотов (переминаясь с ноги на ногу и дрожа от холода).
Запятые на месте цифр (3) и (4) выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом (немного выждав).
На месте цифр (5) и (6) запятые не ставятся, поскольку фрагмент между ними (причастный оборот) не требует пунктуационного выделения (здесь отсутствуют условия обособления).
Запятая на месте цифры (7) разделяет части сложного предложения.
На месте цифры (8) запятая не ставится, поскольку однако является здесь союзом, а не вводным словом.
Запятая на месте цифры (9) разделяет части сложного предложения.
Ответ: 23479
Задание 3 (пунктуационный анализ)
9
Расставьте знаки препинания.
Когда пароход остановился среди реки (1) тесно загромождённой судами (2) и ощетинившейся сотнями острых мачт (3) к борту его подплыла большая лодка со множеством людей и подцепилась багром к спущенному трапу (4) и уже через минуту один за другим люди (5) из лодки (6) стали подниматься на палубу. Впереди всех быстро шёл сухонький старичок в чёрном длинном одеянии (7) и с рыжей (8) как золото (9) бородкой.
Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Решение/комментарий:
Запятые на месте цифр (1) и (3) выделяют обособленное определение, выраженное блоком однородных причастных оборотов, стоящих после определяемого слова (…реки, тесно загромождённой судами и ощетинившейся сотнями острых мачт).
На месте цифры (2) запятая не ставится. Блок однородных причастных оборотов, соединённых одиночным союзом И (тесно загромождённой судами и ощетинившейся сотнями острых мачт), не требует запятой.
Запятая на месте цифры (4) разделяет части сложносочинённого предложения (подплыла … лодка, и люди … стали подниматься).
На месте цифр (5) и (6) запятые не ставятся, поскольку фрагмент не требует пунктуационного выделения.
На месте цифры (7) запятая не ставится. Блок однородных членов, соединённых одиночным союзом И (в одеянии и с бородкой), не требует запятой.
Запятые на месте цифр (8) и (9) выделяют сравнительный оборот (как золото).
Ответ: 13489
Задание 4 (синтаксический анализ)
10
Замените словосочетание «встретить с радостью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Напишите получившееся словосочетание.
Решение/комментарий:
При примыкании зависимое слово должно быть выражено неизменяемой формой (обычно наречием). Поэтому вместо предложно-падежной формы «с радостью» пишем наречие «радостно».
Ответ: радостновстретить или встретитьрадостно
Задание 4 (синтаксический анализ)
11
Замените словосочетание «доказывать с упрямством», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Напишите получившееся словосочетание без пробелов и знаков препинания.
Решение/комментарий:
При примыкании зависимое слово должно быть выражено неизменяемой формой (обычно наречием). Поэтому вместо предложно-падежной формы «с упрямством» пишем наречие «упрямо».
Ответ: упрямодоказывать или доказыватьупрямо
Задание 4 (синтаксический анализ)
12
Замените словосочетание «лисий хвост», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Решение/комментарий:
При управлении зависимое слово должно быть выражено какой-либо падежной формой (обычно формой существительного или местоимения). Поэтому вместо прилагательного лисий пишем падежную форму существительного лисы и ставим её после главного слова.
Ответ: хвостлисы
Задание 4 (синтаксический анализ)
13
Замените словосочетание «ловля рыбы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Напишите получившееся словосочетание без пробелов.
Решение/комментарий:
При согласовании зависимое слово должно быть выражено согласуемой частью речи (чаще всего в подобных случаях именем прилагательным). Поэтому вместо падежной формы рыбы пишем прилагательное рыбная.
Ответ: рыбнаяловля или ловлярыбная
Задание 5 (орфографический анализ)
14
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова.
ЦИРКУЛЬ – в корне слове буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
ПРЕГРАДИТЬ (путь) – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.
КОСИТЬ (траву) – написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А-.
РЕЗАНЫЕ (овощи) – в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -АН-, пишется Н.
ДРУЖОК – в суффиксе имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О.
Решение/комментарий:
ЦИРКУЛЬ – в корне слове после буквы Ц пишется буква И.
Дано верное объяснение написания слова.
КОСИТЬ (траву) – написание безударной гласной в корне слова проверяется ударением (ко́сит).
РЕЗАНЫЕ (овощи) – в суффиксе имени прилагательного, образованного от глагола несовершенного вида (резать) не имеющего при себе пояснительных слов, пишется одна буква Н.
Дано верное объяснение написания слова.
Ответ: 25
Задание 5 (орфографический анализ)
15
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова.
1. БЛИСТАТЬ (умом) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
2. ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ (на выставке) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.
3. ТЁМНО-КРАСНАЯ (рябина) – сложное имя прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.
4. ПРИФРОНТОВОЙ (участок) – правописание приставки определяется её значением – близость.
5. СТЕРЕЧЬ (дом) – на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
Решение/комментарий:
1. БЛИСТАТЬ (умом) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от находящегося после корня суффикса -А-.
2. Дано верное объяснение написания слова.
3. ТЁМНО-КРАСНАЯ (рябина) – сложное имя прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основе сочинительного сочетания слов (тёмная и красная).
4. Дано верное объяснение написания слова.
5. СТЕРЕЧЬ (дом) – на конце неопределённой формы глагола после Ч пишется буква Ь.
Ответ: 24
Задание 5 (орфографический анализ)
16
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова.
1. ЗАРОВНЯТЬ (клумбу) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
2. КОЕ У КОГО – неопределённое местоимение пишется раздельно, если в нём есть приставка КОЕ-.
3. ЖИЗНЕННЫЙ(пример) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН.
4. ПОДЪЕЗД – перед буквами Е, Ё, Ю, Я после приставок на согласные пишется разделительный Ъ.
5. СКРЫТЬ – перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется приставка С.
Решение/комментарий:
1. Дано верное объяснение написания слова.
2. КОЕ У КОГО – неопределённое местоимение пишется раздельно, если приставка КОЕ- отделяется в нём от местоимения предлогом.
3. ЖИЗНЕННЫЙ (пример) – в суффиксе прилагательного, образованного от существительного с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН.
4. Дано верное объяснение написания слова.
5. СКРЫТЬ – здесь пишется приставка С (она неизменяемая).
Ответ: 14
Задание 5 (орфографический анализ)
17
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова.
1. ПРИШКОЛЬНАЯ (территория) – правописание приставки определяется её значением – близость.
2. БЕЛОСНЕЖНАЯ (рубашка) – сложное имя прилагательное пишется слитно, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.
3. СТАРИННЫЕ (часы) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН.
4. ЗАГОРЕТЬ (под солнцем) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
5. ПЕЧЬ (пирог) – на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
Решение/комментарий:
1. Дано верное объяснение написания слова.
2. Дано верное объяснение написания слова.
3. СТАРИННЫЕ (часы) – в суффиксе прилагательного, образованного от существительного, основа которого оканчивается на Н, при помощи суффикса -Н-, пишется НН.
4. ЗАГОРЕТЬ (под солнцем) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
5. ПЕЧЬ (пирог) – на конце неопределённой формы глагола после Ч пишется буква Ь.
Ответ: 12
18
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.
(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.
(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.
(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…
(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.
(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино – и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…
– (13)Где моя Чёрная Спинка? – крикнул Колька.
(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.
– (15)Она… была на кухне, – ответил отец.
(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, чтобы птица могла, присев на него, вспомнить свой родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)Дверца клетки была открыта. (23)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен.
– (24)Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька.
– (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. – (27)А вот зёрна…
(28)Колька боялся задать главный вопрос, оттягивал его.
19
– (29)А ногу ей перевязывали?
– (30)Ну… кажется, да.
– (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?
– (33)Ты знаешь, Николай… – отец в ответственные минуты всегда называл его так. – (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…
(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.
– (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? – избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.
– (38)Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
– (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!
– (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! – (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
– (43)А ты мне не сестра… – выпалил Колька.
– (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь!.. – голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.
(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она хотела признать свою вину, но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.
– (51)Как ты можешь так? (52)Коля! (53)Неля видит в тебе своего брата… (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!
– (55)Где же она сейчас? – спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.
(56)Елена Станиславовна опустила голову.
– (57)Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец.
(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.
– (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! – крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.
Задание 6 (анализ содержание текста)
20
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Мама Коли помогала сыну строить клетку для птиц и сама пекла пироги по праздникам.
Птица мешала заниматься Неле, и поэтому решено было выпустить Чёрную Спинку на волю.
Птица умерла, потому что родственники в отсутствие Коли не позаботились о ней.
Клетка для птицы была слишком маленькой, и шанса выздороветь у Чёрной Спинки не было.
Неля не поехала отдыхать, чтобы следить за птицей.
В ответе укажите номера выбранных вариантов без пробелов и запятых.
Решение/комментарий:
Вариант ответа 1 подтверждается предложениями 2 и 19. – Это верный ответ.
Вариант ответа 2 опровергается предложениями 31, 32 и 57 (родители не выпустили Чёрную спинку, а перенесли клетку с птицей из комнаты на кухню).
Вариант ответа 3 подтверждается предложениями 20, 21, 23–26. – Это верный ответ.
Вариант ответа 4 не подтверждается ни одним из предложений текста и не следует из общего содержания текста.
Вариант ответа 5 опровергается предложением 36.
Ответ: 13
Задание 7 (анализ средств выразительности)
21
Ответ: 24
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
«Ты видишь!» – голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.
«Да, мешала!» – звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.
В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей.
Решение/комментарий:
В варианте ответа 2 сравнение выражено сравнительным оборотом (словно натянутая струна). В варианте ответа 4 сравнение также выражено сравнительным оборотом (как слепой).
23
(1)В переписке с Колькой Оля часто упоминала о какой-то важной просьбе, но Колька никогда не придавал её словам значения. (2)Он обещал дворовым ребятам вести переписку с уехавшей девочкой, но выполнять её поручения не был обязан. (3)Вся эта девчачья ерунда настоящего мужчину интересовать не должна. (4)Что у неё там в голове может быть важного? (5)Одна чепуха!
(6)Но однажды Кольке пришло письмо. (7)Оля всё же рассказала о том, что так долго её волновало:
«(8)Коля! (9)Скоро мама окончательно закончит все вопросы с работой (ты сам знаешь), и мы переберёмся в другой город.
(10)Две наши комнаты на первом этаже в доме строителей, где мы жили с папой и бабушкой, отдадут другим людям. (11)Ты должен сделать так, чтобы туда въехала наша школьная гардеробщица Анна Ильинична.
(12)Я давно уже заметила, что она как придёт с работы, так со своими дочками-двойняшками, девчонками лет по пяти, до темноты во дворе гуляет. (13)Будто они в детском саду не нагулялись! (14)Оказалось, семья гардеробщицы на десяти метрах умещается – в крохотной комнатушке, при кухне. (15)А ведь их пятеро! (16)Как же это несправедливо. (17)У Анны Ильиничны взрослая дочь, муж её какие-то экзамены заочно сдаёт, и, чтобы двойняшки не мешали, она, даже не отдохнув после работы, с девочками по двору слоняется. (18)И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет. (19)Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются!
(20)Я много раз её девчонок к себе забирала, чтобы она отдохнула хоть немного. (21)А когда мы решили уезжать, так сразу решила, что в наши комнаты должна переехать Анна Ильинична со всей своей семьёй.
(22)Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.
(23)Я все справки за них собрала и в жилищно-коммунальный отдел раз пять бегала. (24)Там согласились выписать ордер. (25)Но тут Ерёмкины на дыбы встали.
(26)Это наши бывшие соседи – муж и жена. (27)Они такие люди: им о чужой беде говоришь, а они в этот момент только о себе думают. (28)И даже рады, что несчастье с кем-то другим случилось, а их стороной обошло.
24
(29)Я Ерёмкиным про Анну Ильиничну рассказывала, а они в этот момент (по лицам их видела!) думали только об одном: как хорошо, что у них большая комната, на солнечной стороне и не при кухне! (30)И потом сразу же о справедливости заговорили. (31)Не по закону, мол, и несправедливо, чтобы в хорошую квартиру дома строителей въезжали люди, которые на стройке не работают. (32)Ерёмкины – те люди, которые все законы наизусть знают, и всегда так выходит, что законы обязаны срабатывать в их пользу, и справедливость они как-то всегда к своим интересам умудряются приспосабливать. (33)И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи. (34) Восклицают с героическим видом: «Мы будем бороться за правду!» (35)Это ложь: они о себе думают, не о правде.
(36)Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся. (37)А на самом деле все их бумаги – сплошное надувательство: просто не хотят, чтобы сразу трое детей в квартиру въезжали.
(38)Я слышала, как Ерёмкина говорила своему супругу: «(39)Крик вечно будет под самым ухом!»
(40)Я перед самым моим отъездом письмо в стройуправление написала: мол, в доме проживают дети строителей, а Анна Ильинична работает в школе, где эти самые дети учатся, – значит, и она имеет к строительству отношение. (41)Самое непосредственное! (42)Со мной согласились. (43)И Ерёмкины приумолкли.
(44)Но вдруг после моего отъезда они снова развернут наступление на Анну Ильиничну? (45)Вдруг им удастся их обман? (46)Это было бы очень несправедливо!
(47)В общем, помоги Анне Ильиничне. (48)Сердце у меня за неё болит».
(49)В коротком ответном письме Коля написал:
«(50)Здравствуй, Оля!
(51)Я сегодня почти всю ночь не спал. (52)Мне казалось, что кто-то уже вселяется в вашу квартиру. (53)Я теперь ни о чём другом не думаю!
(54)Я думал, ты мне чушь какую-нибудь поручишь... (55)Думал: что может девчонка поручить? (56)А ты молодец! (57)Тебе не всё равно! (58)Всё сделаю, что смогу. (59)Если можно другому помочь – значит, нужно это сделать. (60)За настоящую правду буду бороться».
Задание 6 (анализ содержание текста)
25
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
1. Как Коля и думал, просьба Оли оказалось глупой и бессмысленной.
2. Ерёмкины не хотели, чтобы их соседями стала семья с детьми, потому что дети будут шуметь.
3. Олина мама уже уехала, а папа должен был закончить дела с работой и остался.
4. Коля согласился помочь Оле.
5. Девочка хотела досадить Ерёмкиным, а не восстановить справедливость.
Укажите номера ответов.
Решение/комментарий:
Вариант ответа 1 опровергается предложениями 54–57.
Вариант ответа 2 подтверждается предложениями 38–39. – Это верный ответ.
Вариант ответа 3 опровергается предложением 9.
Вариант ответа 4 подтверждается предложением 58. – Это верный ответ.
Вариант ответа 5 опровергается предложениями 45–48.
Ответ: 24
Задание 7 (анализ средств выразительности)
26
Ответ: 14
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1. Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются!
2. Сердце у меня за неё болит.
3. Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.
4. И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи.
5. И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.
Решение/комментарий:
В варианте ответа 1 сравнение выражено сравнительным оборотом (как нахохлившийся воробушек). В варианте ответа 4 сравнение также выражено сравнительным оборотом (как попугаи).
Задание 8 (лексический анализ)
27
Ответ: ложь или надувательство
Найдите в тексте синоним к слову ОБМАН (предложение 45).
Напишите этот синоним.
Решение/комментарий:
Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению (в данном случае это обман, ложь и надувательство)
28
(1)Ребята отправились за грибами в лес, находившийся на противоположном берегу реки. (2)Они шли по тропинке вдоль речки, мост через которую был на другом конце посёлка. (3)С правой стороны реки, над обрывистыми склонами, шли сады и огороды. (4)Тропинка была довольно хорошая, и шестилетний Лёсик без особого труда поспевал за всеми.
(5)Внезапно впереди показалась собака, сидевшая чуть повыше тропы и грызшая большую кость с круглой шишкой на конце. (6)Собака была бездомная. (7)Это было видно по жёлтой шерсти, свалявшейся грязными комками. (8)И ещё по тому, как она спокойно расположилась здесь, на диком берегу речки.
(9)Это была опасная встреча. (10)Ребята, остановившись, молча уставились на собаку. (11)Собака перестала грызть свою кость и, приподняв голову, а главное, не выпуская добычу изо рта, тоже молча уставилась на них.
(12)Чик мельком подумал, что она сейчас похожа на старого капитана с трубкой, про которого он читал какую-то книжку. (13)Но сейчас он не мог вспомнить, что это была за книжка. (14) Вид у старого капитана был свирепый, словно у льва, хотя на самом деле он оказался очень добрый.
(15)Конечно, могло случиться, что и эта собака добрая, но кто её знает. (16)Ребята молча бесконечные мгновения смотрели друг на друга, никто не решался ступить ни шагу, и всем от этого делалось всё страшней и страшней.
– (17)Чик, я боюсь, – тихо сказала Сонька, загораживаясь от собаки большой корзинкой, которую несла всю дорогу.
– (18)По-моему, она бешеная, – сказал Оник.
(19)Чик сам об этом подумал, однако решил, что сейчас правильней будет отрицать это, чтобы его маленькую команду не охватила паника. (20)Кроме того, ему не хотелось соглашаться с Оником, которого он считал трусоватым и давно пытался «перевоспитать».
– (21)У бешеной должна быть красная слюна, – сказал Чик.
– (22)Бешеные бегут к воде, – сказал Оник, – а она видишь куда пришла?
– (23)Глупости, – сказал Чик и, помертвев от страха, двинулся вперёд.
(24)Если бы Чик был один и встретился бы в таком месте с такой собакой, которая только смотрит и молчит, даже кости изо рта не вынимает, он просто повернулся бы и ушёл. (25)Но сейчас, на глазах у всех, он этого сделать не мог. (26)Чик, почти не шевеля опущенными вниз руками, с виду весьма уверенно проходил опасное место. (27)Хотя он не смотрел в сторону собаки, но краем глаза следил за ней и видел, что она тоже следила за ним. (28)Ему казалось, что с каждым шагом здоровенная морда
29
её делается всё огромней и огромней, а заострённые зубы всё шире открывают красную полоску пасти.
«(29)Она похожа на старого капитана, – упрямо повторял про себя Чик. – (30)А старый капитан никогда никого не кусает, потому что он добрый».
(31)Чик прошёл для безопасности ещё шагов десять, остановился и перевёл дух. (32)Теперь все ребята на той стороне завидовали ему. (33)Чик дал знак Онику идти. (34)Оник продолжал стоять.
– (35)Ну, Оник, пошевеливайся! – сказал Чик.
(36)Оник тоскливо смотрел на Чика и даже не пытался сойти с места. (37)И вдруг неожиданно для всех, содрогаясь смущённой улыбкой, Лёсик заковылял по тропе. (38)Он мужественно проковылял мимо собаки и подошёл к Чику.
– (39)Молодец, Лёсик, – сказал Чик и обнял его. (40)Лёсик благодарно засопел.
(41)Сонька не захотела оставаться одна и взяла Оника за руку. (42)Так, взявшись за руки, как маленькие, они вдвоём перешли опасное место.
– (43)Возьми у Соньки корзинку, – сердито сказал Чик, обращаясь к Онику.
– (44)За что? – спросил обиженно Оник.
(45)Чик выразительно посмотрел на него, напоминая, что он струсил. (46)Оник понял этот намёк, но не принял его за уважительную причину. (47)Чика всегда поражало в людях равнодушие к вопросам личной доблести. (48)Сам он изо всех сил старался выглядеть храбрее, чем был на самом деле. (49)И для этого ему нередко приходилось понукать свою упирающуюся храбрость. (50)А Онику это и в голову не приходило. (51)Вот и теперь он глядел с недоумением на Чика и никак не мог понять, почему тот недоволен. (52)Немного подумав, он сказал:
– (53)Чик, я не струсил, просто я осторожный. (54)Собаку можно было и обойти.
– (55)Ничего, Чик, я сама корзинку понесу, – вмешалась Сонька. (56)Она любила, чтобы всё было хорошо.
Задание 6 (анализ содержание текста)
30
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
1. Маленькому Лёсику нелегко было поспевать за ребятами, когда они шли по тропинке.
2. Увидев ребят, собака опустила кость на землю и оскалила пасть.
3. Оник не сразу понял, почему Чик предложил ему взять у Сони корзину и нести её самому.
4. Оник объяснил своё нежелание проходить мимо опасной собаки осторожностью.
5. Соня обиделась, когда Чик предложил её отдать корзину Онику.
Решение/комментарий:
Вариант ответа 1 опровергается предложением 4.
Вариант ответа 2 опровергается предложением 11.
Вариант ответа 3 подтверждается предложениями 43–46. – Это верный ответ.
Вариант ответа 4 подтверждается предложением 53. – Это верный ответ.
Вариант ответа 5 опровергается предложениями 55–56.
Ответ: 34
Задание 7 (анализ средств выразительности)
31
Ответ: 35
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1. Вот и теперь он глядел с недоумением на Чика и никак не мог понять, почему тот недоволен.
2. Если бы Чик был один и встретился бы в таком месте с такой собакой, которая только смотрит, и молчит, и даже кости изо рта не вынимает, он просто повернулся бы и ушёл.
3. Чик прошёл для безопасности ещё шагов десять, остановился и перевёл дух.
4. И вдруг неожиданно для всех, содрогаясь смущённой улыбкой, Лёсик заковылял по тропе.
5. А Онику это и в голову не приходило.
Решение/комментарий:
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов с самостоятельным, цельным (обычно образным) значением. В варианте ответа 3 фразеологизм – перевёл дух. В варианте ответа 5 фразеологизм – в голову (не) приходило.
Задание 8 (лексический анализ)
32
Ответ: торопись или спеши или поторопись или поспеши
В предложениях 32–36 найдите разговорное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
Решение/комментарий:
Разговорное слово, которое требовалось найти в задании, – пошевеливайся. Стилистически нейтральными синонимами к нему будут такие слова: торопись, спеши, поторопись, поспеши.
33
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Наши войска отступали перед сильным напором врага. (2)Полк должен был разрушить мост на пути наступления неприятеля.
(3)Во время сапёрной работы прапорщик доложил командиру полка:
– (4)Господин полковник, унтер-офицер Фёдоров предлагает…
– (5)Какой Фёдоров? (6)Который спас меня?
– (7)Так точно. (8)Он предлагает интересную вещь, а именно: взорвать минированный мост тогда, когда через него пойдёт неприятельская артиллерия. (9)У него очень смелый план. (10)Благоволите его выслушать.
(11)Призвали Фёдорова.
– (12)Изволите видеть, ваше высокоблагородие, вот этот глиняный обрыв берега, вот на нём все дыры – это гнёзда стрижей. (13)С обрыва весь мост как на ладони… (14)Я бы думал так: мост заминировать, а взорвать его, когда по нему пойдёт войско и, главное, орудия. (15)Для этого провода от мин провести под землёй к обрыву, а оттуда я взорву врага.
– (16)Каким образом?
– (17)Сверху этого обрыва выкопайте землянку, чтобы одному человеку залечь в ней, проведите к ней – ведь всего сто шагов от моста – концы проводов, заройте меня в эту землянку, сверху заровняйте землю, чтобы и следов не было, а между стрижиными гнёздами сделайте из землянки такую же дырку, в которую я и дышать буду, и наблюдать за мостом. (18)Как он с артиллерией пойдёт, так я и взорву, и конец ему.
– (19)Но и тебе тоже. (20)Взрыв мощный: взлетишь на воздух вместе с мостом. (21)А если и уцелеешь, то сам из землянки без входа не выберешься. (22)Ведь это значит тебя заживо на верную, беспощадную смерть отправить.
– (23)Точно так. (24)Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу… (25)Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…
(26)Полковник задумался.
(27)Несколько месяцев спустя Становой справлял свои именины. (28)В числе гостей были воинский начальник, священник и прапорщик с двумя Георгиями, которые красовались у него на груди.
(29)За чаем прапорщик Фёдоров рассказывал откровенно и просто о том, за что ему дали офицерские погоны и золотой крестик.
34
– (30)Могилу сапёры вырыли хоть куда... (31)Провели четыре толстых газовых трубы – в две дышать, в две глядеть. (32)Весь мост на виду мне, а им только видны стрижиные гнёзда и ничего больше. (33)Батюшка пришёл, исповедал и приобщил… (34)Ну, просто как покойника хоронили… (35)Да ведь и не было у меня шанса выжить – все понимали.
(36)Пришло время лезть. (37)Полез, потом лесенку убрали, боязно стало, а я только крикнул: «Закрывай скорей!»
(38)Страшно стало. (39)Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет. (40)Ушли, значит… (41)Смотрю я на мост – никого. (42)Дышать немного тяжело – сырой землёй пахнет… (43)Видно, не проходил через трубу воздух. (44)И ко сну клонит… (45)Думаю, впрочем: засну – не проснусь, задохнусь тут. (46)Смотрю: из-за моста скачет взвод казаков… (47)Значит, враг близко. (48)Проскакали казаки, а так минут через десять неприятельская кавалерия. (49)С коней послезали и четверых отправили к мосту. (50)А провода у меня и справа, и слева. (51)Только соедини – и мост взорван. (52)Мучило меня только одно: вдруг неприятель раздумает идти по мосту, пропал я, малый, зря… (53)Разведчики сели на коней и поехали шагом по мосту, а трое отделились и поскакали назад. (54)Потом вижу пыль за мостом… (55) Кавалерийский полк идёт, а за ним полк пехоты и там артиллерия… (56)Чувствую уже безумный испуг… (57)Меня и тянет провода соединить, но жду. (58)Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь. (59)Ну, думаю, пора, а то ещё задохнусь, зря заряд пропадёт. (60)Соединил провода… (61)Как шандарахнет! (62)Будто вся земля взорвалась – такой сильный был взрыв.
(63)Он смолк.
– (64)Ну а как же вы спаслись? – спросил кто-то.
– (65)Очнулся я в госпитале. (66)Я открыл глаза и ничего не говорю и ничего не понимаю. (67)Ищу трубу, чтобы подышать… (68)На другой день сам командующий армией пришёл и о награде сказал...
– (69)А как же всё-таки вы спаслись?
– (70)Ничего не знаю. (71)Видать, наши, когда пошли вражеский урон подсчитывать, меня заметили. (72)Видно, взрывом выбросило меня из земли… (73)Стало быть, вся земля вокруг меня взорвалась, а самого уберегло… (74)Только вверх, к воздуху выбросило. (75)Живого…
Задание 6 (анализ содержание текста)
35
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
1. В дырах на обрыве берега были гнёзда стрижей.
2. В землянке Фёдоров больше всего боялся умереть от жажды.
3. На именинах у Станового Фёдоров молчал, и никто так и не узнал, за что его наградили.
4. Фёдоров считает, что спасся, потому что его взрывом выбросило из земли.
5. После взрыва Фёдоров очнулся в госпитале.
Ответ: 145
Задание 7 (анализ средств выразительности)
36
Ответ: 15
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1. Чувствую уже безумный испуг…
2. Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь.
3. Ну, просто как покойника хоронили…
4. Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет.
5. Ведь это значит тебя заживо на верную, беспощадную смерть отправить.
Задание 8 (лексический анализ)
37
Ответ: сильный или сильным
Найдите в тексте синонимы к слову МОЩНЫЙ (предложение 20).
Выпишите один из этих синонимов.
Решение/комментарий:
Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению (в данном случае это любимый и обожаемый)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.