2.Подобрать и систематизировать задания для индивидуальной коррекционной работы с ребенком, страдающим аутизмом.
Основные этапы педагогической коррекции:
· Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосов, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
· Второй этап – усиление педагогической активности детей. Решение второй задачи требует от педагога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
· На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных педагогических процессов.
Установление контакта с аутичным ребенком.
|
|
Игра «ручки» |
Педагог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки педагога по руке ребенка по типу игра «ладушки» предлагается такое четверостишье: Ручки наши ручки поиграйте вы за нас, Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить. |
Развитие активности. |
|
Игра «поводырь»
|
Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (педагог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обводя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. |
Игра «птичка»
|
Педагог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полететь вместе с ними, взмахивая ручками, как крыльями. После «птички» собираются и вместе «клюют зернышки», стуча пальцами по полу. |
Игра «догонялки»
|
Педагог предлагает ребенку убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, педагог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать его. |
Развитие контактности |
|
Игра «погладь кошку» |
Педагог вместе с ребенком подбирает ласковые и нежные слова для игрушки «кошка Мурка», при этом ребенок ее гладит, может взять на руки, прижаться к ней. |
Игра «поиграй с куклой» |
Проведение сюжетно-ролевой игры на различные темы, например: «идем за покупками», «в гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка. |
Усиление психологической активности. Развитие восприятия. |
|
Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия. |
Перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки. Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается). Упражнение на развитие пространственной координации (понятие слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры. Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три! А теперь пойдем налево! Раз, два, три! Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три! Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три! Мы тихонечко присядем! Раз, два, три! И легонечко привстанем! Раз, два, три! Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три! Повертим над головой! Раз, два, три! И потопаем ногой! Раз, два, три! |
Психотехнические игры. |
|
Игра «найди место для игрушки» |
Педагог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнования. |
Игра «собери фигурки» |
Ребенок по команде собирает и разбирает доски. |
Развитие аналитико-синтетической сферы. |
|
Таблица Равенна |
Ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются. |
Графический диктант |
Под диктовку педагога идет ориентировка ребенка на бумаге. |
Продолжи ряд |
На основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда. |
Развитие внимания. |
|
Корректурные пробы «девочки» |
Ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой. |
Таблица |
Дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку. |
Развитие памяти. |
|
Запомни слова |
Ребенку поочередно предлагается несколько картинок, которые он по памяти проговаривает или воспроизводит в тетради. |
Игра «снежный ком» |
Постепенное формирование последовательности слов, ребенок воспроизводит предыдущее слово с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово. |
Игра «найди отличие» |
Ребенку предлагается две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали. |
Развитие речевого общения. |
|
Игра «закончи фразу» |
Ребенку по очереди читается знакомое стихотворение, которое он должен продолжить. |
Развитие личностно-мотивационной сферы. |
|
Игра «моя семья» |
Ребенку предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью педагога будут распределены роли. Например: «поздравить маму с днем рождения», «пригласи друга в гости». Если ребенок затрудняется, педагог должен включиться в игру и показать, как следует себя вести в той или иной ситуации. |
Игра «пришел Мурзик поиграть» |
Педагог показывает ребенку кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с ребенком. Затем кот показывает ребенку прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес и предлагает взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков кот строит домик для кукл или гараж для машины. Педагог стимулирует ребенка на общение с котом. |
Развитие подвижно-ролевой игры. |
|
Игра «обезьянка-озорница» |
Ребенок стоят с педагогом, педагог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Педагог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает ребенку выполнить это же движение самому или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее. |
Список используемых источников:
1. Urok.1sept.ru
2. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981, 190 с.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.