Департамент образования и науки Приморского края
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УПР Т.М.Войстрик
«11» мая 2018г.
Итоговый контроль по учебной дисциплине Русский язык и литература: русский язык
Письменный экзамен (изложение с творческим заданием)
Специальность 44.02.01. Право и организация социального обслуживания
44.02.02.Преподавание в начальных классах
38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям)
40.02.02. Правоохранительная деятельность
19.02.10. Технология продукции общественного питания
ТЕКСТ 1
ЦЕЛЬ ЖИЗНИ
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией привел к нацизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму.
Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя: положениями? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде - правде-истине и правде-справедливости. (371 слово)
(Д. С.Лихачев)
Задания
1.Озаглавьте текст и напишите его подробно.
2.Какую проблему поднимает Д.С.Лихачев в своей статье? Выразите свое отношение к данной проблеме.
3.Как бы вы ответили на вопрос автора: «В чем самая большая цель жизни?»
4.Сделайте разбор словосочетаний: спокойную совесть, верность семье, большим принципам.
5.Объясните расстановку знаков в последнем предложении
ТЕКСТ 2
Каждый город имеет своих певцов и летописцев. И чем богаче и значительнее его прошлое, тем дороже каждое свидетельство из первых рук.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий жил в Москве Афанасии Афанасьевич Астапов, московский букинист, широко известный среди книголюбов. В своих воспоминаниях он рассказывает о старых московских книжниках.
— Мне был известен, между прочим, переплетчик, хороший мастер и любитель этого дела. Звали его Егором Герасимовым. Он был здорового сложения, фигура солидная, носил густые усы и, как выражались о нем, полковником выглядывал.
Не красовалась его мастерская роскошными вывесками, не гнался он за эффектом и дутой популярностью, но любил книгу, по его выражению, как «животрепещущий материал». Избави Бог если книга была неровно сверстана или не совсем аккуратно обрезана. В подобных случаях он из себя выходил. Никогда не допускал он сдать книгу ее владельцу в испорченном виде. Если же его мастер чем-нибудь попортит книгу, Герасимов срывал с нее переплет и на собственные средства приобретал новый экземпляр для возвращения заказчику в требуемом виде. Он не составил себе капитала, но имя его осталось надолго в памяти многих, как имя переплетчика-артиста.
Работу Герасимова можно было видеть на Политехнической выставке 1872 года. Надо заметить,что главнейшее внимание обращалось им не столько на штамповку или золото, сколько на самую работу. «Дайте мне мастера, - говорил он, - который сидел бы рядом со мною и работал со мною же. А то эти фирмы, - продолжал Герасимов, - хлопочут только о
медалях и вывесках, сами же далеко не мастера своего дела». Все выставленные им книги были проданы на месте, а он получил медаль, кажется, серебряную, за самую, по-видимому, простую, но чистую, замечательно аккуратную работу.
В Герасимове был виден мастер самолюбивый, настоящий знаток своего дела. Жил и работал он в крепостное время, был крепостным одного барина. Владелец Герасимова, в то время еще мальчика, отдал его в учение Известному тогда переплетчику Хитрову, хорошему мастеру, горячему любителю и строгому учителю переплетного искусства. К этому Хитрову
хаживал нередко известный генерал Ермолов, участник Отечественной войны 1812 года, тоже большой любитель переплетных работ. Ермолов захотел выучиться переплетному мастерству, и Хитров охотно взялся обучать генерала.
Работая у Хитрова из любви к искусству, Ермолов, обходя мастерскую, внимательно всматривался в работу каждого мастера. Чаще всего он останавливался у Егора Герасимова, гладил его по голове, говоря: «Молодец, Егорка! Ты будешь хорошим мастером».
Лет через десять барин приказал отдать Герасимова в солдаты за какую-то провинность. Герасимов отправился к Ермолову, рассказал ему о своей беде. Ермолов подумал.
__ Очень жалею, что хороший мастер идет в солдаты. Подожди.
Затем вынес ему какое-то письмо.
— Вот, отдай это письмо своему барину, а если ты все-таки попадешь на службу, то вот тебе пять рублей на дорогу.
Что было написано в этом письме, осталось неизвестным, но только барин отменил свое решение. Герасимов всегда с глубокой благодарностью вспоминал Ермолова.
(«Московская старина». По А. А. Астапову.)
(448 слов.)
Задания
1.Озаглавьте текст и напишите его подробно.
2.Определите стиль текста.
3.Ответьте на вопрос: «Что привлекает вас в личности Егора Герасимова/»
4.Сделайте морфологический разбор слов: известный, жалею, решение, решение
5.Объясните правописание слов: воспоминания, аккуратную, приобрел,по-видимому
ТЕКСТ 3
ДАША СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ.
Из первых русских сестер милосердия ни одна не стяжала себе такой славы в народе, как Даша Севастопольская.
Даша рано лишилась матери, а на 13-м году и отца - матроса, убитого при Синопском сражении. Сирота жила в ветхом, полуразвалившемся отцовском домишке в окрестностях Севастополя. Много горя видела девочка, скитаясь по домам таких же бедняков в поисках заработка и куска хлеба.
1 сентября 1854 г. около крымских берегов показался огромный неприятельский флот. Севастополь был плохо найдите в тексте Объясните написание слов:защищен, и теперь ночью и днем закипела работа по укреплению города. Работали все, помогали и женщины, и дети. Работала и Даша. Она приходила к солдатам, стирала белье. И здесь увидела всю муку раненых защитников Севастополя, оставленных иногда без всякого ухода, и содрогнулось ее сострадательное сердце. Вспомнился отец - герой, умиравший среди чужих людей без слова ласки и участия, без всякой помощи... и Даша надумала посвятить себя служению больным воинам.
Но сделать это было очень нелегко. Никогда ничего подобного не было в нашей армии, и никто не разрешил бы девушке жить среди солдат и делать свое святое дело. Тогда Даша надумала переодеться матросом и поступить добровольцем в ряды воинов. Она купила старый матросский костюм, остригла длинные густые волосы, и вскоре юный матросик шел уже в рядах защитников отечества. В то тяжелое время такой воин никого не удивлял: на защиту родного города поднялись все.
Матросик начал свое дело любви в сражении под Алмою. На небольшую лощинку недалеко от поля битвы начали приносить раненых. Гром выстрелов, разрывавшиеся бомбы, свиставшие в воздухе и взрывавшие землю ядра, смрад от пороха, пыли и гари, отчаянные крики и стоны раненых вначале смутили было девушку, но она скоро оправилась и принялась обмывать раны, перевязывать, утешать и помогать несчастным. Позабыв страх, не обращая теперь уже внимания на ужасы битвы, перебегал матросик от одного страдальца к другому и без устали, не разгибая спины, перевязывал раны.
После Алминского сражения Даша дни и ночи работала то на перевязочных пунктах, то в госпиталях. Горячее желание ее помочь ближнему, облегчить его муки сделало то, что она, не получившая никакого образования, могла, по отзыву Пирогова, даже ассистировать врачам при операциях.
Когда доложено было Государю о ее героическом подвиге, он пожаловал ей серебряную медаль. Теперь Даша могла уже снять свой матросский костюм и свободно работать у постелей больных в обыкновенном женском платье. (370 слов)
(По С.Махаеву)
Задания
1.Озаглавьте текст и напишите его подробно.
2.Определите стиль текста.
3.Какие черты характера героини особенно дороги С.Махаеву?
4.Сделайте синтаксический разбор последнего предложения
5.Объясните написание слов: умиравший, матросский, содрогнулось, раненых
ТЕКСТ 4
Возникновение женского энергического характера вполне соответствует тому положению, до какого доведено самодурство в драме Островского. В положении, представленном «Грозой», оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточённее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели. Через это оно ещё более вызывает ропот и протест даже в существах самых слабых. А вместе с тем самодурство, как мы видели, потеряло свою самоуверенность, лишилось и твёрдости в действиях, утратило и значительную долю той силы, которая заключалась для него в наведении страха на всех. Поэтому протест против него не заглушается уже в самом начале, а может превратиться в упорную борьбу. Те, которым ещё сносно жить, не хотят теперь рисковать на подобную борьбу, в надежде, что и так недолго прожить самодурству. Муж Катерины, молодой Кабанов, хоть и много терпит от старой Кабанихи, но всё же он независимее: он может и к Савелу Прокофьичу выпить сбегать, он и в Москву съездит от матери и там развернётся на воле, а коли плохо ему уж очень придётся от старухи, так есть на ком вылить своё сердце- он на жену вскинется… Так и живёт себе и воспитывает свой характер, ни на что не годный, всё в тайной надежде, что вырвется как-нибудь на волю. Жене его нет никакой надежды, никакой отрады, передышаться ей нельзя: если может, то пусть живёт без дыханья, забудет, что есть вольный воздух на свете, пусть отречётся от своей природы и сольётся с капризными прихотями и деспотизмом старой Кабанихи. Но вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она чувствует возможность удовлетворить естественной жажде своей души и не может доле оставаться неподвижною: она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно- она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых.
Такова основа всех действий характера, изображённого в «Грозе». Основа эта надёжнее всех возможных теорий и пафосов, потому что она лежит в самой сущности данного положения, влечёт человека к делу неотразимо, не зависит от той или другой способности или впечатления в частности, а опирается на всей сложности требований организма, на выработке всей натуры человека. Теперь любопытно, как развивается и проявляется подобный характер в частных случаях. Мы можем проследить его развитие по личность Катерины.
( 382 слова)
(По И. Гончарову)
Задания
1.Озаглавьте текст и напишите подробное изложение.
2.Определите стиль текста.
3. Подробнее раскройте характер Катерины
4.Сделайте морфологический разбор слов: вольный, в сущности, врываются, прозябание.
5.Подчеркните грамматическую основу в пяти первых предложениях
ТЕКСТ 5
Она взглянула на Базарова…и остановилась у двери, до того поразило её это воспалённое и в то же время мертвенное лицо с устремлёнными на неё мутными глазами. Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила, мгновенно сверкнула у неё в голове.
- Спасибо,- усиленно заговорил он,- я этого не ожидал. Это доброе дело. Вот мы ещё раз и увиделись, как вы обещали.
- Анна Сергеевна так была добра…- начал Василий Иванович.
- Отец, оставь нас. Анна Сергеевна, вы позволяете? Кажется, теперь…
Он указал головою на своё распростёртое бессильное тело.
Василий Иванович вышел.
-Ну, спасибо,- повторил Базаров.- Это по- царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.
-Евгений Васильевич, я надеюсь…
-Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мною кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу…а там придёт беспамятство. Ну, что ж мне вам сказать…я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь- форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что- какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая.
Анна Сергеевна невольно содрогнулась.
-Ничего, не тревожьтесь, сядьте там… Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная.
Анна Сергеевна быстро перешла комнату и села на кресло возле дивана, на котором лежал Базаров.
- Великодушная!- шепнул он.- Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая…в этой гадкой комнате!.. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а ещё топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант- как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет…Всё равно: вилять хвостом не стану.
Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша.
- Меня вы забудете,- начал он опять,- мёртвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет…Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось…вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…Я нужен России…Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…мясо продаёт…мясник…постойте, я путаюсь…Тут есть лес.
-Прощайте,- проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском.- Послушайте…ведь я вас не поцеловал тогда…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…
Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу…К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер…
(423слова) (И.С.Тургенев)
Задания
1.Озаглавьте текст и напишите подробное изложение.
2.Определите стиль текста.
3.Ответьте на вопрос: как характеризует Базарова его поведение перед смертью?
4.Объясните написание слов: полураздавленный, топорщится, по-царски, разлагается
5.Сделайте морфологический разбор слов: приложилась, молодая, умирающую, лампаду
ТЕКСТ 6
В эту минуту дверь тихо отворилась, и в комнату, робко озираясь, вошла одна девушка. Все обратились к ней с удивлением и любопытством.. Раскольников не узнал её с первого взгляда. Это была Софья Семёновна Мармеладова. Вчера видел он её в первый рез, но в такую минуту, при такой обстановке и в таком костюме, что в памяти его отразился образ совсем другого лица. Теперь это была скромная и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, со скромной и приличной манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по- вчерашнему, зонтик. Увидав неожиданно полную комнату людей, она не то что сконфузилась, но совсем потерялась, оробела, как маленький ребёнок, и даже сделала было движение уйти назад.
-Ах…это вы?..- сказал Раскольников в чрезвычайном удивлении и вдруг сам смутился.
Ему тотчас же представилось, что мать и сестра знают уже вскользь, по письму Лужина, о некоторой девице « отъявленного» поведения. Сейчас только он протестовал против клеветы Лужина и упомянул, что видел эту девицу в первый раз, и вдруг она входит сама… Всё это неясно и мигом скользнуло в его голове. Но, взглянув пристальнее, он вдруг увидал, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нём что-то как бы перевернулось.
-Я вас совсем не ожидал, - заторопился он, останавливая её взглядом.- Сделайте одолжение, садитесь. Вы, верно, от Катерины Ивановны. Позвольте, не сюда, вот тут сядьте…
При входе Сони Разумихин, сидевший на одном из трёх стульев Раскольникова, сейчас подле двери, привстал, чтобы дать ей войти. Сначала Раскольников указал было ей место в углу дивана, где сидел Зосимов, но, вспомнив, что этот диван служит ему постелью, поспешил указать ей на стул Разумихина.
-А ты садись здесь,- сказал он Разумихину, сажая его в угол, где сидел Зосимов.
Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам. Видно было, что она и сама не понимала, как могла она сесть с ними рядом. Сообразив это, она до того испугалась, что вдруг опять встала и в совершенном смущении обратилась к Раскольникову.
-Я… я… зашла на одну минуту, простите, что вас обеспокоила, -заговорила она, запинаясь.- Я от Катерины Ивановны, а ей послать было некого… А Катерина Ивановна приказала вас очень просить быть завтра на отпевании, а потом у нас… откушать… Честь ей сделать… Она велела просить.
Соня запнулась и замолчала.
-Постараюсь непременно… непременно…-отвечал Раскольников, привстав тоже и тоже запинаясь и не договаривая И он подвинул ей стул. Соня опять села и опять робко, потерянно, поскорей взглянула на обеих дам и вдруг потупилась.
Пульхерия Александровна взглянула на Соню и слегка прищурилась. Дунечка серьёзно, пристально уставилась прямо в лицо бедной девушки и с недоумением её рассматривала. Соня, услышав рекомендацию, подняла было глаза опять, но смутилась ещё более прежнего.
( 472 слова). (Ф.М.Достоевский)
Задания
1.Озаглавьте текст и напишите изложение с элементами сочинения
2.Определите стиль текста.
3.Подробнее раскройте образ Сони.
4.Сделайте фонетический разбор слов: послать, запинаясь, вспомнив, озираясь.
5.Объясните правописание слов: отворилась, протестовал, приниженная, непременно
ТЕКСТ № 7
Пьер подошёл к князю Андрею и схватил его за руку.
- Вы всегда танцуете. Тут есть моя протеже, Ростова молодая, пригласите её, - сказал он.
-Где? - спросил Болконский. - Виноват, - сказал он, обращаясь к барону,-
Этот разговор мы в другом месте доведём до конца, а на бале надо танцевать. – Он вышел вперёд, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал её, угадал её чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил её разговор на окне и с весёлым выражением лица подошёл к графине Ростовой.
- Позвольте вас познакомить с моей дочерью, - сказала графиня, краснея.
- Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, - сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе и занося руку, чтобы обнять её талию ещё прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой благодарной, детской улыбкой.
« Давно я ждала тебя»,- как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слёз улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастья. Её оголённая шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Её плечи были худы, грудь неопределённа, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от тысяч взглядов, скользивших по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в певый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошёл танцевать и выбрал Наташу потому, что на неё указал Пьер, и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда,
переводя дыхание и оставив её, остановился и стал глядеть на танцующих.
( 402 слова) (Л.Н.Толстой)
Задание.
1.Напишите подробное изложение.
2.Определите стиль текста
3.Ответьте на вопрос: какое значение имел первый бал в жизни Наташи?
4.Найдите в тексте местоимения и определите их разряды.
5.Объясните знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Преподаватели: Петрова А.А., Коновалова О.Г., Л.Н.Саликова
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии цикла общеобразовательных дисциплин.
Протокол № 9 от «11» мая 2018г.
Председатель /Е.В. Леонова/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.