Задания на урок. 8 класс. Анализаторы, ВНД.
Оценка 4.9

Задания на урок. 8 класс. Анализаторы, ВНД.

Оценка 4.9
docx
10.08.2020
Задания на урок. 8 класс. Анализаторы, ВНД.
Практические задания к урокам биологии 8 класс.docx

Практические задания к урокам биологии в 8 классе

Практическое задание «Рефлексы»:

Используя данный список, распределите примеры рефлексов в две группы: Условные рефлексы и Безусловные рефлексы.

1.Отдергивание руки от горячего чайника;

2. Выделение слюны при виде лимона;

3. Чихание при попадании пыли в носовую полость;

4. Реакция 5-месяного ребенка на бутылочку с молоком;

5. Различны для одного вида, класса, типа животных;

6. Возникают на основе жизненного опыта;

7. Выделение слюны при попадании шоколада в рот;

8. Без необходимого подкрепления исчезают;

9. Моргание при попадании соринки в глаз;

10. Чтение параграфа 49 по биологии;

11. Защита руками головы при надвигающемся ударе;

12. Лисица убегает от громких звуков;

13. Подача определенных сигналов, звуков для привлечения самки;

14. Сторожевые пограничные собаки в ожидании своей очереди на получение пищи;

15. Проявляется сразу на первое действие раздражителя.

 

Тест по теме «Анализаторы»

Вариант 1

Часть 1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.

1. Анализатор состоит:

а) из рецептора, воспринимающего раздражение;

б) из проводниковой части, передающей полученную информацию;

в) из участка коры больших полушарий головного мозга;

г) всё верно.

2. Рецепторы глаза, воспринимающие световое раздражение, находятся:

а) в роговице; в) в сетчатке;

б) на радужке; г) на сосудистой оболочке.

3. Среднее ухо расположено внутри кости:

а) лобной;         в) височной;

б) затылочной; г) теменной.

4. Рецепторы, воспринимающие звук, расположены:

а) на барабанной перепонке;

б) в слуховой трубе;

в) на стенках перепончатых лабиринтов полукружных каналов;

г) в улитке.

5. Наиболее сильное преломление света в глазу происходит:

а) в жидкости за радужкой (задняя камера глаза);

б) в хрусталике;

в) в жидкости между роговицей и радужной (передняя камера глаза);

г) в стекловидном теле.

Часть 2. Выберите три правильных ответа.

1. В коже есть чувствительные образования – рецепторы, воспринимающие ряд внешних раздражений:

а) давление на кожу; г) свет;

б) холод; д) звук.

в) тепло;

2. Восприятие вкусовых раздражений у человека обеспечивается наличием рецепторов, которые находятся в эпителии:

а) сосочков языка; г) трахеи;

б) мягкого нёба;     д) бронхов.

в) губ и щёк;

Часть 3. Определите истинность или ложность данных утверждений (проставьте «+» или «--»).

1. Наружное ухо включает только ушную раковину.

2. Наружное ухо включает ушную раковину, слуховой проход и овальное окно.

3. При моргании выделившаяся из слёзной железы жидкость смачивает поверхность глаза и очищает её от инородных частиц.

4. Рецепторы вестибулярного аппарата, или органы равновесия, информируют ЦНС о положении тела и его частей в пространстве.

5. Корковый конец слухового анализатора находится в височной доле.

Задание 4. Проследите прохождение звуковой волны и механических колебаний до улитки:

Укажите порядок следования всех 9 вариантов ответа:

1. овальное окно

2. наружный слуховой проход

3. слуховые косточки

4. барабанная перепонка

5. ушная раковина

6. улитка

 

Тест по теме «Анализаторы»

Вариант 2

Часть 1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.

1.Органами чувств являются:

а) органы зрения, слуха, пищеварения;

б) органы пищеварения, слуха, осязания;

в) органы осязания, дыхания, вкуса;

г) органы вкуса, обоняния, зрения.

2. Внутренне ухо находится в толще кости:

а) теменной;     в) лобной;

б) височной;     г) затылочной.

3. Слуховые косточки в среднем ухе – это:

а) стремечко и молоточек; в) наковальня и стремечко;

б) молоточек и наковальня; г) молоточек, наковальня и стремечко.

4. Слуховая, или евстахиева, труба соединяет с глоткой:

а) наружное ухо;

б) среднее ухо;

в) улитку внутреннего уха;

г) полукружные канальцы внутреннего уха.

5. Светочувствительные клетки (палочки и колбочки) находятся:

а) под роговицей; в) в сетчатке;

б) в толще радужной оболочки; г) в стекловидном теле.

Часть 2. Выберите три правильных ответа.

1. Радужка – это:

а) образование, в клетках которого содержится пигмент, определяющий цвет глаза;

б) часть сосудистой оболочки;

в) часть белочной оболочки, или склеры;

г) часть аппарата, определяющего количество света, проникающего внутрь глаза;

2.Ядро глаза покрыто оболочками:

а) белочной; г) эпителиальной;

б) хрящевой; д) сетчаткой.

в) сосудистой;

Часть 3. Определите истинность или ложность данных утверждений (проставьте «+» или «--»).

1) Анализаторы – это сложные анатомо-физиологические системы, обеспечивающие восприятие и анализ раздражителей, действующих на организм.

2) Палочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет.

3) Колбочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет.

4) Отёчность и воспаление слизистой носа ограничивают возможность восприятия запаха.

5) Корковый конец зрительного анализатора находится в лобной доле.

Часть 4. Проследите прохождение световых лучей в глазном яблоке:

Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:

1. сетчатка

2.стекловидное тело

3. роговица

4. передняя камера глаза

5.хрусталик

6. зрачок

 

Задание на 3, 4 и 5: таблица.

Попробуйте составить таблицу  «Врожденные и приобретенные формы поведения».

Для составления таблицы используйте подсказки, которые записаны под таблицей.

На «3»-«4» в графу распределяем подсказки в виде цифр.

На «4»-«5» распределяем предложения целиком, чтобы получилась обычная таблица.

Формы

Отличительные черты

Значение

Примеры

Врожденные формы поведения

Безусловный рефлекс

 

 

 

Инстинкт

 

 

 

Запечатление

 

 

 

Приобретенные формы поведения

Условный рефлекс

 

 

 

Рассудочная деятельность

 

 

 

Динамический стереотип

 

 

 

 

А. Отличительные  черты (распределить во вторую графу):

1.Побуждение, цепочка врожденных рефлексов, вызванная внутренними потребностями

2.Объединение условных рефлексов в единую цепочку. В процессе жизни может измениться или исчезнуть вовсе

3.Врожденные ответы на раздражения, поступающие от внешней и внутренней среды

4.Образование временной связи в коре больших полушарий мозга вследствие сочетания сигнального раздражителя с жизненно важным раздражителем

5.Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями

6.Запоминание обстановки, особей своего вида в определенный период жизни, следование за родителями у выводковых птиц

 

Б. Значение (распределить в третью графу):

1.Формирование навыков и привычек, ведущих к удовлетворению потребностей. Последние могут быть как положительными, так и отрицательными

2.Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода и пр.

3.Опережающая реакция на жизненно важный раздражитель при появлении ранее выявленного сигнала

4.Использование имеющегося опыта для решения новых задач. Мышление животных и прообраз мышления человека

5.Приспособление к постоянно - действующим факторам

6.Препятствие для межвидовых скрещиваний, связь детеныша с родителя ми; у человека - приобщение к речи в раннем возрасте

 

В. Примеры(распределить в четвертую графу):

1. Глотание, кашель, чихание, поворот головы лежащего на животе младенца в сторону при ее падении

2.Собака, выдрессированная служить за еду, использует этот навык для выпрашивания прогулки

3.Навык письма, привычка чистить зубы, насвистывать во время работы, курить, навык катания на коньках и пр.

4.Слюноотделение на свет лампочки, который стал сигналом появления пищи

5.Половые, материнские инстинкты; появление дыхания у новорожденного: рождение — накопление СО2 в крови — вдох и расправление легких

6.Опыты К. Лоренца, следование утят за спичечным коробком и пр.

 

 Задание 1. Определите вид памяти (цифра-ответ).

1. С её помощью мы можем выучить последовательность движений в танце или спортивных упражнений и приёмах, научиться правильно, писать, строгать и т.д.

2. С помощью этой памяти мы можем описать, какого цвета одежда была на нас в запомнившийся нам праздничный день, мы помним вкус напитка и торта, запах цветов, мы помним звучавшую где-то музыку. Иначе говоря, это память, на то, что воспринимается нами при помощи наших органов чувств: зрения, слуха, осязания и т.д.

3. Знаменитый американский актёр ДастинХоффман с детства страдал заболеванием, которое выражалось в невосприимчивости к письменному тексту. Однако он так хотел играть в кино, что нашёл выход, использовав резервы данной памяти. До сих пор он учит свои роли … с магнитофонной записи. Есть люди, которые обладают феноменальной памятью. Человек «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, без особого труда удерживает таблицы, схемы, номера мобильных телефонов.

4. Эта память на чувства и эмоции. Пережитые и сохраненные в память чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавшим в прошлом отрицательные переживания.

5. Иногда маленькие дети запоминают информацию дословно, не понимая её смысла. Такое запоминание называется механическим. Эта память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов.                                                                                 6. Когда  вы запоминаете что-либо, не ставя это целью перед собой, то такая память называется …….                   

7.  Ставится перед собой цель: запомнить какую-либо информацию (на процесс запоминания и сохранения информации, влияет установка, мотивация эмоционального состояния).                                                          

Задание 2. Выполните тест (цифра-буква).

1. Основным свойством безусловных рефлексов является:

а) постоянство и приобретаемость   б) способность угасать и приобретаемость

в) постоянство и врожденность        г) способность угасать и врожденность

2. Чьи работы послужили теоретической предпосылкой учения о высшей нервной деятельности:

а) И.М. Сеченова   б) И.П. Павлова   в) И.И. Мечникова

3. Угасание условного рефлекса происходит под влиянием:

а) внешнего торможения, т.е. действия нового относительно сильного раздражителя

б) внутреннего торможения, т.е. не подкрепления условного раздражителя безусловным

в)  все предыдущие ответы правильные

4. В ясельном возрасте ребенок легко овладевает языком благодаря:

а) условному рефлексу   б) инстинктам   в) безусловному рефлексу

5. В качестве примера условного рефлекса можно привести следующий:

а) под действием укола гидра сжимается

б) у человека выделяется слюна при виде разрезанного лимона
в) дождевой червь отползает в сторону, если встретит препятствие

6. Инстинктивное поведение:

а) генетически заложено  б) генетически не заложено  в) является результатом обучения

7. При не подкреплении условного раздражителя безусловным развивается:

а) заторможенность   б) привыкание  в) торможение


 

Практические задания к урокам биологии в 8 классе

Практические задания к урокам биологии в 8 классе

Часть 3. Определите истинность или ложность данных утверждений (проставьте «+» или «--»)

Часть 3. Определите истинность или ложность данных утверждений (проставьте «+» или «--»)

Палочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет

Палочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет

Формирование навыков и привычек, ведущих к удовлетворению потребностей

Формирование навыков и привычек, ведущих к удовлетворению потребностей

Чьи работы послужили теоретической предпосылкой учения о высшей нервной деятельности: а)

Чьи работы послужили теоретической предпосылкой учения о высшей нервной деятельности: а)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2020