Практические задания к урокам биологии в 8 классе
Практическое задание «Рефлексы»:
Используя данный список, распределите примеры рефлексов в две группы: Условные рефлексы и Безусловные рефлексы.
1.Отдергивание руки от горячего чайника;
2. Выделение слюны при виде лимона;
3. Чихание при попадании пыли в носовую полость;
4. Реакция 5-месяного ребенка на бутылочку с молоком;
5. Различны для одного вида, класса, типа животных;
6. Возникают на основе жизненного опыта;
7. Выделение слюны при попадании шоколада в рот;
8. Без необходимого подкрепления исчезают;
9. Моргание при попадании соринки в глаз;
10. Чтение параграфа 49 по биологии;
11. Защита руками головы при надвигающемся ударе;
12. Лисица убегает от громких звуков;
13. Подача определенных сигналов, звуков для привлечения самки;
14. Сторожевые пограничные собаки в ожидании своей очереди на получение пищи;
15. Проявляется сразу на первое действие раздражителя.
Тест по теме «Анализаторы»
Вариант 1
Часть 1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.
1. Анализатор состоит:
а) из рецептора, воспринимающего раздражение;
б) из проводниковой части, передающей полученную информацию;
в) из участка коры больших полушарий головного мозга;
г) всё верно.
2. Рецепторы глаза, воспринимающие световое раздражение, находятся:
а) в роговице; в) в сетчатке;
б) на радужке; г) на сосудистой оболочке.
3. Среднее ухо расположено внутри кости:
а) лобной; в) височной;
б) затылочной; г) теменной.
4. Рецепторы, воспринимающие звук, расположены:
а) на барабанной перепонке;
б) в слуховой трубе;
в) на стенках перепончатых лабиринтов полукружных каналов;
г) в улитке.
5. Наиболее сильное преломление света в глазу происходит:
а) в жидкости за радужкой (задняя камера глаза);
б) в хрусталике;
в) в жидкости между роговицей и радужной (передняя камера глаза);
г) в стекловидном теле.
Часть 2. Выберите три правильных ответа.
1. В коже есть чувствительные образования – рецепторы, воспринимающие ряд внешних раздражений:
а) давление на кожу; г) свет;
б) холод; д) звук.
в) тепло;
2. Восприятие вкусовых раздражений у человека обеспечивается наличием рецепторов, которые находятся в эпителии:
а) сосочков языка; г) трахеи;
б) мягкого нёба; д) бронхов.
в) губ и щёк;
Часть 3. Определите истинность или ложность данных утверждений (проставьте «+» или «--»).
1. Наружное ухо включает только ушную раковину.
2. Наружное ухо включает ушную раковину, слуховой проход и овальное окно.
3. При моргании выделившаяся из слёзной железы жидкость смачивает поверхность глаза и очищает её от инородных частиц.
4. Рецепторы вестибулярного аппарата, или органы равновесия, информируют ЦНС о положении тела и его частей в пространстве.
5. Корковый конец слухового анализатора находится в височной доле.
Задание 4. Проследите прохождение звуковой волны и механических колебаний до улитки:
Укажите порядок следования всех 9 вариантов ответа:
1. овальное окно
2. наружный слуховой проход
3. слуховые косточки
4. барабанная перепонка
5. ушная раковина
6. улитка
Тест по теме «Анализаторы»
Вариант 2
Часть 1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.
1.Органами чувств являются:
а) органы зрения, слуха, пищеварения;
б) органы пищеварения, слуха, осязания;
в) органы осязания, дыхания, вкуса;
г) органы вкуса, обоняния, зрения.
2. Внутренне ухо находится в толще кости:
а) теменной; в) лобной;
б) височной; г) затылочной.
3. Слуховые косточки в среднем ухе – это:
а) стремечко и молоточек; в) наковальня и стремечко;
б) молоточек и наковальня; г) молоточек, наковальня и стремечко.
4. Слуховая, или евстахиева, труба соединяет с глоткой:
а) наружное ухо;
б) среднее ухо;
в) улитку внутреннего уха;
г) полукружные канальцы внутреннего уха.
5. Светочувствительные клетки (палочки и колбочки) находятся:
а) под роговицей; в) в сетчатке;
б) в толще радужной оболочки; г) в стекловидном теле.
Часть 2. Выберите три правильных ответа.
1. Радужка – это:
а) образование, в клетках которого содержится пигмент, определяющий цвет глаза;
б) часть сосудистой оболочки;
в) часть белочной оболочки, или склеры;
г) часть аппарата, определяющего количество света, проникающего внутрь глаза;
2.Ядро глаза покрыто оболочками:
а) белочной; г) эпителиальной;
б) хрящевой; д) сетчаткой.
в) сосудистой;
Часть 3. Определите истинность или ложность данных утверждений (проставьте «+» или «--»).
1) Анализаторы – это сложные анатомо-физиологические системы, обеспечивающие восприятие и анализ раздражителей, действующих на организм.
2) Палочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет.
3) Колбочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет.
4) Отёчность и воспаление слизистой носа ограничивают возможность восприятия запаха.
5) Корковый конец зрительного анализатора находится в лобной доле.
Часть 4. Проследите прохождение световых лучей в глазном яблоке:
Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:
1. сетчатка
2.стекловидное тело
3. роговица
4. передняя камера глаза
5.хрусталик
6. зрачок
Задание на 3, 4 и 5: таблица.
Попробуйте составить таблицу «Врожденные и приобретенные формы поведения».
Для составления таблицы используйте подсказки, которые записаны под таблицей.
На «3»-«4» в графу распределяем подсказки в виде цифр.
На «4»-«5» распределяем предложения целиком, чтобы получилась обычная таблица.
Формы |
Отличительные черты |
Значение |
Примеры |
Врожденные формы поведения |
|||
Безусловный рефлекс |
|
|
|
Инстинкт |
|
|
|
Запечатление |
|
|
|
Приобретенные формы поведения |
|||
Условный рефлекс |
|
|
|
Рассудочная деятельность |
|
|
|
Динамический стереотип |
|
|
|
А. Отличительные черты (распределить во вторую графу):
1.Побуждение, цепочка врожденных рефлексов, вызванная внутренними потребностями
2.Объединение условных рефлексов в единую цепочку. В процессе жизни может измениться или исчезнуть вовсе
3.Врожденные ответы на раздражения, поступающие от внешней и внутренней среды
4.Образование временной связи в коре больших полушарий мозга вследствие сочетания сигнального раздражителя с жизненно важным раздражителем
5.Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями
6.Запоминание обстановки, особей своего вида в определенный период жизни, следование за родителями у выводковых птиц
Б. Значение (распределить в третью графу):
1.Формирование навыков и привычек, ведущих к удовлетворению потребностей. Последние могут быть как положительными, так и отрицательными
2.Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода и пр.
3.Опережающая реакция на жизненно важный раздражитель при появлении ранее выявленного сигнала
4.Использование имеющегося опыта для решения новых задач. Мышление животных и прообраз мышления человека
5.Приспособление к постоянно - действующим факторам
6.Препятствие для межвидовых скрещиваний, связь детеныша с родителя ми; у человека - приобщение к речи в раннем возрасте
В. Примеры(распределить в четвертую графу):
1. Глотание, кашель, чихание, поворот головы лежащего на животе младенца в сторону при ее падении
2.Собака, выдрессированная служить за еду, использует этот навык для выпрашивания прогулки
3.Навык письма, привычка чистить зубы, насвистывать во время работы, курить, навык катания на коньках и пр.
4.Слюноотделение на свет лампочки, который стал сигналом появления пищи
5.Половые, материнские инстинкты; появление дыхания у новорожденного: рождение — накопление СО2 в крови — вдох и расправление легких
6.Опыты К. Лоренца, следование утят за спичечным коробком и пр.
Задание 1. Определите вид памяти (цифра-ответ).
1. С её помощью мы можем выучить последовательность движений в танце или спортивных упражнений и приёмах, научиться правильно, писать, строгать и т.д.
2. С помощью этой памяти мы можем описать, какого цвета одежда была на нас в запомнившийся нам праздничный день, мы помним вкус напитка и торта, запах цветов, мы помним звучавшую где-то музыку. Иначе говоря, это память, на то, что воспринимается нами при помощи наших органов чувств: зрения, слуха, осязания и т.д.
3. Знаменитый американский актёр ДастинХоффман с детства страдал заболеванием, которое выражалось в невосприимчивости к письменному тексту. Однако он так хотел играть в кино, что нашёл выход, использовав резервы данной памяти. До сих пор он учит свои роли … с магнитофонной записи. Есть люди, которые обладают феноменальной памятью. Человек «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, без особого труда удерживает таблицы, схемы, номера мобильных телефонов.
4. Эта память на чувства и эмоции. Пережитые и сохраненные в память чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавшим в прошлом отрицательные переживания.
5. Иногда маленькие дети запоминают информацию дословно, не понимая её смысла. Такое запоминание называется механическим. Эта память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов. 6. Когда вы запоминаете что-либо, не ставя это целью перед собой, то такая память называется …….
7. Ставится перед собой цель: запомнить какую-либо информацию (на процесс запоминания и сохранения информации, влияет установка, мотивация эмоционального состояния).
Задание 2. Выполните тест (цифра-буква).
1. Основным свойством безусловных рефлексов является:
а) постоянство и приобретаемость б) способность угасать и приобретаемость
в) постоянство и врожденность г) способность угасать и врожденность
2. Чьи работы послужили теоретической предпосылкой учения о высшей нервной деятельности:
а) И.М. Сеченова б) И.П. Павлова в) И.И. Мечникова
3. Угасание условного рефлекса происходит под влиянием:
а) внешнего торможения, т.е. действия нового относительно сильного раздражителя
б) внутреннего торможения, т.е. не подкрепления условного раздражителя безусловным
в) все предыдущие ответы правильные
4. В ясельном возрасте ребенок легко овладевает языком благодаря:
а) условному рефлексу б) инстинктам в) безусловному рефлексу
5. В качестве примера условного рефлекса можно привести следующий:
а) под действием укола гидра сжимается
б)
у человека выделяется слюна при виде разрезанного лимона
в) дождевой червь отползает в сторону, если встретит препятствие
6. Инстинктивное поведение:
а) генетически заложено б) генетически не заложено в) является результатом обучения
7. При не подкреплении условного раздражителя безусловным развивается:
а) заторможенность б) привыкание в) торможение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.