Задания по формированию навыков работы с нелинейным текстом.
Оценка 4.7

Задания по формированию навыков работы с нелинейным текстом.

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
Междисциплинарный 5
3 кл—4 кл
04.05.2022
Задания по формированию навыков работы  с нелинейным текстом.
В документе представлены различные виды заданий по формированию навыков в работе с нелинейным/несплошным текстом на разных уроках
Задания по формированию навыков работы с нелинейным текстом..docx

Задания по формированию навыков работы  с нелинейным текстом.

 

«Ничего не существует вне текста. Весь мир - текст»

Жак Деррида.

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися ООП НОО особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией.

 По данным исследования PISA наши ученики показали неготовность работать с нелинейным текстом.

 Для меня этот вопрос остро встал при написании ВПР в 2017 году. Проблема: содержание учебников, их методический аппарат не позволяет достичь высоких результатов по формированию навыков работы  с нелинейным текстом.

Нелинейные тексты – это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом, тексты, сочетающие в себе несколько разноформатных источников информации.

Формы нелинейных текстов весьма разнообразны: расписания, графики, таблицы, диаграммы, карты, анкеты, билеты, обложки журналов, афиши, буклеты, определители, дидактические карточки и т. д.

Важно сформировать навыки работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных.

 

Существует универсальный алгоритм работы с нелинейным текстом:

                I.            Чтение текста

·        Распознавание элементов текста;

·        Установление связей и/или отношений между элементами текста;

·        Анализ вербальных и невербальных элементов с целью целостного восприятия текста.

 

             II.            Понимание содержания  текста

·        Понимание содержания отдельных элементов текста и в связке с другими;

·        Понимание смысла всего текста;

·        Анализ нелинейного текста поэлементно и в целом;

·        Критическое осмысление содержания текста;

·        Формулирование собственного отношения к содержанию текста

 

          III.            Интерпретация текста

·        Устная интерпретация

·        Письменная интерпретация

 

Особенности нелинейного текста позволяют:

– читать текст непоследовательного

– работать с разными компонентами текста отдельно;

– использовать знания школьников, полученные при изучении разных учебных предметов или вне школы, для чтения и понимания нелинейного текста;

– применять разные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее), как и при работе с линейным текстом;

– преобразовывать как целый текст, так и его части в линейный текст или наоборот;

– обучать интепретации текста.

При работе с нелинейными текстами отрабатываются информационные умения: нахождение информации, необходимой для выполнения задания; извлечение информации, заданной в тексте в явном или неявном виде; приведение примеров из текста, подтверждающих данное высказывание; выделение в тексте объяснительного метода исследования; устанавливание истинности суждений с опорой на информацию текста; определение значения терминов и понятий; сопоставление информации из разных частей текста; сопоставление информации, представленной в разных знаковых системах – текстах и рисунках или фотографиях; описывание на основе текста значений графических символов; устанавливание в тексте последовательности действий и многие другие.

На примере таких заданий формируется навык как читательской, так и информационной функциональной грамотности.

 

Примеры материалов, на основе которых можно разрабатывать задания на развитие навыков читательской грамотности (авторы Людмила Рождественская и Ирина Логвина).

Ниже представлены виды заданий, которые  я разработала и применяю на практике. Они составлены на  примере заданий из различных интернет источников.

1.     Билет в театр

 

 

 

 

 

 

Предмет

Тема

Задание

Окружающий мир

Работа с картой

Мой безопасный маршрут

Мы приехали на станцию «Новосибирск Главный».

Построй пеший маршрут от вокзала до театра.

Если пользоваться общественным транспортом, на чем лучше добраться до театра? (воспользуйся сервисом «Яндекс карты»

Правила поведения в общественных местах

Составь памятку о правилах поведения в театре

Математика

Нумерация 

Выпиши все числа в порядке возрастания / убывания

Цена, количество, стоимость

Сколько денег на билеты потребуется для нашего класса, если на представление кроме ребят пойдут учитель и один сопровождающий

Время

Рассмотри расписание электропоезда. На каком электропоезде нам следует ехать, чтобы успеть к началу представления, если дорога от вокзала до театра занимает около 30 минут.

Черепаново - Новосибирск-Главный

№ЭП

Маршрут следования

Отправ.

Приб.

Дни
следования

6634

Черепаново - Новосибирск-Главный

05:00

07:26

Ежедневно

6628

Черепаново - Новосибирск-Главный

06:11

08:50

Ежедневно

6614

Черепаново - Новосибирск-Главный

07:47

10:24

Ежедневно

7104

Черепаново - Новосибирск-Главный

10:10

12:00

Ежедневно

Русский язык

Части речи, члены предложения, морфология, синтаксис и т.д.

Выпиши все имена существительные/прилагательные, определи падеж и склонение

Выпиши все имена собственные

Выпиши название спектакля, выполни синтаксический разбор предложения

Выполни морфологический (морфемный, фонетический) разбор существительного (прилагательного, глагола)

ИЗО/Технология

Афиша/Буклет

Нарисуй афишу к спектаклю, используя информацию из билета

 

2.     Посещение кафе

После представления мы пойдем в кафе. Рассмотри меню

1.     Рассчитай стоимость заказа

Блюда

Стоимость

Оливье, Веселый бургер, Орео Крим

 

Цыпленок Цыпа, Розовое облако, овсяная сладость

 

Мясные шарики, Творожная лакомка, Орео Крим

 

 

2.     У тебя бюджет 500 рублей, что ты сможешь заказать?

3.     Какое блюдо самое дорогое/дешевое?

4.     Минимальный и максимальный вес блюда

5.     Составь свое меню для детского кафе с учетом рекомендаций по правильному питанию. (достаточно указать 5-6 блюд)

6.     Какие продукты тебе понадобятся, какие витамины содержатся в этих продуктах?

Таким образом, опираясь на самые различные информационные объекты, можно составить большое количество заданий по разным предметам. Что, в конечном итоге, будет способствовать развитию читательской грамотности обучающихся.

 


 

1.       Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 11 (ноябрь).

URL: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm (дата обращения: 10.10.2020).

 

2.       Горев П.М., Колобова Н.Г., Зобнина Н.С., Брагина О.С., Сырцева Н.Н. Приёмы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 1 (январь). URL: http://e-koncept.ru/2017/170006.htm (дата обращения: 10.10.2020).

 

3.       Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-uchaschihsya-s-nesploshnymi-tekstami (дата обращения: 10.10.2020).

 

4.     Кицан Ирина Геннадьевна, старший преподаватель Красноярского краевого ИПК

Формирование читательской грамотности при работе с несплошными текстами

https://uchitelya.com/pedagogika/176546-formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-pri-rabote-s-nesploshnymi-tekstami.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Задания по формированию навыков работы с нелинейным текстом

Задания по формированию навыков работы с нелинейным текстом

Существует универсальный алгоритм работы с нелинейным текстом:

Существует универсальный алгоритм работы с нелинейным текстом:

На примере таких заданий формируется навык как читательской, так и информационной функциональной грамотности

На примере таких заданий формируется навык как читательской, так и информационной функциональной грамотности

Ниже представлены виды заданий, которые я разработала и применяю на практике

Ниже представлены виды заданий, которые я разработала и применяю на практике

Черепаново - Новосибирск-Главный №ЭП

Черепаново - Новосибирск-Главный №ЭП

Рассчитай стоимость заказа

Рассчитай стоимость заказа

Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В.,

Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В.,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2022