Задания по формированию навыков работы с нелинейным текстом.
«Ничего не существует вне текста. Весь мир - текст»
Жак Деррида.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися ООП НОО особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией.
По данным исследования PISA наши ученики показали неготовность работать с нелинейным текстом.
Для меня этот вопрос остро встал при написании ВПР в 2017 году. Проблема: содержание учебников, их методический аппарат не позволяет достичь высоких результатов по формированию навыков работы с нелинейным текстом.
Нелинейные тексты – это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом, тексты, сочетающие в себе несколько разноформатных источников информации.
Формы нелинейных текстов весьма разнообразны: расписания, графики, таблицы, диаграммы, карты, анкеты, билеты, обложки журналов, афиши, буклеты, определители, дидактические карточки и т. д.
Важно сформировать навыки работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных.
Существует универсальный алгоритм работы с нелинейным текстом:
I. Чтение текста
· Распознавание элементов текста;
· Установление связей и/или отношений между элементами текста;
· Анализ вербальных и невербальных элементов с целью целостного восприятия текста.
II. Понимание содержания текста
· Понимание содержания отдельных элементов текста и в связке с другими;
· Понимание смысла всего текста;
· Анализ нелинейного текста поэлементно и в целом;
· Критическое осмысление содержания текста;
· Формулирование собственного отношения к содержанию текста
III. Интерпретация текста
· Устная интерпретация
· Письменная интерпретация
Особенности нелинейного текста позволяют:
– читать текст непоследовательного
– работать с разными компонентами текста отдельно;
– использовать знания школьников, полученные при изучении разных учебных предметов или вне школы, для чтения и понимания нелинейного текста;
– применять разные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее), как и при работе с линейным текстом;
– преобразовывать как целый текст, так и его части в линейный текст или наоборот;
– обучать интепретации текста.
При работе с нелинейными текстами отрабатываются информационные умения: нахождение информации, необходимой для выполнения задания; извлечение информации, заданной в тексте в явном или неявном виде; приведение примеров из текста, подтверждающих данное высказывание; выделение в тексте объяснительного метода исследования; устанавливание истинности суждений с опорой на информацию текста; определение значения терминов и понятий; сопоставление информации из разных частей текста; сопоставление информации, представленной в разных знаковых системах – текстах и рисунках или фотографиях; описывание на основе текста значений графических символов; устанавливание в тексте последовательности действий и многие другие.
На примере таких заданий формируется навык как читательской, так и информационной функциональной грамотности.
Примеры материалов, на основе которых можно разрабатывать задания на развитие навыков читательской грамотности (авторы Людмила Рождественская и Ирина Логвина).
Ниже представлены виды заданий, которые я разработала и применяю на практике. Они составлены на примере заданий из различных интернет источников.
1. Билет в театр
Предмет |
Тема |
Задание |
|||||||||||||||||||||||||
Окружающий мир |
Работа с картой Мой безопасный маршрут |
Мы приехали на станцию «Новосибирск Главный». Построй пеший маршрут от вокзала до театра. Если пользоваться общественным транспортом, на чем лучше добраться до театра? (воспользуйся сервисом «Яндекс карты» |
|||||||||||||||||||||||||
Правила поведения в общественных местах |
Составь памятку о правилах поведения в театре |
||||||||||||||||||||||||||
Математика |
Нумерация |
Выпиши все числа в порядке возрастания / убывания |
|||||||||||||||||||||||||
Цена, количество, стоимость |
Сколько денег на билеты потребуется для нашего класса, если на представление кроме ребят пойдут учитель и один сопровождающий |
||||||||||||||||||||||||||
Время |
Рассмотри расписание электропоезда. На каком электропоезде нам следует ехать, чтобы успеть к началу представления, если дорога от вокзала до театра занимает около 30 минут. |
||||||||||||||||||||||||||
Черепаново - Новосибирск-Главный
|
|||||||||||||||||||||||||||
Русский язык |
Части речи, члены предложения, морфология, синтаксис и т.д. |
Выпиши все имена существительные/прилагательные, определи падеж и склонение |
|||||||||||||||||||||||||
Выпиши все имена собственные |
|||||||||||||||||||||||||||
Выпиши название спектакля, выполни синтаксический разбор предложения |
|||||||||||||||||||||||||||
Выполни морфологический (морфемный, фонетический) разбор существительного (прилагательного, глагола) |
|||||||||||||||||||||||||||
ИЗО/Технология |
Афиша/Буклет |
Нарисуй афишу к спектаклю, используя информацию из билета |
2. Посещение кафе
После представления мы пойдем в кафе. Рассмотри меню
1. Рассчитай стоимость заказа
Блюда |
Стоимость |
Оливье, Веселый бургер, Орео Крим |
|
Цыпленок Цыпа, Розовое облако, овсяная сладость |
|
Мясные шарики, Творожная лакомка, Орео Крим |
|
2. У тебя бюджет 500 рублей, что ты сможешь заказать?
3. Какое блюдо самое дорогое/дешевое?
4. Минимальный и максимальный вес блюда
5. Составь свое меню для детского кафе с учетом рекомендаций по правильному питанию. (достаточно указать 5-6 блюд)
6. Какие продукты тебе понадобятся, какие витамины содержатся в этих продуктах?
Таким образом, опираясь на самые различные информационные объекты, можно составить большое количество заданий по разным предметам. Что, в конечном итоге, будет способствовать развитию читательской грамотности обучающихся.
1. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 11 (ноябрь).
URL: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm (дата обращения: 10.10.2020).
2. Горев П.М., Колобова Н.Г., Зобнина Н.С., Брагина О.С., Сырцева Н.Н. Приёмы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 1 (январь). URL: http://e-koncept.ru/2017/170006.htm (дата обращения: 10.10.2020).
3. Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-uchaschihsya-s-nesploshnymi-tekstami (дата обращения: 10.10.2020).
4. Кицан Ирина Геннадьевна, старший преподаватель Красноярского краевого ИПК
Формирование читательской грамотности при работе с несплошными текстами
https://uchitelya.com/pedagogika/176546-formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-pri-rabote-s-nesploshnymi-tekstami.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.