Практическая работа
«Задания на формирование читательской функциональной грамотности»
выполнила: Савельева Т.И учитель географии МАОУ СОШ с. Бердюжье Истошинская СОШ
I. Прочитайте текст «Атмосферное давление»
Путешественник Джордж Луи решил совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре. Он взял с собой необходимое продовольствие, теплую одежду. Но, поднявшись на высоту 4 км, капилляры на его руках начали лопаться.
Задание
1. По каким причинам произошли такие изменения?
Выберите из списка правильное утверждение, отметив правильные ответом «да»,
неправильные «нет»
А. Атмосферное давление с высотой понижается Да/
Нет
Б. С высотой атмосферное давление повышается Да/
Нет
В. Нарушается баланс между внутренним давлением и внешним Д а/ Нет
Характеристика задания
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, содержательное знание
Контекст: личностный, опасности и риски
Компетенция (согласно кодификатору): Умение научно объяснять явления
Уровень сложности: средний
Формат ответа: выбор одного правильного ответа (одиночный выбор)
Критерии оценивания:
Атмосферное давление: оценка ответа на вопрос 1
Ответ принимается полностью
Код 1: Ответ Б
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
II. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.С. Гумилева
…А кругом на широких равнинах,
Где трава укрывает жирафа,
Садовод Всемогущего Бога
В серебрящейся мантии крыльев
Сотворил отражение рая:
Он раскинул тенистые рощи
Прихотливых мимоз и акаций,
Рассадил по холмам баобабы,
В галереях лесов, где прохладно
И светло, как в дорическом храме,
Он провел многоводные реки
И в могучем порыве
восторга
Создал тихое озеро Чад.
Задание 1. По приведенному ниже описанию определите, о какой природной зоне и о каком материке идет речь? По каким признакам вы осуществили определение?
Характеристика задания
Содержательная область и тип знания: науки о Земле и Вселенной, содержательное знание
Контекст: национальный
Компетенция (согласно кодификатору): Умение научно объяснять явления
Уровень сложности: средний
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Природные зоны Земли: оценка ответа на вопросы 2. Ответ принимается полностью, либо максимально приближенным к эталону
Саванны (Африка). Поэт упоминает галерейные леса, характерные для африканских саванн виды древесной и кустарниковой растительности (баобабы, мимозы, акации) и распространенное в них животное — жирафа.
Код 1 Не раскрыты признаки.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задания на формирование математической функциональной грамотности
I.Решите задачу: Сколько граммов различных солей можно получить из 1 тонны черноморской воды, если ее соленость 18 промилле? Характеристика задания:
Содержательная область и тип знания: изменения и зависимости, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): умение применять математические знания для решения разного рода проблем;
Уровень сложности: средний
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Свойства вод Мирового океана: оценка решения задачи 2
Ответ принимается полностью
1 т
воды = 1 000 л;
1000 х 18 = 18 000 г = 18 кг, это масса
соли, которую можно получить из 1 т черноморской
воды.
Код 1: расчеты сделаны неверно
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
II. Решите задачу. Известно, что на высоте 2205 м над уровнем моря атмосферное давление составляет 550 мм рт. ст. Считая, что при подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается примерно на 1 мм рт. ст., определите атмосферное давление на высоте 2520 м над уровнем моря.
Характеристика задания:
Содержательная область и тип знания: изменение и зависимости, процедурное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): умение применять математические знания для решения разного рода проблем;
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания:
Атмосферное давление: оценка решения задачи 3
Ответ принимается полностью, либо максимально приближен к эталону Разница высот составляет:
2520 – 2205 = 315 метров
Так как каждые 10,5 метров давление уменьшается на 1 мм рт. ст., получаем давление на высоте 2520 метров:
550 - (315:10,5)х1=520
Ответ: 520 мм рт. ст.
Код 2: ошибки в расчетах
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Задания на формирование естественно - научной функциональной грамотности:
I.Прочитайте текст «Экспедиция Камерона в Африке».
В феврале 1873 г. Верни Ловетт Камерон, английский военный моряк, высадился на берег Африке в городе Багамойо (60ю.ш.390в.д.). Он отправился на запад с небольшим отрядом и только через год вышел к озеру Танганьика. Обогнув озеро с юга, исследовали, обнаружили русло реки Лукуга, которая вытекала из озера Танганьика в западном направлении. Камерон провел съемку местности. Он определил протяженность озера Танганьика - 720 к1.м (истинная длина озера, как было установлено позже, около 650 км). Камерон также выяснил, что в озеро впадает около ста рек, а вытекает лишь одна. Камерон, верно, предположил, что озеро образовалось на месте тектонического разлома.
Ответьте на вопросы.
1. На побережье какой современной страны высадились экспедиция Камерона?
2. Какой вывод можно сделать на основе анализа содержания текста?
а) Камерон предположил, что впадина озера имеет тектоническое происхождение
б) Экспедиция Камерона двигалась на восток
в) Камерон установил, что из озера Танганьика вытекает около 100 рек
г) Камерон точно измерил длину озера, что было подтверждено дальнейшими исследованиями.
3. По какой природной зоне проходил маршрут экспедиции?
4. Предположите, какая погода была в той части Африки, когда Камерон начал своё движение по маршруту. Свой ответ обоснуйте.
Характеристика задания:
Содержательная область и тип знания: Науки о Земле и Вселенной, содержательное знание
Контекст: национальный, окружающая среда
Компетенция (согласно кодификатору): анализировать данные, делать выводы
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: выбор правильных ответов, развернутый ответ
Критерии оценивания:
Ответ принимается полностью, либо максимально приближен к эталону 3
Страна Танзания. Камерон правильно предположил, что впадина озера Танганьика имеет тектоническое происхождение, из него вытекает около 100 рек.
Маршрут экспедиции проходил по саваннам и редколесьям, погода была ясная, теплая – 26 градусов, осадков вернее всего не было, т.к. сезон дождей начинается в марте.
Код 2: в ответе нет обоснования.
Код 1: сделан только вывод по анализу текста.
ответ не принимается
Код 0: не определена страна.
II. Прочитайте задание
При проливном рисоводстве рис выращивают при постоянном затоплении водой. За счёт размножения в воде метаногенных бактерий оно даёт около 60% антропогенного выделения метана, который является важным парниковым газом. Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере приводит к повышению среднегодовой температуры на планете.
Мировое производство риса: данные прошлых лет и прогноз
Как будет сказываться прогнозируемая тенденция в производстве риса на изменении уровня Мирового океана, если будет преобладать проливная стратегия рисоводства? Ответ поясните.
Характеристика задания:
Содержательная область и тип знания: изменения и зависимости, содержательное знание
Контекст: глобальный
Компетенция (согласно кодификатору): Интерпретация данных для получения выводов
Уровень сложности: средний
Формат ответа: развернутый ответ
Критерии оценивания: оценка ответа на вопросы 2. Ответ принимается полностью, либо максимально приближенным к эталону. Уровень океана повысится. Пояснение: расширение проливного рисоводства стимулирует глобальное потепление, что приводит к таянию ледников Код 1: Дан верный ответ, но пояснение неверное или отсутствует ответ не принимается Код 0: Другие ответы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.