Задания
районной олимпиады по русскому языку и литературе в 2014/2015 учебном году
6 класс
1. Определите сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.
[о] – Молоко чудесное, вкусное, полезное! Молоко коровье пейте на здоровье!
[а] – Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
2. Расставьте ударения в словах.
Кухонный, мускулистый, начать, подростковый, сливовый, заняла, спокойнейший, щавель, жалюзи, статуя, баловать, нефтепровод, минусовый, августовский.
3. Составьте и запишите словообразовательные цепочки.
1) Вредный, вред, вредность; 2) голос, голосование, голосовать; 3) синеватый, синий, синевато; 4) интересовать, заинтересовать, интерес; 5) лекарский, лечить, лекарь.
4. Запишите данные имена существительные в форме множественного числа родительного падежа.
Солдаты, носки, чулки, ботинки, апельсин, помидор, блюдце, трактор, шофёр, лимон.
5. Объясните значение заимствованных слов путём подбора синонимов или синонимичных словосочетаний.
Лозунг, актуальный, шеф, имитация, традиция, банкротство, триумф, атлет.
6. К каждому фразеологизму из левой колонки найдите фразеологизм, противоположный по смыслу, из правой колонки.
1) На руках носить а) с открытой душой
2) От доски до доски б) своим горбом жить
3) Камень за пазухой держать в) ворон считать
4) На чужой шее сидеть г) держать в ежовых рукавицах
5) Лясы точить д) воды в рот набрать
6) Держать ухо востро е) работать не покладая рук
7) Сидеть сложа руки ж) в руки взять
8) От рук отбится з) с пятого на десятое
9) Кричать во всю ивановскую и) держать язык за зубами
7. Из данных предложений выпишите предложения с однородными членами и расставьте знаки препинания.
1) В косом дожде на косогоре сквозит полей осенних грусть.
2) Шуми, шуми, зелёный лес.
3) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.
4) Лишь ветер злой, бушуя, воет и небо кроет седою мглою.
5) Отгремел грозами июль и лето вдруг сразу перемахнуло за осень.
6) Маячат впереди далёкие горы да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы.
8. Составьте словосочетания, выбирая правильную форму существительных.
Указывать (ошибки), заплатить (проезд), оплатить (проезд), наблюдать (затмение), рассказывать (событие), описывать (событие), объяснять (происшествие), останавливаться (подготовка).
9. Как называются процитированные части басен И. Крылова? Назовите эти басни.
1) Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. 2) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. 3) У сильного всегда бессильный виноват. 4) А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
10. Продолжите пословицы.
1) Кончил дело – … 2) Что посеешь, … 3) Без труда … 4) После драки… 5) Глаза бояться, а… 6) Ученье – свет, а … 7) Любишь кататься – …
Ответы
6 класс
1. Определите сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.
[о] – 4
[а] – 12 (2 балла– по 1 баллу за каждый правильный ответ)
2. Расставьте ударения в словах.
КУхонный, начАть, слИвовый, занялА, спокОйнейший, щавЕль, жалюзИ, стАтуя, баловАть, нефтепровОд, мИнусовый, Августовский.
(12 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
3. Составьте и запишите словообразовательные цепочки.
1) Вред → вредный → вредность; 2) голос → голосовать → голосование; 3) синий → синеватый → синевато; 4) интерес → интересовать → заинтересовать; 5) лечить → лекарь →лекарский.
(5 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
4. Запишите данные имена существительные в форме множественного числа родительного падежа.
Солдаты – солдат, носки – носков, чулки – чулок, ботинки – ботинок, апельсин – апельсинов, помидор – помидоров, блюдце – блюдец, трактор – тракторов, шофёр – шофёров, лимон – лимонов.
(10 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
5. Объясните значение заимствованных слов путём подбора синонимов или синонимичных словосочетаний.
Лозунг – призыв, актуальный – своевременный, жизненный, шеф – руководитель, начальник, имитация – подражание, копирование, традиция – обычай, банкротство – разорение, триумф – победа, хвала, атлет – спортсмен, богатырь.
(8 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
6. К каждому фразеологизму из левой колонки найдите фразеологизм, противоположный по смыслу, из правой колонки.
1. г, 2. з, 3. а, 4. б, 5. д, 6. в, 7. е, 8. ж, 9. и.
(9 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
7. Из данных предложений выпишите предложения с однородными членами расставьте знаки препинания.
3) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.
4) Лишь ветер злой, бушуя, воет и небо кроет седою мглою.
(2 балла – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
8. Составьте словосочетания, выбирая правильную форму существительных.
Указывать на ошибки, заплатить за проезд, оплатить проезд, наблюдать за затмением, рассказывать о событии, описывать событие, объяснять происшествие, останавливаться при подготовке.
(8 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
9. Как называются процитированные части басен И. Крылова? Назовите эти басни.
1) “Ворона и Лисица”; 2) “Лебедь, Щука и Рак”; 3) “Волк и Ягнёнок”; 4) “Квартет”.
(4 балла – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
10. Продолжите пословицы.
1) Кончил дело – гуляй смело. 2) Что посеешь, то и пожнёшь. 3) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 4) После драки кулаками не машут. 5) Глаза бояться, а руки делают. 6) Ученье – свет, а неученье – тьма. 7) Любишь кататься – люби и саночки возить.
(7 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Максимальное количество баллов – 67
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.