Задания теоретического тура олимпиады школьников по биологии 10 класс

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала С ответами 10класс.doc

 

 

 

Задания теоретического тура олимпиады школьников по биологии

10 класс

 

Теоретический тур

время выполнения – 180 минут

 

Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них   и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы по каждому заданию запишите в листе ответов.

Начинать работу можно с любого задания, однако, мы рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.

 

Часть I. Задание включает 50 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Буквенный код ответа впишите в матрицу ответов.  В листе ответа в клеточке соответствующей номеру теста запишите букву правильного ответа. В случае исправления буква должна быть продублирована.

1. Цианобактерии отличаются от других групп бактерий:

 А) наличием ядра

 Б) способностью создавать органические вещества из неорганических

 В) способностью выделять кислород в процессе фотосинтеза

 Г) способностью существовать в среде без кислорода

2.  Деление организмов на прокариоты и эукариоты предложено:

 А) Т. де Шарденом                

 Б) Э. Шаттоном

 В) С.Н.Виноградским           

 Г) К. Ван Нилем

3.      Клеточное строение всех организмов свидетельствует:

А) о единстве живой и неживой природы

Б) о единстве химического состава

В) о единстве происхождения живых систем

г) о сложности строения живых систем

4. Секреторные функции в большей степени характерны для:

А) хлоропластов      

Б) митохондрий

В) лизосом                

Г) аппарата Гольджи

5. Анаэробный гликолиз сопровождается синтезом АТФ в количестве:

А) 38 молекул      

Б) 36 молекул      

В) 2 молекулы   

Г) 18 молекул

6. Изучить структуру органоидов клетки позволяет метод:

      А) светового микроскопирования   

      Б) электронного микроскопирования

В) центрифугирования                    

Г) культуры тканей

7. Какую из перечисленных функций плазматическая мембрана не выполняет?

А) транспорт веществ                      

Б) взаимодействие с другими клетками

В) синтез белков                                

Г) пиноцитоз

8. Какой органоид клетки участвует в формировании лизосом?

А) рибосомы                     

Б) митохондрии     

В) Аппарат Гольджи        

Г) клеточный центр

9.Приспосабливаясь к жизни на суше, высшие растения не сразу утратили подвиж-

ность мужских гамет. Из перечисленных растений гаметы лишены жгутиков у:

А) сосны                            

Б) саговника

В) кукушкина лена         

Г) плауна

10. Из перечисленных функций покровной ткани наиболее важной для первых наземных растений была:

А) фотосинтетическая                 

Б) механическая

В) проводящая                            

Г) защита от потери воды

11. Ветроопыляемые деревья, как правило, цветут весной до распускания листьев

для того, чтобы:

А) не конкурировать с насекомыми-опылителями

Б) больше пыльцы попадало на рыльца

В) фотосинтез не мешал опылению

Г) цветки их были хорошо заметны

12.  Мужские половые клетки созревают у кукушкина льна в:

А) коробочке                   

Б) заростке

      В) антеридии                   

      Г) архегонии

13. Укажите главный признак бактерий:

     А) ядерное вещество не отделено от цитоплазмы

     Б) отсутствует плазматическая мембрана

     В) нет рибосом 

     Г) наличие митохондрий

14. Изучив анатомическое строение листа цветкового растения, биолог обнаружил,

что в его строении отсутствуют устьица. Данное наблюдение позволило ему сделать вывод о том, что этот лист принадлежит растению, произраставшему:

А) в водоеме      

Б) в умеренно влажном лесу

В) на лугу          

Г) в сухом песчаном месте

 

15. Чем отличается спора гриба от споры бактерии?

    А) представлена только одной клеткой    

    Б) выполняет функцию размножения

    В) разносится ветром на большие расстояния

    Г) служит приспособлением к неблагоприятным условиям

16.  Пыльца цветковых растений формируется в:

    А) семязачатке                

    Б) рыльце пестика

    В) тычинках                    

    Г) завязи пестика

17. При вегетативном размножении кактусов используют:

    А) листья                                       

    Б) семена

    В) корневые черенки                  

    Г) стеблевые черенки

18.Важнейшим условием жизни грибов является:

   А) достаточная освещенность

   Б) наличие органических веществ, необходимых для их питания +

   В) совместное обитание с растениями

   Г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения

19. Основу слоевища лишайника составляют клетки:
   А) цианобактерий
   Б) гриба +
   В) многоклеточной водоросли
   Г) одноклеточной водоросли

20.Чтобы определить, к какому семейству класса Двудольных относится растение, надо знать строение его:
    А) цветка и плода             

    Б) корневой системы и листьев
    В) листьев и стебля         

    Г) стебля и корневой системы +
 21. Какие клетки находятся в энтодерме гидры?

    А) стрекательные             

    Б) покровные

    В) половые                          

    Г) железистые

22. Вторичную  полость тела  имеют:

   А) кишечнополостные                 

   Б) круглые черви

   В) моллюски                                

   Г) кольчатые черви

23.Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:
А) всеядности
Б) развитию с метаморфозом
В) питанию только богатой белками животной пищей+
Г) способности к длительному пребыванию под водой

24.  У каких животных зубы растут в течение всей жизни:
А) у ежей                

Б) лисы
В) у лосей +              

 Г) крысы

25.  У какого организма проявляется крайняя степень приспособлений к условиях существования – специализация?:
А) у пумы                                  

Б) у муравьеда +
В) у прудовой лягушки            

Г) у филина

26.  Копрофагами являются:

А) жуки-навозники            

Б) жуки-могильщики

В) муравьи-листорезы        

Г) жуки-мертвоеды

27.  Выберите верное описание жизненного цикла эхинококка :
А) яйцо-кишечник хозяина-яйцо
Б) яйцо-кишечник промежуточного хозяина-внутреннее органы окончательного хозяина
В) яйцо-внутренние органы промежуточного хозяина-кишечник окончательного хозяина
Г) яйцо-внутренние органы хозяина-яйцо

28.  В организм позвоночных животных некоторыми железами выделяется:
А) серная кислота                

Б) азотная кислота
В) соляная кислота +              

Г) уксусная кислоты

29.  Какие вещества, образующиеся в организме человека, обезвреживают чужеродные тела и их яды?

А) ферменты                                                 

Б) антитела

В) антибиотики                                           

 Г) гормоны

30.  У человека больна печень, употребление какой пищи врач посоветует резко ограничивать:

А) белковой                                                 

 Б) углеводистой

В) жирной                                                     

Г) соленой

31.  В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:

А) слизь                                                       

Б) желчь

В) инсулин                                                  

Г) соляная кислота

32.У человека, акклиматизированного к высокогорью увеличивается:

А) частота сердечных сокращений

Б) дыхательная емкость легких

В) кислородная емкость крови

Г) объем крови

33. Какое вещество образует с гемоглобином самую прочную связь?

А) О2                 Б) СО2            В)  СО                       Г) N2

34. Печень выполняет в организме человека барьерную функцию, так как в ней:

А) глюкоза превращается в гликоген

Б) вырабатывается желчь, которая накапливается в желчном пузыре

В) обезвреживаются ядовитые вещества

Г) белки могут превращаться в жиры и углеводы

35.  Сила, развиваемая мышцей, при постепенном увеличении ее длины:
 
А) не меняется                           

Б) сначала растет, затем уменьшается +
В) сначала падает, затем увеличивается                   

Г) 5 килокалорий

36.  Какое вещество регулирует физическое и психическое развитие организма:
  А) инсулин                     

        Б) тироксин +
        В) соматотрин                

  Г) глюкагон

37.  Фильтрация крови в почках происходит в:
 А) пирамидках         

 Б) лоханках
 В) капсулах                 

 +Г) мозговом слое

38.  При образовании вторичной мочи в кровяное русло возвращается вода и:
А) глюкоза              

Б) соли                       +
В) белки                  

Г) все выше перечисленные вещества

39.  Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры или химических веществ, – это:
А) потертость              

Б) опрелость
В) ожог                         

Г) отморожение

40. К абиотическим факторам среды относится:

      А) борьба за существование   

      Б) волны жизни

      В) климат                                    

      Г) генофонд популяции

41. Гнездо, как приют для чужих птенцов, можно считать фактором:

      А) биотическим                          

      Б) ограничивающим

      В) абиотическим                         

      Г) оптимальным

42. Наука, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания:

      А) биоценоз                                

      Б) экология

      В) ареал                                        

      Г) популяция

43. Взаимоотношения между организмами одного вида или разных видов, при которой они используют одни и те же ресурсы окружающей среды:

      А) биоценоз                                  

      Б) конкуренция

      В) ареал                                         

      Г) популяция

44. В некоторых сообществах, обитающих на очень большой глубине, роль продуцентов играют:

       А) фотосинтетики                      

       Б)  глубоководные рыбы

       В)  хемосинтетики                   

       Г) паразиты

45. На обедненных кальцием кислых почвах практически не встречаются или очень

редки:

А) простейшие                                

Б) насекомые

В) улитки                                        

 Г) мхи

46. Из предложенных факторов среды обитания воробья ресурсом можно считать:

А) освещённость                            

Б) углекислый газ

В) место для гнезда                        

Г) мелкие грызуны

47. Из перечисленных организмов, при наличии необходимых им ресурсов, быстрее

других способны увеличивать биомассу в ходе размножения:

А) слоны                                          

Б) бактерии

В) деревья                                        

Г) насекомые

48. Млекопитающие животные, отличающиеся территориальным поведением, часто

оставляют мочевые или фекальные метки. Можно утверждать, что:

А) этим они делают неприятным существование сородичей в среде обитания

Б) это позволяет им снизить внутривидовую конкуренцию

В) это связано с их физиологическими возможностями мочеиспускания и дефекации

Г) так они предупреждают человека об опасности

49. Из нижеперечисленных способов сосуществования микроорганизмов взаимовы-

годным является:

А) комменсализм     

Б) мутуализм

В) аменсализм          

Г) паразитизм

50. Эндоплазматический ретикулум представляет собой продолжение:

А) плазматической мембраны

Б) внешней мембраны ядерной оболочки

В) внешней мембраны митохондрий

Г) мембраны комплекса Гольджи

 

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с двумя вариантами ответов из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.         Тканью листа не являются:

а) эпидермис  

б)  кора

г) пробка

в) древесина

2. Для цветковых растений, произрастающих в воде характерно:

а) плохое развитие или отсутствие механической ткани

б) хорошее развитие механической ткани

в) наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля

г) преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы

3.  При созревании зародышевого мешка из макроспоры цветковых растений образуются:

а) микроспоры

б) клетки-спутницы

в) клетки-антиподы

г) завязь

4. К паразитическим простейшим относят:

а) лямблии

б) инфузория-туфелька

в) малярийный плазмодий

г) мокрицы

5.  Какие болезни передаются через желудочно-кишечный тракт:

а) СПИД

б) холера

в) бронхит

г) дизентерия

6. Среди брюхоногих моллюсков по типу питания есть:

а) фитофаги

б) хищники

в) паразиты

г) фильтраторы

7. Половое размножение печеночного сосальщика происходит:

а) в воде

б) в теле моллюска

в) организме крупного рогатого скота

г) организме человека

8. В случае опасности ящерица ушастая круглоголовка:

а) спасается бегством

б) окрашивается под цвет субстрата и затаивается

в) принимает угрожающую позу

г) отбрасывает хвост

9. Кровь не будет свертываться, если в ней:

          а) отсутствует фибриноген

б) присутствует холестерин

в) присутствуют соли кальция

г) мало лейкоцитов

10. В каком органе образуются лимфоциты:

а) красный костный мозг

б) надпочечники

в) гипофиз

г) желтый костный мозг

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Процесс фотосинтеза  следует рассматривать как одно из важнейших звеньев круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газов.  

2.  Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями.

3.  С помощью корней лишайники всасывают воду.

+4. Китов относят к классу млекопитающих, потому что они размножаются в воде, рождают крупных детёнышей.

5. У морских одноклеточных организмов выделительная вакуоль сокращается реже, чем у пресноводных.

6. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.+

7. У акулы плавательный пузырь заполнен смесью газов.+

8. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.+

9. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.

10. В организме женщины при отсутствии патологий никогда не образуются мужские половые гормоны.

11. Для ланцетника характерно живорождение.

12.      В легких бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево.

13. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

14. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

15. Малый круг кровообращения начинается от левого желудочка.

16. Шишка хвойных деревьев является плодом.  

17. Митохондрии и пластиды относятся к двумембранным органоидам клетки.

18. Консументами 1-го порядка являются: слон, пчела, лось, тетерев.

19. +Биологический прогресс – это процесс, связанный с увеличением численности вида и расширения ареала.

20.Полостное пищеварение происходит у свиного цепня.

 

 

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 11.5 баллов. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий

 

 

 

 

1.            мах. 3.0 балла Установите соответствие между процессами (1-6) и условиями их  протекания (А-Б).  

Процессы

Условия

1.присходит в хлоропластах

2. происходит в митохондриях

3. только на свету

4.и на свету и в темноте

5. в любых живых клетках

6. в клетках зеленых листьев

А – Дыхание

Б – Фотосинтез

 

 

Процессы

1

2

3

4

5

6

Условия

 

 

 

 

 

 

2.             мах. 2.5 балла  Установите соответствие между перечисленными группами организмов (1–5) и их ролью в цепях питания (А-В).

Организмы:

1. Сапротрофные бактерии.

2. Зеленые растения.

3. Травоядные животные.

4. Хищные животные.

5. Плесневые грибы.

Трофические уровни:

А. Консументы.

Б. Редуценты.

В. Продуценты.

Организмы:

1

2

3

4

5

Трофические уровни

 

 

 

 

 

3.            мах. 3.0 балла  Соотнесите особенности митоза и мейоза:

Особенности строения                                                                             Группы растений

1) зародыши семян состоят из двух семядолей                                   А. Однодольные

2) корневая система стержневая                                                            Б. Двудольные

3) корневая система мочковатая

4) зародыш состоит из одной семядоли

5) листья цельнокрайние, жилкование дуговое или параллельное

6) жилкование листьев перистое или пальчатое

 

Особенности строения

1

2

3

4

5

6

Группы растений

 

 

 

 

 

 

 

4. мах. 3.0 балла  Поставьте в  соответствие свойства нервной системы (1-6) и ее типы, которые этими свойствами обладают:

   Свойства                                                                       Тип нервной системы

1. иннервирует кожу и скелетные мышцы                        А) соматическая нервная система

2. иннервирует все внутренние органы                               Б) Вегетативная нервная система

3. способствует поддержанию связи организма с внешней средой

4. регулирует обменные процессы, рост организма

5. действия подконтрольны сознанию (произвольны)

6. действия неподвластны сознанию (автономны)

 

Свойства

1

2

3

4

5

6

Тип нервной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия            __________________________                 

Имя                        __________________________

Класс                    __________________________

Матрица ответов

 10 класс

Часть 1. 50 баллов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31-40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41-50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. 20 баллов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 3. 20 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

прав. "ДА"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неправ. "нет"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

17

18

19

20

 

прав. "ДА"

 

 

 

 

 

 

неправ. "нет"

 

 

 

 

 

 

Часть 4. 11.5 баллов

1.       [мах. 3.0 балла] 

Процессы

1

2

3

4

5

6

Условия

 

 

 

 

 

 

2.       2.5 балла

 Организмы:

1

2

3

4

5

Трофические уровни

 

 

 

 

 

3.       3.0 балла

Особенности строения

1

2

3

4

5

6

Группы растений

 

 

 

 

 

 

4.       3.0 балла

Свойства

1

2

3

4

5

6

Тип нервной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы, 10  класс

Часть 1. 50 баллов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

в

в

в

г

в

б

в

в

а

г

11-20

б

в

а

а

б

в

г

б

б

а

21-30

г

г

в

г

б

а

в

в

б

в

31-40

г

в

в

в

б

б

в

а

в

в

41-50

а

б

б

в

в

в

б

б

а

г

Часть 2. 20 баллов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

бв

ав

бв

ав

бг

аб

вг

ав

ав

аб

Часть 3. 20 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

прав. "ДА"

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

неправ "нет"

-

-

-

-

 

-

-

-

 

-

-

 

-

 

-

 

 

х

х

 

х

 

 

16

17

18

19

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

х

 

х

х

прав. "ДА"

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неправ "нет"

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 4. 11.5 баллов

1.       [мах 3 балла]

Процессы

1

2

3

4

5

6

Условия

Б

А

Б

А

А

Б

2        2.5 балла

Организмы:

1

2

3

4

5

Трофические уровни

Б

В

А

А

Б

3 3.0 балла

Особенности строения

1

2

3

4

5

6

Группы растений

Б

Б

А

А

А

Б

4 3.0 балла

Свойства

1

2

3

4

5

6

Тип нервной системы

А

Б

А

Б

А

Б