Задания теоретического тура олимпиады школьников по биологии 7 класс

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала с ответами 7класс.doc

 

 

Задания теоретического тура

олимпиады школьников по биологии

7 класс

 

Теоретический тур

Время выполнения – 180 мин.

 

 Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них   и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы по каждому заданию запишите в листе ответов.

Начинать работу можно с любого задания, однако, мы рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.

 

Часть 1. Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Буквенный код ответа впишите в матрицу ответов.  В листе ответа в клеточке соответствующей номеру теста запишите букву правильного ответа. В случае исправления буква должна быть продублирована.

1.      К царству Бактерий относится:

а) трипанозома;                    б) хлорелла;

      в) сальмонелла;                    г) плазмодиум.

2. У кукушкина льна типичные  водоносные клетки:

а) отсутствуют;

б) имеются в незначительном количестве;

в) имеются в большом количестве;

г) имеются отдельные клетки.

3. Бактерии, способные в результате своей деятельности производить кислород:

    а) цианобактерии;

    б) отсутствует плазматическая мембрана;

    в) нет рибосом; 

    г) наличие митохондрий.

4. Папоротники имеют:

    а) листья, стебли, корни, но не имеют цветов и семян;  

    б) не имеют клеточного строения

    в) не способны к фотосинтезу;          

    г) имеют в клетке оформленное ядро

5. На рисунке представлен продольный срез корня растения. Цифрой 5 на нем обозначены:

      а) корневые волоски;

 

 

      б) боковые корни; в) придаточные корни;

      г) гифы микоризных грибов.

6.  Пыльца цветковых растений формируется в:

    а) семязачатке;                 б) рыльце пестика;

    в) тычинках;                      г) завязи пестика.

7. Растения, у которых отсутствуют ткани, это –

    а) папоротники;                             б) водоросли;

    в) покрытосеменные;                     г) голосеменные.

8. Ветроопыляемые деревья, как правило, цветут весной до распускания листьев для

того, чтобы:

а) не конкурировать с насекомыми-

опылителями;

б) больше пыльцы попадало на рыльца;

в) фотосинтез не мешал опылению;

г) цветки их были хорошо заметны.

9. Вода, с растворенными в ней минеральными веществами, осуществляет в листе восходящий путь в следующей последовательности:

а) устьице – клетки мякоти листа – сосуды;

б) сосуды – клетки мякоти листа – устьице;

в) ситовидные трубки – сосуды – клетки мякоти листа;

г) ситовидные трубки – мякоть листа – устьице.

10. Изучив анатомическое строение листа цветкового растения, биолог обнаружил,

что в его строении отсутствуют устьица. Данное наблюдение позволило ему сделать вывод о том, что этот лист принадлежит растению, произраставшему:

а) в водоеме;

б) в умеренно влажном лесу;

в) на лугу;

г) в сухом песчаном месте.

11. Растение, подземная часть которого не являются луковицей:

а) лилия;

б) чеснок;

в) гладиолус;

      г) нарцисс.

 12. Первичную полость имеют:

    а) кишечнополостные;                  б) круглые черви;

    в) моллюски;                                  г) членистоногие.

 

13. Размножение малярийного паразита в крови человека происходит:

    а) лейкоцитах;                                б) эритроцитах;

    в) тромбоцитах;                              Г) лимфоцитах.

14.Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:
  
а) всеядности;
   б) развитию с метаморфозом;
   в) питанию только богатой белками животной пищей; +
   г) способности к длительному пребыванию под водой.

   15.Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлено:
а) строением половых желез;
б) распространением в тропической зоне;
в) преимущественно наземным образом жизни;
г) большим запасом питательного вещества в яйце

16. У беззубки:

а) имеется только радула;

б) имеется и радула, и замок;

в) имеется только замок;

г) нет ни радулы, ни замка.

17. Копрофагами являются:

а) жуки-навозники;

б) жуки-могильщики;

в) муравьи-листорезы;

г) жуки-мертвоеды.

18. На среднегруди у комнатной мухи находятся:

а) три пары ног и одна пара крыльев;

б) одна пара ног и одна пара крыльев;

в) одна пара ног и две пары крыльев;

г) одна пара ног.

19. У насекомых при выходе из куколки крылья расправляются за счёт:

а) нагнетания воздуха в крыло;

б) силы тяжести;

в) нагнетания гемолимфы в крыло;

г) сокращения мышц.

20. Из кормовых объектов, используемых аквариумистами, к малощетинковым чер-

вям относится:

а) мотыль;

б) трубочник;

в) мучной червь;

г) артемия.

 

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

1. На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:

       I) зрение; II) обоняния;    III) осязания; IV) вкуса; V) слуха.

а) только II, III, V;

б) только I, IV, V;

в) только I, II, III, V;

г) только II, III, V;

д)  III, IV.

2. Обычно в цитоплазме растительной клетки можно обнаружить: I) ядро;

       II) вакуоли; III) ядрышко; IV) пластиды; V) хромосомы.

а) только I, II, IV;

б) только II, III, V;

в) только I, II, III, IV;

г) только III, IV, V;

д) I, II, III, IV, V.

3.Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:I. пауков.

      II. клещей.   III. сольпуг.  IV. Сенокосцев. V. скорпионов +
 
а) II; +
  б)
I, IV;
  в)
II, IV;
  г)
II, V.

4.Организмы способны размножаться следующими путями: I. Половым путем.
II. C помощью зооспор. III. Делением клетки пополам. IV. Фрагментом таллома.
V. Конъюгацией. Хламидомонада не может размножаться:
 а)
I, III, V;
 б)
III, IV, V;  
 в)
I, III, IV, V;
 г)
II, IV, V.

5. Цветок – генеративный орган растения, который обеспечивает:

I) образование мужских половых клеток - сперматозоидов; II) образование женских половых клеток - яйцеклеток; III) процесс оплодотворения; IV) рост апикальной меристемы; V) развитие женского гаметофита.

       а) I, II, IV;

       б) I, III, V;

       в) II, III, IV;

       г) II, III, V;

       д) III, IV, V.

 

  Часть 3.  Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо  отклонить.   В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.       Растения не способны усваивать свободный азот.

      2.    Коробочка  на ножке у моховидных растений является гаметофитом.

      3.    Все бактерии – автотрофные организмы.

      4.    Хлорофилл поглощает из солнечного спектра преимущественно красные лучи.

      5.    Грибы могут быть одноклеточными или многоклеточными организмами.

+

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.   [max. 5 баллов] Установите соответствие между растениями (1-10) и характерным для них листорасположением (А-В).

Растение

Листорасположение:

1) Сирень обыкновенная

6) Вороний глаз четырехлистный

А) очередное

2)Одуванчик лекарственный

7) Пшеница мягкая

Б) супротивное

3) Мята перечная

8) Арадибопсис Таля

В) мутовчатое

4) Можжевельник обыкновенный

9) Элодея канадская

 

5) Сосна сибирская

10) Клён ясенелистный

 

 

Растение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Листорасположение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               


 

 

 

Фамилия            ____________________                                 Имя         ________________________  

Школа _____________________

Класс                    __________________________

Матрица ответов

7 класс

Часть 1. [20 баллов]

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. [10 баллов]

 

1

2

3

4

5

1-10

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. [5 баллов]

1

2

3

4

5

«да»

 

 

 

 

 

«нет»

 

 

 

 

 

 

Часть 4. [5 баллов]

Растение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

листорасположение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

7 класс

 

  Часть 1. [20 баллов]

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

в

а

а

а

а

в

б

б

б

а

11-20

б

б

б

в

г

г

а

б

в

б

Часть 2. [10 баллов]

 

 

1

2

3

4

5

1-10

 

д

а

а

б

г

 

Часть 3. [5 баллов]

 

1

2

3

4

5

«да»

Х

 

 

Х

Х

«нет»

 

Х

Х

 

 

 

Часть 4. [ 5 балл]

 

Растение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

листорасположение

б

а

б

в

а

в

а

а

в

б