Задания 30. Статистические данные, представленные в табличной форме
1. Задание 30 № 256
Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Расстояние, которое может пройти человек по пустыне
Температура, °C |
Расстояние, км, при запасе воды |
||
0 л |
4 л |
10 л |
|
26 |
70 |
110 |
160 |
32 |
30 |
60 |
80 |
49 |
10 |
20 |
30 |
1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 26°C, а запас воды у путника — 10 л?
2) Часто в пустыне путники находят водоёмы с солёной водой. Почему потребление такой воды опасно для жизни человека?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) 160 км.
2) Соленая вода по своему химическому составу отличается от внутренней среды организма человека. В результате нарушается гомеостаз.
3) организм пытается восстановить гомеостаз, удаляя избыток поступивших солей в виде мочи, а на это требуется больше воды, чем её поступило. В результате обезвоживание нарастает еще быстрее.
2. 640
«Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области
биологии, ответьте на следующие вопросы.
Содержание соланина в различных сортах картофеля
Сорт |
Глазок |
Мякоть клубня |
Ягода |
Листья |
Стебель |
Детскосельский |
4 |
0,2 |
7,5 |
4,5 |
9 |
Синеглазка |
5 |
0,1 |
9 |
6 |
7 |
Чугунка |
4 |
0,2 |
8,5 |
5,5 |
9,5 |
Скала |
1 |
0,4 |
6,8 |
4,8 |
11,2 |
Золушка |
3 |
0,3 |
8 |
7,5 |
8 |
Ранняя роза |
3 |
0,1 |
4 |
4,6 |
8,9 |
1) В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина?
2) В какой части клубня соланин находится в большем количестве?
3) Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Наибольшее количество соланина накапливается в стеблях, листьях и ягодах.
2) В глазках клубня соланин накапливается в большем количестве.
3) Соланин — это яд, который вызывает отравление человека. Массовые отравления соланином препятствовали распространению картофеля в России.
3. 672
Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие
вопросы.
Размножение рыб
Название рыбы |
Количество икринок, тыс. |
Средний диаметр икринок, мм |
Среднее время наступления половозрелости, лет |
Средний возраст рыб, выловленных рыбаками в разных водоёмах, лет |
Щука обыкновенная |
30 |
2,7 |
3–4 |
5 |
Норвежская сельдь |
200 |
1,3 |
2–7 |
8 |
Треска балтийская |
1000 |
1 |
5–9 |
3 |
Сазан |
1500 |
1 |
5–6 |
8 |
Колюшка трёхиглая |
0,1–1 |
1,8 |
1 |
2 |
1) Какой вид рыб имеет наибольший средний диаметр икринок?
2) Представителей какого вида рыб рыбаки вылавливают в неполовозрелом возрасте?
3) Почему при высокой плодовитости численность большинства непромысловых видов остаётся относительно постоянной?
Пояснение.
Правильный должен содержать следующие элементы:
1) наибольший средний диаметр икринок у щук — 2, 7 мм.
2) Треска балтийская (3 года, а половозрелость наступает в 5−9 лет).
3) Действует естественный отбор: поедают хищники, гибнут от болезней и случайных факторов.
4. 832
«Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых
посадках разной густоты» и знаниями, полученными на уроках биологии, ответьте на следующие вопросы.
Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых посадках разной густоты
|
Густота насаждений (в деревьях на гектар) |
Ствол |
Хвоя |
Ветви |
100 |
|
58,9 |
13,2 |
8,9 |
185 |
|
63,7 |
14,2 |
7,7 |
400 |
|
66,4 |
10,0 |
6,3 |
500 |
|
64,9 |
13,4 |
5,0 |
700 |
|
72,8 |
8,7 |
4,9 |
1) В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая?
2) Если сложить показатели компонентов в таблице, то 100% не получится. Биомасса какого органа не учтена?
3) Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) 185 деревьев на гектар.
2) Корня.
3) В воздухе соснового леса присутствуют фитонциды — вещества, которые губительно действуют на болезнетворные организмы. Дыхание, таким воздухом, препятствует возникновению инфекционных болезней. 4/51
5. 992
Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Пищевая ценность некоторых рыб
1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
2) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?
3) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Лосось.
2) Окуней и карасей — самая низкая калорийность.
3) Лосось и шпрот.
Примечание:
В настоящее время считается оптимальным содержанием пищи (белки : жиры : углеводы = 1 : 1 : 4).
6. 1056
«Состояние некоторых жизненных процессов у млекопитающих в период
активности и во время спячки» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Название животного |
Пульс в минуту |
Температура тела, °С |
% потери в весе |
||
в период активности |
во время спячки |
в период активности |
во время спячки |
||
Ёж |
75 |
25 |
35,5 |
3,1 |
31,2 |
Летучая мышь |
420 |
16 |
37,5 |
2,6 |
33,5 |
Хомяк |
175 |
13 |
38,5 |
4,5 |
35 |
Жёлтый суслик |
225 |
12 |
37,0 |
1,4 |
43 |
1) Опускается ли температура тела животных ниже 0 °C во время спячки?
2) Кто из перечисленных животных в норме больше тратит энергии в период их активности?
3) Кто из перечисленных животных больше остальных теряет в весе за время спячки и почему?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Нет.
2) Летучая мышь (на полёт).
3) Жёлтый суслик — 43 % потеря веса. Суслики спят дольше других животных, впадают в спячку летом, и летняя спячка обычно без перерыва переходит в зимнюю. Потеря веса выше у сусликов лишенных летом полноценного и богатого водой корма.
Примечание:
Сезонное приспособление — спячка, она свойственна многим зверям из отрядов: однопроходных, сумчатых, насекомоядных, рукокрылых, неполнозубых, хищных, грызунов.
Нет видов, впадающих в спячку, среди тех отрядов, которым в наибольшей мере свойственны сезонные миграции: китообразные, ластоногие, копытные. Исключение составляют некоторые летучие мыши, у которых спячки чередуются с миграциями.
7. 1378
Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных
сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной
1. Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2005 году?
2. Выросла ли в 2006 году площадь под посевы по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.
3. Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.
Пояснение.
Содержание верного ответа:
1. Озимая пшеница.
2. Нет, уменьшилась. В 2005 году засеяли 515+158+157+27=857, а в 2006 545+156+122+16=839. Возможно другое обоснование, но должно быть понятно, ответ не просто угадан.
3. В 2006 году погода была лучше, потому что урожайность почти всех культур выросла.
8. 1410
«Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных
сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на нижеследующие вопросы.
Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК.
1. Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2006 году?
2. Увеличился ли в 2006 году валовый сбор по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.
3. Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.
Пояснение.
1. Соя.
2. Да, увеличился. В 2005 году собрали 145+559+45+98=847 т, а в 2006 121 +688+67+184= 1060 т.Возможно другое обоснование, но должно быть понятно, что ответ не просто угадан.
3. В 2006 году погода была лучше, потому что урожайность почти всех культур выросла.
9. 1443
Однажды один очень дотошный учёный решил перепроверить эксперимент
Эрвина Чаргаффа. Он выделил нуклеиновую кислоту из целого ряда организмов разных групп и определил содержание аденина, гуанина, тимина и цитозина в их генетическом материале. Результаты он занёс в таблицу.
Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1. Правило Чаргаффа гласит, что количество остатков аденина равно количеству остатков тимина в ДНК, а количество цитозина — количеству гуанина. Подтвердил ли наш дотошный учёный это правило?
2. Каково содержание гуанина у дрожжей и у возбудителя туберкулёза (укажите единицы измерения)?
3. Предложите объяснение, почему у вируса полиомиелита учёный не обнаружил тиминаПояснение.
1. Да, смог.
2. Дрожжи: 18,7%, Туберкулезная микобактерия 34,9%. Ответ без знака % не принимается.
3. Это связано с тем, что вирус полиомиелита — РНК-вирус. Или иначе у вируса полиомиелита РНК вместо ДНК.
Ответы типа «у вируса полиомиелита нет ДНК» не учитываются.
10. 1475
Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в диализные трубки (трубки из частично проницаемого материала, аналогичные используемым в аппарате искусственной почки). Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки её кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).
Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.
1. Какая кислотность была у воды, которую взяли для эксперимента?
2. Как изменялась pH в пробирке со временем?
3. Для чего понадобилось делать 5 повторов эксперимента?Пояснение.
1. Кислотность воды была около 7,34 ИЛИ чуть больше 7 ИЛИ нейтральная. Не принимаются результаты измерений отдельных групп (колонки 2—6).
2. pH в пробирке снижалась ИЛИ среда становилась более кислой.
3. Чтобы исключить случайные воздействия ИЛИ чтобы эксперимент был более точным.
11. 1507
Британские учёные в течение 12 лет проводили исследование, в котором участвовали 3760 младенцев, рождённых в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при рождении и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младенцев при рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев.
Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:
1. Какой вес имело большинство детей при рождении?
2. Дети какого веса имели наименьшую раннюю смертность?
3. Как Вы считаете, существует ли давление естественного отбора на вес детей при рождении? Ответ поясните.
Таблица 1
Вес детей при рождении и детская смертность
Пояснение.
1. От 3 до 3,5 кг ИЛИ от 2,5 до 3,5 кг
2. От 3 до 3,5 кг
3. Да, давление естественного отбора есть, т. к. лучше выживают дети, имеющие среднее значение веса при рождении
12. 1539
Существует множество факторов, влияющих на эффективность фотосинтеза у наземных растений.
Учёные решили исследовать влияние концентрации углекислого газа на рост проростков пшеницы. Проростки растили при трёх различных концентрациях углекислого газа, а эффективность фотосинтеза (измерялась по количеству поглощенного СO2) определялась при различной интенсивности светового потока. Результаты были занесены в таблицу.
Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:
1. При какой концентрации СO2 фотосинтез идёт наиболее эффективно?
2. Какова сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти?
3. Объясните, почему при концентрации СO2 280 частей/миллион эффективность фотосинтеза не зависит от силы света?
Внимание! Не забывайте указывать размерность величин при ответе на вопросы!
Таблица 1
Количество поглощенного СO2 (в мкл/мин) при разной концентрации
Пояснение.
1. При 1300 частей на миллион. В ответе обязательно указать размерность!
2. 15000 люмен. В ответе обязательно указать размерность!
3. Концентрация СО2 в 280 частей на миллион настолько мала, что света любой силы хватает для максимально эффективного для такой концентрации СО2 фотосинтеза. Или эффективность фотосинтеза зависит и от концентрации СО2, и от силы света, но при такой низкой концентрации СО 2 именно она служит ограничивающим фактором
13. 1591
Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте, на следующие вопросы:
Виды рыб |
Масса, г |
Дыхательная поверхность жабр, см2 |
серебряный карась |
10,0 |
16,96 |
камбала |
135,0 |
889,00 |
окунь |
73,0 |
1173,8 |
1) Какая связь существует между образом жизни рыбы и дыхательной поверхностью её жабр?
2) У какой из рыб отношение дыхательной поверхности к массе тела больше?
3) Чем объясняется то, что у камбалы меньшая площадь поверхности жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?
Пояснение.
1) Чем активнее образ жизни рыбы, тем больше поверхность её жабр.
2) Это отношение больше у окуня.
3) Камбала ведёт придонный и не очень подвижный образ жизни.
14. Задание 30 № 1623
Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм2 листа» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:
1) Для чего нужны устьица растениям?
2) У каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково и чем это можно объяснить?
3) На какой стороне листа расположены устьица у кувшинки и почему?
Пояснение.
1) Устьица нужны для испарения воды и газообмена с окружающей средой.
2) У злаков — пшеницы и овса — число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково. Их листья расположены вертикально, а не плоско по отношению к солнечным лучам.
3) Кувшинка — водное растение, у которого листья соприкасаются нижней стороной с водой. Устьица находятся только на верхней стороне листа, и испарение происходит через его поверхность.
15. 1626
Проанализируйте таблицу, в которой отражён экологический след (Количество гектаров Земли, необходимое для поддержание жизни одного человека. Эта величина включает территорию и акваторию , необходимую для производства продуктов питания, товаров, энергии). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Оцените дефицит земли в России.
2) Чем объясняется дефицит земли в России?
3) Чем объяснятся дефицит земли в Японии?
Пояснение.
1) Дефицит земли в России составляет 2,3 гектара на человека.
2) Этот дефицит объясняет неэффективным использованием ресурсов. Используется и продаётся, в основном, сырьё.
3) В Японии большая численность населения и маленькая территория при высокой интенсивности экономики. 14/51
16. 1627
По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак лёгких и гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?
2) Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязнённой среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?
3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?
Пояснение.
1) Ишемическая болезнь сердца
2) Курение увеличивает риск возникновения лёгочных заболеваний3) Гортань
17. 1628
В таблице отражены данные изменения сухой массы насекомых(в миллиграммах) в течение года в экосистеме кустарников в Аргентине. Эти же данные отражены на графике. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1. С какими процессами связаны колебания численности насекомых?
2. На какие месяцы приходятся пики размножения насекомых?
3. Объясните, почему именно так, как отражено в таблице и на графике, колеблется биомасса насекомых.
Пояснение.
1) Колебания численности связаны с сезонами размножения
2) Пики максимальной сухой массы насекомых приходятся на сентябрь (1,7) и апрель (3)
3) Данные таблицы и графика отражают события в Аргентине, то есть в Южном полушарии. В Июле там зима, а лето начинается в декабре
18. 1629
Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах ( в мг). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Полтора стакана (300 мл) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно?
2) Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании дёсен? 3) Правы ли те, кто рекомендует, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните.
Пояснение.
1) Морковного. В 300 мл морковного сока содержится 0,6 · 3 = 1,8 мг витамина В 1 и не менее
3 · 2 = 6 мг витамина А. Этого достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность.
2) Черносмородиновый, лимонный, апельсиновый.
3) Нет, так как при избытке соков может возникнуть гипервитаминоз, болезни почек и сердца.
Примечание.
При ответе на пункт 2 в качестве верного можно учитывать так же томатный сок.
19. 1631
Учёные исследовали массу пчёл из разных районов. Их интересовали различия в массе летнего и осеннего поколения пчёл, а также характер изменения этого показателя в зависимости от места происхождения. Показатель сырой и сухой массы пчёл говорит о степени физиологической подготовки пчёл к разным сезонам, накапливанию энергии, отсутствии или наличии у насекомых заботы о выращивании рабочих пчёл в улье и т. д.
Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Как изменяется масса пчёл от лета к осени?
2) На сколько процентов изменилась сырая масса пчёл Уссурийска?
Пример расчёта сырой массы для пчёл Рязанской области: 78,6:69,6 ≈ 1,1293... Ответ: 12,9%.
3) Какая масса пчёл Уссурийска накапливается больше — сухая или сырая (в %)?
4) У каких пчёл сухая масса тела осенью больше — у северных или южных?
Пояснение.
1) От лета к осени и сухая, и сырая масса пчел увеличиваются.
2) Найдём увеличение сырой массы уссурийских пчёл: 78,3:66,1 ≈ 1,1845... Ответ: 18,4%.
3) Найдём увеличение сухой массы уссурийских пчёл: 26,6:20,9 ≈ 1,2727... Ответ: 27,27%.
Сравнивая с п. 2) заключаем, что процентное увеличение сухой массы больше.
В целом, сырая масса у пчел осенью увеличивается по сравнению с летом на 13—19%, то сухая масса у этих же пчел возрастает на 16—26%. Это говорит о значительном накоплении органических веществ в теле пчел осенью.
4) У северных пчёл (Рязанская область, Уссурийск, Латвия) сухая масса относительно больше, чем у южных (Молдавия, Ташкент).
Более зимостойкие пчелы Сибири, Дальнего Востока и Башкирии осенью имеют большую массу тела, чем пчелы южных районов, где зимы сравнительно теплые. Увеличение массы тела у пчел осенью связано с их способностью к переживанию неблагоприятных условий зимнего периода. Это явление, с одной стороны, обусловлено накоплением определенного количества резервных питательных веществ в теле северных пчел, а с другой — с уменьшением обмена веществ в период зимовки, что способствует лучшему сохранению пчел.
См. также: http://paseka.pp.ru/zimovka-pchel/456-kachestvo-letnix-i-osennix-pchel.html.
20. 1632
В таблице отражены данные по мировому улову рыбы с 1950 по 1980 г. Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы. В какие годы был наиболее успешный улов? Назовите возможные причины увеличения улова. Какой прогноз можно было сделать по данной таблице? Оправдался ли он?
Пояснение.
1) Наиболее успешным промысел был в 80-е годы.
2) Промысел рос из-за того, что ловить рыбу становилось легче, использование рыбы в питании населения возрастало, критического истощения рыбных запасов не происходит. 3) Прогноз мог касаться дальнейшего увеличения улова. Он оправдался.
21. Задание 30 № 1634
Учащиеся одной из школ оценивали способность школьников 6,7 — 10 классов понимать и приобщаться к переживаниям другого человека. Эта способность называется эмпатией. В таблице представлены результаты исследования. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
Пояснения:
1) уровень — полное непонимание переживаний другого человека
2) уровень — иногда понимает переживания другого человека
3) уровень — способен сопереживать, хорошо понимает чувства другого человека
% отражает кол-во учащихся (в %) с данным уровнем развития эмпатии
Ответьте на следующие вопросы:
1) Существует ли связь между возрастом и уровнем эмпатии. Подтвердите ответ данными таблицы.
2) Существует ли связь между полом и уровнем эмпатии. Подтвердите ответ данными таблицы.
3) Учащиеся какого класса обладают наименьшим уровнем эмпатии? Мальчики или девочки?
Пояснение.
1) Да существует. Учащиеся младших классов обладают более низким уровнем эмпатии
2) Да существует. У девочек эмпатия развита лучше
3) Наименьшим уровнем эмпатии обладают мальчики 7 класса
22. 1635
Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.
Ответьте на вопросы:
1) Какой вывод можно сделать об активности воздействия амилазы на крахмал в зависимости от температуры?
2) О чём говорило исследователям исчезновение окраски раствора?
3) От какого ещё фактора может зависеть активность ферментов в пищеварительной системе человека? Пояснение.
1) Амилаза наиболее активна при температуре 39°С
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала
3) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от кислотности среды (или от количествавоздействующих веществ)
23. Задание 30 № 1636
Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) К какому классу относятся перечисленные в таблице виды рыб?
2) Для чего нужны жаберные лепестки в жабрах?
3) Чем объясняется то, что у камбалы меньшая поверхность жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?
Пояснение.
1) Класс костные рыбы
2) Жаберные лепестки необходимы для газообмена
3) Окунь — хищник и ведёт активный образ жизни, тратит больше энергии, чем камбала. Поэтому ему необходимо больше кислорода.
24. 1637
Число устьиц на 1 〖мм〗^2 листа» и знаниями курса биологии, ответьте на сле‐
дующие вопросы:
1) Зачем нужны устьица растениям?
2) У каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково и чем это можно обяснить?
3) Почему у кувшинки устьица расположены на одной стороне?
Пояснение.
1) Устьица нужны для испарения воды и газообмена с окружающей средой.
2) У злаков — пшеницы и овса. Их листья расположены вертикально, а не плоско по отношению к солнечным лучам
3) Кувшинка — водное растение, у которого листья соприкасаются нижней стороной с водой. Испарение происходит через поверхность листа
25. 1638
Проанализируйте данный таблицы: «Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания». Ответьте на вопросы к таблице.
1) Как зависит число инфузорий в желудке барана от сроков голодания?
2) Почему изменяется количество инфузорий за 4 дня голодания?
3) Зачем нужны инфузории и бактерии жвачному животному?
Пояснение.
1) Чем дольше голодает животное, тем меньше инфузорий содержится в его желудке
2) При голодании животного инфузориям постепенно становиться нечем питаться
3) Инфузории и бактерии помогают переварить клетчатку растений
4) Инфузории становятся дополнительной белковой пищей для животного
26. Задание 30 № 1639
Пользуясь таблицей «Развитие и биология насекомых-вредителей» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы.
1) Какие из названных насекомых развиваются с неполным превращением?
2) В какой стадии развития наносят вред растениям капустная белянка и озимая совка?3) Какими частями растения питается капустная белянка?
Пояснение.
1) Медведка и саранча
2) Бабочки наносят вред в стадии личинки
3) Капустная белянка питается листьями перечисленных растений
27. 1640
Пользуясь таблицей Влияние распыления углекислого газа на урожай растений» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы.
1) Какое из растений дало самый большой прирост урожая?
2) Как проникает углекислый газ в растения?
3) Почему при распылении углекислого газа повышается урожай растений?
Пояснение.
1) Самый большой прирост урожая дала герань
2) Углекислый газ проникает в растении через устьица
3) Углекислый газ необходим для фотосинтеза — процесса образовании органических веществ, поэтому распыление углекислого газа повышает урожай
28. Задание 30 № 1641
Пользуясь таблицей «Расход энергии у взрослого человека, при средней температуре и влажности поверхности окружающей среды и обычных нагрузках» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) В каких условиях отдача тепла происходит в основном за счёт испарения?
2) На какой процесс тратится больше всего энергии?
3) Почему в походах не рекомендуется спать на земле без коврика или подстилки из травы или хвои?
Пояснение.
1) В жарких помещениях, в жарком климате
2) Больше всего энергии тратится на теплоизлучение
3) Земля хороший проводник тепла, поэтому спящий быстро начинает замерзать
29. 1642
Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека» и знания‐
ми курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) В каком отделе пищеварительного тракта самая щёлочная среда?
2) По каким причинам pH пищевода при изжоге резко понижается?
3) Какая среда существует в пустом (натощак) желудке? Почему голодать вредно?
Пояснение.
1) Самая щёлочная среда в толстой кишке
2) При изжоге происходит заброс в пищевод кислого желудочного сока
3) В желудке кислая среда. При голодовке возникает опасность заболевания язвой желудка
30. Задание 30 № 1644
Пользуясь таблицей «Работа сердца тренированного и нетренированного человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
У какого из людей больше изменятся частота сердечных сокращений при нагрузке?
На сколько см3 меняется минутный объём крови за 1 сокращение у тренированного и нетренированного человека?
За счёт чего сердце тренированного человека работает более экономно?
Пояснение.
1) У нетренированного
2) У тренированного на 50 см3, а у нетренированного на 10 см3
3) За счёт увеличения минутного объёма крови. При меньшем количестве сокращений большее количество сокращений большее количества крови выталкивается сердцем
31. 1645
Количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты местности
над уровнем моря» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) Как изменяется количество эритроцитов по мере увеличения высоты местности?
2) При каком перепаде высот количество эритроцитов возросло больше всего?
3) С чем связано изменение количества эритроцитов в крови жителей высокогорья?
Пояснение.
1) Количество эритроцитов увеличивается
2) При перепаде высот от 1800 к 4400
3) Высоко в горах воздух разряжен и кислорода в нём меньше, чем на равнине. Поэтому для обеспечения нормального дыхания необходимо больше эритроцитов, связывающих кислород воздуха
32. Задание 30 № 1646
Пользуясь таблицей «Сравнительные размеры эритроцитов человека и других животных» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) У кого из представителей млекопитающих самая большая площадь поверхности эритроцита?
2) Почему у лягушки эритроциты больше по размерам и площади поверхности, чем у млекопитающих?
3) Что общего у эритроцитов млекопитающих животных?
Пояснение.
1) У человека
2) У лягушек в эритроцитах есть ядра
3) Эритроциты млекопитающих безъядерные
33. 1648
Состояние Пищёвая ценность разных рыб» и знаниями курса биологии ответь‐
те на следующие вопросы:
1) В какой рыбе содержится больше белков, чем у остальных рыб?
2) Каких рыб вы бы включили в меню человека, который решил худеть ведёт малоподвижный образ жизни?
3) Какая рыба наиболее вредна для худеющего человека?
Пояснение.
1) В сушёной вобле;
2) Карпа, карася, окуня, так как они наименее калорийны; 3) Сушёная вобла, так как она наиболее калорийна.
34. Задание 30 № 1684
Молодой учёный изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. Они могут давать крылатое или бескрылое потомство, в зависимости от многих условий окружающей среды, таких как температура, влажность, длина светового дня, интенсивность света, количество пищи, качество и длина волны света. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, жёлтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество крылатых тлей в процентах по дням наблюдения.
Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
1) При каком свете число крылатых тлей было наибольшим?
2) Опишите динамику количества крылатых тлей по неделям.
3) Опишите влияние красного света на развитие крыльев у тлей.
Пояснение.
1. При синем.
2. Сначала количество крылатых особей растет, достигает максимума на 14-й день, а потом начинает снижаться.
3. Красный свет угнетает развитие крыльев у тлей, причём его эффект сильнее, чем у жёлтого света.
35. 1716
Молодой учёный изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, жёлтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество потомков тлей в процентах по дням наблюдения.
Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
1. При каком свете тли лучше всего размножаются?
2. Опишите динамику размножения тлей по неделям.
3. Опишите влияние синего света на размножение тлей.
Пояснение.
1. Красный.
2. Со временем тли начинают размножаться хуже, количество потомков снижается.
3. Синий свет угнетает размножение тлей.
36. 1732
Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса
биологии, ответьте на следующие вопросы.
Химический состав морской воды и сыворотки крови
Химические элементы и их соединения |
Морская вода (%) |
Сыворотка крови (%) |
Натрий (Na) |
30,5 |
39,0 |
Магний (Mg) |
3,8 |
0,5 |
Кальций (Ca) |
1,2 |
1,0 |
Калий (K) |
1,8 |
2,6 |
Хлор (Cl) |
55,2 |
45,0 |
Кислород (O) |
5,6 |
9,9 |
Другие элементы и соединения |
1,9 |
2 |
1. Каких химических элементов из числа приведённых в морской воде меньше, чем в сыворотке крови?
2. Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?
3. Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?
Пояснение.
1. натрий, калий, кислород;
2. хлор;
3. никакие из указанных.
37. 1804
1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организ‐
ма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)
Составные вещества |
Плазма крови |
Первичная моча |
Вторичная моча |
Белки, жиры, гликоген |
7–9 |
Отсутствуют |
Отсутствуют |
Глюкоза |
0,1 |
0,1 |
Отсутствует |
Натрий (в составе солей) |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
Хлор (в составе солей) |
0,37 |
0,37 |
0,7 |
Калий (в составе солей) |
0,02 |
0,02 |
0,15 |
Мочевина |
0,03 |
0,03 |
2,0 |
Мочевая кислота |
0,004 |
0,004 |
0,05 |
1) Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) Натрий ИЛИ Калий (в составе солей).
2) Глюкоза.
3) В извитых каналах нефрона глюкоза активно всасывается в кровь/
Примечание.
Наличие глюкозы во вторичной моче — признак заболевания.
Обратите внимание, что данный вопрос содержит два вопроса: 2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
38. 1892
Ученица одной из московских школ изучала зависимость активности фотосинтеза от степени освещённости. Она отрезала корень у элодеи и поместила её вверх ногами в раствор. Стакан с элодеей освещался лампочкой, которую ученица отодвигала на разное расстояние. Измерялось количество пузырьков, поднимающихся от среза стебля к поверхности стакана, за 3 минуты. Результаты своих измерений ученица занесла в таблицу.
Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.
1. Каково влияние освещённости на активность протекания фотосинтеза?
2. На каком расстоянии от источника света фотосинтез идёт наиболее активно?
3. Как Вы думаете, как можно было бы достичь большей точности эксперимента? Пояснение.
1. Чем больше расстояние от источника света до растения, тем слабее идёт фотосинтез.
2. При расстоянии 40 см.
ИЛИ
При минимальном расстоянии.
3. Стоило добавить измерения при других расстояниях от источника света.
ИЛИ
Стоило сделать больше повторов при каждом расстоянии от источника света.
39. 1924
Осмос – это явление, при котором молекулы воды поступают через полупроницаемую мембрану из области низкой концентрации растворённого вещества в область повышенной концентрации. Например, при погружении кожицы лука в концентрированный раствор соли наблюдается отслаивание цитоплазмы клетки от оболочки (плазмолиз) из-за того, что вода из цитоплазмы уходит в раствор.
Ученики одной из московских школ решили использовать явление осмоса для определения концентрации сахарозы в клубнях картофеля. Они поместили кусочки картофеля известной массы в пробирки с разной концентрацией сахарозы, выдержали там эти кусочки двое суток, после чего снова измерили их массу. Если концентрация сахарозы в картофеле выше, чем в растворе, то вода должна поступать в картофель и его масса должна увеличиваться. Если же концентрация в картофеле ниже, то, наоборот, его масса будет снижаться. По результатам своей работы ученики составили следующую таблицу.
Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.
1. Какова, по Вашему мнению, концентрация сахарозы в изучаемом картофеле, использованном для эксперимента? Ответ поясните.
2. Каждый ученик выполнял эксперимент при одной из приведённых выше концентраций сахарозы.
Все ли ученики добросовестно записали свои результаты? Ответ поясните.
Пояснение.
1. Ответ: 0,2 моль/литр.
Обоснование: при этой концентрации среднее изменение массы картофеля минимальное.
ИЛИ
Ответ: между 0,3 и 0,4 моль/литр.
Обоснование: при концентрации 0,3 моль/литр изменение массы картофеля положительное, а при 0,4 моль/литр уже отрицательное, соответственно, концентрация в картофеле должна лежать в этих пределах.
2. Работавшие с концентрацией 0,2 ученики, скорее всего, придумали результат.
Их результаты слишком точно повторяются.
ИЛИ
Работавшие с концентрацией 0,2 ученики, скорее всего, провели только одно измерение. Их результаты слишком точно повторяются.
40. 1956
Пользуясь таблицей «Некоторые характерные особенности человека и человекообразных обезьян», ответьте на следующие вопросы.
1) У представителей какого рода обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела?
2) Какие приматы лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите двух представителей.
3) Какой признак из числа приведённых может служить доказательством принадлежности всех приматов к классу Млекопитающие?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) шимпанзе;
2) орангутан и гиббон; (т.к. самые длинные передние конечности) 3) количество шейных позвонков, равное 7
41. 1988
1 «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», а
также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?
2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?
3) Каково назначение устьиц в дыхании растений?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) Кукуруза.
2) У однодольных растений устьица достаточно равномерно распределены на нижней и верхней поверхностях листа.
3) Через открытые устьица происходит постоянный газообмен. Внутрь листа поступает кислород, а из листа удаляется углекислый газ.
42. 2021
Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.
1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца I группа, а у матери IV?
2) Если у ребёнка II группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов ответа.)
3) Ребёнок с какой группой крови является универсальным реципиентом?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) II или III.
2) Возможные варианты:
Учащийся должен назвать четыре любые варианта из числа возможных.
3) IV (четвёртой)
43. 2053
Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.
1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа?
2) Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)
3) Человек с какой группой крови является универсальным донором?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) I или III.
2) Возможные варианты:
Учащийся должен назвать четыре любые варианта из числа возможных.
3) I (первой)
44. 2129
Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб», ответьте на следующие вопросы.
1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
2) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
3) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) В лососе.
2) У шпрот и лосося.
3) Карпа, карася, окуня, так как они наименее калорийны и содержат мало жира.
45. 2248
«Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный
записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы. и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Интенсивность света (в свечах) |
Объем поглощенного углекислого газа за 1 мин. (в см 3) |
|||
Серия 1 |
Серия 2 |
Серия 3 |
В среднем |
|
100 |
15 |
17 |
16 |
16 |
200 |
34 |
36 |
38 |
36 |
300 |
52 |
49 |
49 |
50 |
400 |
67 |
69 |
68 |
68 |
500 |
88 |
85 |
85 |
86 |
600 |
101 |
101 |
101 |
101 |
1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько отличаются?
2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?
3) Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Ответ на первый вопрос:
1) различия в данных могут быть вызваны ошибками в измерениях или статистической погрешностью.
Ответ на второй вопрос.
2) с возрастанием освещённости интенсивность фотосинтеза увеличивается Ответ на третий вопрос.
3) температурный фактор, ИЛИ количество углекислого газа
Примечание.
Влияние температуры на процесс фотосинтеза находится в зависимости от интенсивности освещения. При низкой освещенности фотосинтез от температуры не зависит. Следовательно, при низком уровне освещенности фотосинтез идет с одинаковой скоростью при температуре 15 и 25. Это связано с тем, что при низкой освещенности интенсивность фотосинтеза ограничивается скоростью световых реакций.
Температурные пределы, в которых возможно осуществление процессов фотосинтеза, различны для разных растений. Понижение температуры ведет к уменьшению активности ферментов, участвующих в темновых реакциях. Оптимальная температура для большинства растений средней полосы составляет примерно 20 – 25 °С
Углекислый газ из атмосферы поступает через устьица к зеленым клеткам, где используется для синтеза органических соединений.
46. 2251
Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», ответьте на следующие вопросы.
Примерный суточный водный обмен человека (в л)
Поступление воды |
Количество воды (в л) |
Органы, участвующие в выделении воды |
Количество воды (в л) |
Жидкость |
1,2 |
Почки |
1,4 |
Легкие |
0,5 |
||
Плотная пища |
1,0 |
Кожа |
0,5 |
Прямая кишка |
0,1 |
||
Итого |
2,2 |
|
2,5 |
1) Сколько жидкости потребляет организм человека в течение суток?
2) В составе каких веществ вода выделяется из организма?
3) Почему количество поступившей воды несколько меньше, чем воды, выделившейся из организма?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) 2,2 л.
2) Моча, кал, выдыхаемый воздух, пот.
3) В таблице не учтена метаболическая вода
47. 2257
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма
человека», ответьте на следующие вопросы.
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)
Составные вещества |
Плазма крови |
Первичная моча |
Вторичная моча |
Белки, жиры, гликоген |
7–9 |
Отсутствуют |
Отсутствуют |
Глюкоза |
0,1 |
0,1 |
Отсутствует |
Натрий (в составе солей) |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
Хлор (в составе солей) |
0,37 |
0,37 |
0,7 |
Калий (в составе солей) |
0,02 |
0,02 |
0,15 |
Мочевина |
0,03 |
0,03 |
2,0 |
Мочевая кислота |
0,004 |
0,004 |
0,05 |
1) Концентрация какого вещества максимально возрастает по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какие вещества и почему отсутствуют в составе первичной мочи здорового человека?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Мочевина.
2) Белки, жиры.
3) Их отсутствие связано с особенностью фильтрации в капсулах нефронов. Крупные молекулы этих веществ задерживаются клетками нефрона. Органические вещества важны для жизнедеятельности организма. 39/51
48. 2261
Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.
«Выживание куропаток»
(по Швердпфегеру, с упрощениями)
Возраст, годы |
Количество особей |
Смертность, % |
Доля самок в популяции |
|
живых к началу возраста |
погибших в данном возрасте |
|||
0 |
1000 |
850 |
85 |
0,50 |
2 |
112 |
31 |
28 |
0,46 |
4 |
57 |
18 |
32 |
0,32 |
6 |
26 |
9 |
35 |
0,23 |
8 |
11 |
4 |
35 |
0,27 |
10 |
5 |
2 |
35 |
0,20 |
12 |
2 |
1 |
50 |
0 |
13 |
1 |
1 |
100 |
0 |
1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?
2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Относительно стабильная смертность (32−35%).
2) Гнездование на земле делает птенцов легко доступной пищей для хищных птиц и крупных млекопитающих.
3) Отсутствие достаточного корма (семян) зимой, особенно в первый год, приводит к массовой гибели птиц.
49. Задание 30 № 2311
Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных», ответьте на вопросы и выполните задание.
1. Какое из представленных в таблице млекопитающих имеет наибольшую продолжительность жизни?
2. Какая птица дольше всего проживет в зоопарке?
3. Зависит ли продолжительность жизни животного от его размеров? Пояснение.
Правильный ответ содержит следующие элементы:
1) Человек
2) Лебедь
3) Зависит. Чем крупнее животное, тем дольше оно живет.
Примечание.
(от сайта РЕШУЕГЭ)
Ответ на 3 вопрос вызывает много вопросов и нареканий от пользователей. Напоминаем, данный ответ был приведен в критериях.
— Продолжительность жизни животных зависит от многих индивидуальных и групповых свойств организмов, а также от внешних факторов. Зависимость продолжительности жизни животных от её экологических условий тем больше, чем примитивнее организм.
— Чем интенсивнее у животного обмен веществ, тем меньше оно живет.
— В целом продолжительность жизни животных тем больше, чем больше масса тела или некоторых органов (Например, мозг)
— Интенсивность обмена веществ и общее потребление кислорода зависят от размера животного. Существует обратная зависимость между интенсивностью обмена веществ и продолжительностью жизни. Малая масса тела и высокий обмен веществ обусловливают небольшую продолжительность жизни.
!!!! Внимание! Однако из данного простого правила существует немало исключений. Например, суммарные затраты энергии, приходящиеся на единицу массы тела, у человека очень высоки, а продолжительность жизни в четыре раза больше, чем должна быть при соответствующем таким затратам обмене веществ. Это объясняется активными способами продления жизни (влияние медицины, например). 41/51
50. 2312
Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на вопросы и выполните задание.
1. У какого организма, представленного в таблице, самая маленькая яйцеклетка?
2. Почему размеры яйцеклеток птиц и рептилий составляют десятки миллиметров? Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) У аскариды.
2) Питательные вещества яйцеклеток птиц и рептилий обеспечивают развитие зародыша на всем протяжении эмбриогенеза. Поэтому все необходимые для этого вещества должны находиться в яйцеклетке.
51. Задание 30 № 2314
Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.
1. Во сколько раз возрастает концентрация мочевины во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?
2. Какое вещество из первичной мочи полностью отсутствует в составе вторичной?
3. Какова причина этого явления?Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Концентрация мочевины во вторичной моче возрастает в 60 раз (1,8 делим на 0,03).
2) Глюкоза.
3) Глюкоза активно всасывается в организм в извитых канальцах нефрона.
52. 2316 53. 2318
Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания», ответьте на сле‐ Пользуясь таблицей «Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания», ответьте на во‐
дующие вопросы. просы и выполните задание.
1) Сколько жиров содержится в 100 г яблок?
1) Какого органического вещества больше всего в сметане? 2) В каком продукте содержится больше всего углеводов?
2) Какое органическое вещество преобладает в ржаном хлебе? 3) В 100 г свежих огурцов содержится всего 2,6 г белков, жиров и углеводов. Какое вещество состав3) В каких продуктах наблюдается наибольшее содержание белков? ляет оставшуюся массу плода?
Пояснение. Пояснение.
Правильный ответ содержит следующие элементы: Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) жиров (30,2 г); 1) 0 г.
2) углеводы (39 г); 2) В сахарном песке.
3) в продуктах животного происхождения: сырах, мясе; а так же в горохе. 3) Вода.
54. 2320
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека»,
а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Во сколько раз возрастает концентрация мочевой кислоты во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?
2) Какие вещества из плазмы крови полностью отсутствуют в составе первичной мочи?
3) Какова причина этого явления?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Концентрация мочевой кислоты во вторичной моче возрастает в 12,5 раза.
2) Белки и жиры.
3) В процессе фильтрации (образования первичной мочи) в полость капсулы нефрона из крови не попадают высокомолекулярные вещества — белки и жиры.
55. Задание 30 № 2322
Пользуясь таблицей «Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда», ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Сколько энергии в (кДж) в среднем тратит за сутки учитель биологии?
2) От чего зависит расход энергии у людей разных профессий?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Около 12 600 кДж.
2) Расход энергии зависит от количества связанного с этой профессией физического труда. Чем физического труда больше, тем выше затраты энергии.
56. 2324
Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.
1) Назовите размеры яйцеклетки у представленного в таблице земноводного.
2) Почему размеры яйцеклеток у аскариды так малы?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) 1,5 мм (у лягушки).
2) Аскарида — паразит, и находящиеся в яйцеклетке питательные вещества обеспечивают развитие зародыша только на начальной стадии. Обеспечить все яйца большим количеством питательных веществ аскарида не может, так как ежедневно откладывает до 240 000 яиц.
57. 2326
Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных», от‐
ветьте на следующие вопросы и выполните задание.
1) Какое из представленных в таблице пресмыкающихся имеет наибольшую продолжительность жизни?
2) Какая рыба живет дольше всего?
3) Зависит ли продолжительность жизни животного от его уровня обмена веществ?
Пояснение.
Правильный ответ содержит следующие элементы:
1) Галапагосская черепаха.
2) Осетр.
3) Зависит. Чем уровень обмена выше, тем продолжительность жизни меньше.
58. 2328
Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на вопросы и выполните задание.
1) У какого организма, представленного в таблице, самая большая яйцеклетка?
2) Почему размеры яйцеклеток млекопитающих составляют только десятые доли миллиметра?
Пояснение.
Правильный ответ содержит следующие элементы:
1) У страуса.
2) Питательные вещества яйцеклетки у млекопитающих обеспечивают развитие зародыша только на начальной стадии, а затем все необходимые вещества зародыш получает из организма матери.
59. 2432
Пользуясь таблицей 1 «Содержание свинца в почвах городов Ростовской области», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Почвы какого города наиболее загрязнены свинцом?
2) Что необходимо предпринять для предотвращения дальнейшего загрязнения почв свинцом?3) Что можно предпринять для снижения содержания свинца в городских почвах?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) наиболее загрязнены свинцом почвы города Ростова-на-Дону;
2) для предотвращения дальнейшего загрязнения почв свинцом необходимо соблюдение запрета на использование этилированного бензина (бензина, содержащего тетраэтилсвинец);
3) для снижения содержания свинца в городских почвах необходим завоз незагрязнённой почвы поверх или вместо загрязнённой.
60. 2645
Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Расстояние, которое может пройти человек по пустыне
Температура, °C |
Расстояние, км, при запасе воды |
||
0 л |
4 л |
10 л |
|
26 |
70 |
110 |
160 |
32 |
30 |
60 |
80 |
49 |
10 |
20 |
30 |
1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 4 л?
2) Соблюдение каких дополнительных условий при передвижении по пустыне поможет путнику успешно преодолеть указанное в таблице расстояние?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) 60 км.
2) Светлая одежда, отражающая лучи света, и головной убор (примечание. Только если указано и СВЕТЛАЯ одежда и головной убор, засчитывается 1 балл, если указан один пункт, или просто одежда - 0 баллов).
3) Активное передвижение в период раннего утра и позднего вечера (ИЛИ, активное передвижение в тёмное время суток)
61. 2919
Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте
Таблица
Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке
Число яиц в кладке |
Доля выживших птенцов (в %) |
1 |
100 |
2 |
95 |
3 |
90 |
4 |
83 |
5 |
80 |
6 |
53 |
7 |
40 |
8 |
35 |
9 |
32 |
1) Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?
2) Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?
3) Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?
Пояснение.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, нужно внимательно изучить данные в таблице и сделать выводы.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) Чем больше яиц в кладке, тем ниже уровень выживаемости. ИЛИ Чем меньше яиц в кладке, тем выше уровень выживаемости.
2) 80%
3) Тем что в таком случае вероятность выживания птенцов выше
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.