Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе
Оценка 4.8

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
история
5 кл
31.07.2018
Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе
Данная подборка заданий направлен, прежде всего, на формирование у 5-классников умений смыслового чтения и работы с информацией. Распределение тех или иных заданий по группам конкретных УУД достаточно условно, т.к. любые мыслительные действия осуществляются на конкретном материале и носят комплексный характер. Подборка включает как задания, опубликованный в различных источник (список приведен в конце разработки), так и оригинальные авторские. Задания могут быть использованы на разных этапах урока.
задания по истории 5 .doc
Подборка   заданий   направлена   на   формирование   метапредметных   умений   по   работе   с   информацией:   ее   анализ, интерпретацию, критическую оценку, перевод из одной знаковой системы в другую. Предложенные задания могут быть использованы не только на  уроках истории, но и на математике, географии, уроках русского языка и литературы, ИЗО, что будет способствовать формированию набора универсальных приемов работы с информацией у конкретного ученика. Ученик   освоит   различные   способы   работы   с   информацией,   выберет   и   будет   использовать   те   из   них,   что   посчитает удобным   для   себя,   сформирует   свой     индивидуальный   стиль   деятельности,   сможет     эффективно   формировать субъективное информационное пространство. 1. Умения, характеризующие сформированность логических операций (сравнение, классификация, анализ, синтез).  Умение  Умение  сравнивать  объекты  Примерные задания Введение в курс. Откуда мы знаем, как жили наши предки. Прочитайте текст,  выполняя по ходу чтения задания, выделенные курсивом. а)  Умение ориентироваться в близлежащем пространстве первобытный человек воспринял генетически от своих обезьяноподобных предков. Но эта задача значительно усложнялась по мере  того, как люди  стали совершать дальние путешествия и выходить далеко  за пределы знакомой и привычной с детства среды обитания. Что ему могло в этом помочь? б) Первоначально простейшие схемы и планы рисовали на земле, глине, папирусе, бересте, пальмовых   листьях,   другом   подручном   материале.     В   Месопотамии   открыта   глиняная табличка,  датируемая сер. 3 тысячелетия  до н.э. и представляющая собой схематическое изображение   северной части древнего Двуречья.     Со временем в картах, географических описаниях   и   планах   стали   все   чаще   нуждаться   военачальники,   купцы,   мореплаватели, дипломаты и прочие путешественники. в) Уже в Древней Греции появились первые письменные географические  описания  морских побережий   ­ периплы. Самый   ранний из них датируется  VI  в до н.э. (запиши   эту дату арабскими  цифрам, определи, что было раньше и позже данной даты: основание Рима, распад   державы Александра Македонского, восстание рабов под предводительством Спартака, походы фараона Тутмоса III).  В периплах описывались берега Средиземного, Черного   Каспийского морей, побережья Галлии (?), Испании, Африки, Британии (найди и покажи на современной карте  данные географические объекты).              г)  Хуже обстояло дело с рисованными картографическими материалами. Древнейшая карта   всей   обитаемой   на   тот   момент   земли   (ойкумены)  (какие   слова   древнегреческого происхождения, используемые в современном русском языке, являются однокоренными с этим словом?)   (экономика, экология)  была составлена в первой половине   VI  до н.э. греком Анаксимандром Милетским, но о ней лишь упоминается в письменных источниках, до нас она не дошла. Еще две широко известные карты того времени – Птолемея (89­ 167 гг. н.э.) и Певтингера – дошли до нас в более поздних  средневековых копиях либо образцах.   д) Поэтому сегодня вы будете изучать историю Древнего мира по современным картам. Вам предлагается сравнить современные карты  с картами Птолемея, картами, составленными в Средневековье,  укажите общие черты и черты отличия между ними Карта мира из «Географии» К.  Птолемея (Ульм, 1482г.) Современная физическая карта мира Круглая карта мира аль­ Идриси, 1154, ориентированная на юг Карта мира Андреа  Бьянко пер. пол. XV в., ориентированная на восток Карта Московии из книги С. Герберштейна (Базель, 1556 ) Общие черты Черты отличия Тема «Первобытные охотники и собиратели. Родовая община охотников и собирателей».  Заполните пустые графы в таблице «Жизнь в родовой общине». вопрос ответ из кровных родственников как   делились   запасы   пищи   в   родовой общине? Кто входил в совет родовой общины? старейшина выбирал   старейшину,  вождя,  решал  наиболее важные вопросы в жизни общины Тема «Древнее Двуречье». Сравните развитие грамотности в Древнем Египте и Междуречье. Египет  Междуречье Грамотность Материал для письма Письмо Количество знаков Грамотные люди Хранение информации Тема «Древний Китай». 1.Почему реку Хуанхэ называли «Горе Китая», «Река тысячи бед», «Река, надрывающая сердце»? 2. Сравните данные высказывания с отношением  древних египтян к Нилу. Объясните причины  данного различия. Тема «Древняя Греция». Сравните древнегреческий театр с современным. Заполните таблицу. Сделайте выводы. Вопросы для сравнения Греческий  театр Современный театр Все   ли   могут   позволить   себе посетить театр? В   какое   дня устраиваются представления? время   Кто играет на сцене? Кто   руководит   постановкой   и дает указания актерам? Сколько   раз   можно   увидеть спектакль? Тема «Древний Рим». 1. Перед вами две картины, посвященные одному и тому же сюжету: подвигу Муция Сцеволы. Рассмотрите их внимательно. Какая из картин в большей степени передает напряжение момента? С  помощью каких приемов (расположение фигур, фон, цвет и т.д.) художникам это удалось? Нет ли исторических ошибок в  изображениях? П.П.Рубенс, А. ванн Дейк Муций Сцевола перед Порсеной. 1620 г. Г.Бальдунг Муций Сцевола. 1531 г. 2.   Опираясь   на   приведенные   пословицы,   запишите,   какими   качествами     должен   был   обладать римский воин. Вспомните русские былины: какими качествами обладал русский воин? Сравните эти группы качеств. Ответ оформите в виде сравнительной таблицы «По отношению к врагу все дозволено». «Где согласие, там победа». «Честная смерть лучше позорной жизни». Умение  классифициров ать объекты Тема: «Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства». Распределите  изображения изобретений древних людей  в две колонки:  в первую запишите номера тех изобретений, что появились до перехода к земледелию и скотоводству, а во вторую тех,   что были   сделаны   после   перехода   к   земледелию   и   скотоводству.   Сравни   свои   ответы   с   ответами одноклассников. 1 3 5 2 4 6 7 9 11 13 8 10 12 14 15 17 16 18 до после Тема: «Первобытные земледельцы и скотоводы». Продолжи логический ряд. Тема «Древнее Двуречье». Оцените природные условия Двуречья, ответив  на вопросы. Природные условия Как люди  их использовали или противостояли им? Умение  определять  логические  связи между  предметами  и/или  явлениями,  обозначать  данные  логические  связи с  помощью  знаков в схеме залежи  глины заросли тростника в   изобилии   растущие финиковые пальмы жаркий и сухой климат две   большие   реки, богатые илом разливы рек и морские приливы Умение строить рассуждение от  общих  закономерносте й к частным  явлениям Тема: «Финикия». 1.Перед   вами   шифр   на   основе   финикийского   письма.   Попробуйте   отгадать,   какая   фраза зашифрована ниже. В отличие от финикийского письма, фразы читать надо слева направо, слова разделены между собой: ВС Н  СВТ  БТС   ВРМН  ВРМ  БТС  ПРМД  Составьте свою фразу, используя особенности финикийского письма.   2.   Прибрежное   судоходство   называется   каботажным.   Используя   карту,  подумайте,   можно   ли финикий ское судоходство назвать каботажным. Почему финикийцы передвигались  именно так, как обозначено на карте? Тема: «Древняя Греция». В   1999   г.   в   нашей   стране   была   учреждена     главная   всероссийская   премия   «Российский национальный Олимп» за высокие достижения  соотечественников в экономике, здравоохранении, науке,   культуре   и   спорте.     В   рамках   этой   премии   существуют   наградные   дипломы,   которые названы   именами   древнегреческих   богов   и   героев.   Например.   дипломом   «Золотой   Атлант» награждают за   большие достижения в области транспорта и строительства; дипломом «Золотой Юпитер» ­ в области промышленности  и торговли.  Подумайте, имена каких греческих богов (или богинь) носят премии, которые присуждают за успехи: 1) в области науки и высоких технологий;  2) в топливно­энергетическом комплексе. Свое мнение обоснуйте. Тема: «Древний Рим». Возникновение   парадов   относится   к   эпохе   Древнего   Рим,   Тогда   они   были   составной   частью церемонии триумфа – торжества в честь полководца­победителя. Сам ритуал был заимствован римлянами   у   этрусков   и   первоначально   представлял   собой   демонстрацию   военных   трофеев. Римляне придали параду форму шествия, которое начиналось на марсовом поле, проходило через весь  город  и  заканчивалось  у Капитолия. А  как  эта  традиция поддерживается  в наше время? Укажи  4­5 элементов сходства и различия.  Тема: «Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства». Первая посуда – плетеные корзины и кувшины плохо держали воду. Их нельзя было ставить на огонь. Подумайте, каким образом древний человек мог «исправить» этот недостаток, используя другие природные материалы. Умение   строить  рассуждение от  частных  явлений к  общим  закономерностя м Тема: «Древнейшие люди».  Озаглавьте текст: «Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. Он способен изготавливать орудия труда и использовать их как  средство производства нужных ему   благ.     В   процессе   сознательной     целенаправленной       творческой   деятельности   он преобразует окружающий мир, создает культуру. Ему свойственно ценностное отношение к действительности». Тема: «Возникновение искусства и религии». Прослушайте   аудиофайл   («Приключения   первобытного   мальчика»,   время   21.30   ­25.00 https://www.youtube.com/watch?v=gByHMlDoJT4), ответьте на вопросы:  1) как называется социальное явление, описанное в аудиофайле?   2) что можно сказать о религиозных верованиях  людей данного племени?  Тема «Древний Египет». У древних египтян были свои представления о том, какие отношения должны быть между людьми. Человек с алчным сердцем не достигает своей цели У того, кто глух к правде, нет слуха У человека недобросовестного нет хорошего воспитания Имя героя – в его делах, оно не забывается во веки Вопросы и задания 1. Какие из приведенных утверждений не потеряли значение и для нашего времени? 2. Подберите русские народные пословицы и поговорки, в которых отражены подобные мысли 3. Сделайте     предположение   об   адресате,   т.е.   кому   конкретно   адресованы   приведенные утверждения, и объясните свое мнение Тема: «Древнее Двуречье». 1.У древнейших  жителей Междуречья (шумеров) было много метки афористичных выражений  в их числе такие: Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот Ты идешь завоевывать землю врага – враг приходит, завоевывает твою землю. Хорошо одетому всегда рады. Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку. Увернулся от дикого быка – натолкнулся на дикую корову Вопросы и задания: 1. Разъясните, как вы понимаете общий смысл пословиц. 2. В   какой   современной   жизненной   ситуации   ту   или   иную   пословицу   можно   применить? Объясните, почему вы так решили. 3. Какие из приведенных пословиц напоминают вам русские народные? Укажите их Предположите, о чем свидетельствует это сходство 2.Жители   Междуречья   –   веселые,   жизнерадостные   люди,   с   хорошим   чувством   юмора.   Они   не стеснялись посмеиваться над собой, своими недостатками  человеческими слабостями: Тот, у кого много серебра, может быть, и счастлив; тот, у кого много ячменя, , может быть, и счастлив, но тот, у кого нет ничего, ­ спит спокойно. Рука с рукой дом построили, а живот с животом его разорили Идешь на поле сражения – не размахивай руками Кто строит,  как господин, ­ живет как раб; кто строит, как раб, ­  живет, как господин Герой – один­единственный, а обыкновенных людей – тьма Лиса наступила дикому быку на копыто и спрашивает: «тебе не больно?» Кошка долго раздумывает, мангуста не теряет времени Собака кузнеца не могла опрокинуть наковальню, зато опрокинула кувшин с водой Вопросы и задания: 1. Какие стороны жизни людей отражают содержащиеся в приведенных пословицах сведения? 2. Смысл каких пословиц вам не понятен?  3. Какие пословицы и поговорки вам больше понравились и чем? 4. В каких пословицах нашли отражение наблюдения за природой, а в каких – бытовые условия? 3.В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от   остальных.  В   них   были   погребены   десятки   слуг,   конюхов,   музыкантов.   Здесь   же   найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. Тема: «Древний Китай». 1.Веер придумали в древнем Китае. По словам журналиста­востоковеда В.С.Куликова, «веер был неизменным спутником китайского ученого, философа, поэта, художника. И от жары спасает, и удобно записать на нем какую­либо мысль, образ, удачно найденную рифму». Какие современные предметы заменил и китайский веер? Укажи не менее трех предметов. 2. Китайцу Чжану Хэну принадлежит изобретение очень нужного прибора. Более совершенные его модели используются людьми по сей день. Прочитайте описание прибора, предположите, что это за прибор и о каком стихийном бедствии он сигнализирует. Укажите названия эти восьми напрвлений. Прибор состоял из полого шарообразного медного сосуда, внутри которого вертикально был расположен   маятник.   Он   соприкасался   с   восемью   пружинами­рычагами,   выведенными наружу.   К   наружному   концу   каждого   рычага   была   прикреплена   металлическая   голова дракона,   в   пасти   которого   находился   медный   шарик.   Отклонение   маятника   в   сторону, вызванное стихийным бедствием, вызывало нажим на один из рычагов, который вследствие этого   изменял   свое   положение.   Голова   приделанного   к   этому   рычагу   дракона   механически открывала   пасть,   и   из   нее   выпадал   шарик,   попадавший   в   рот   одной   из   восьми   жаб, расставленных у основания сосуда. По тому, какой из драконов выплевывал шарик, узнавали, в каком из восьми  направлений произошло стихийное бедствие. 3. Существуют устоявшиеся выражения: «Чувствовать себя как за Китайской стеной», «Жить за Китайской стеной». Объясните смысл афоризмов. Тема: «Древняя Греция»  Древние греки, добывая устриц, раковины и губки, использовали кожаные трубки и большие сосуды без крышек. Предположите, зачем, были нужны эти приборы. Каким современным  устройством они могли бы воспользоваться? 2. Умения  блока «Работа с информацией» (чтение и анализ информации, представленной в форме таблицы; и т.д.). умение Умение  задавать  вопросы  определённого  типа (простой,  уточняющий,  интерпретацион ный,   творческий,   оценочный,  практический). Примерные задания Тема «Возникновение земледелия и скотоводства» 1.Придумайте три­четыре вопроса к данному тексту.  «Занимаясь   собирательством   и   охотой,     люди   брали   в   готовом   виде   то,   что   давала   им природа. Земледельцы и скотоводы своим трудом создавали необходимые им продукты. Теперь жизнь человека зависела не только от природы,  но и от самого человека, его знаний, умений, отношения к труду». 2.  Придумайте три­четыре вопроса к данному тексту. «Одной   из   особенностей   мотыжного   земледелия   было   то,   что   поля     в   готовом   виде   не существуют  в природе. Орудия  труда для обработки полей  первоначально делались из камня и дерева. Расчистка даже небольшого участка под поле  требовала  труда многих людей, много времени  и  сил.  Поэтому  многие  тысячелетия   земледелие  еще  не  было  главным  занятием. Основным   способом   добывания   пищи   по­прежнему   оставались   собирательство,   охота, рыболовство, бортничество».\ Тема «Древний Египет». 1.Составьте три вопроса о правителе Египта, начинающиеся со слова «Почему». 2.Придумайте вопросы о бедняке или вельможе, начинающиеся со слов «почему», «какой», «зачем», «с какой целью». Тема «Финикия». В дороге  больше береги хлеб, сандалии и посох Если мышь захочет проглотить верблюда, то лопнет Если я тебе скажу сейчас, то завтра об этом будут знать весь базар Кто в детстве был лентяем, тот  в старости будет нищим Не вступай в  пререкание с  ослом, если он лягнет тебя Лучше быть голодным нищим на берегу, чем сытым гребцом на царском корабле Где много золота – много печали Вопросы и задания Умение делать  вывод на основе критического  анализа разных  точек зрения 1. Что нового (по сравнению с учебником) вы узнали о древних финикийцах? 2. Придумайте свои вопросы к заинтересовавшим вас высказываниям. 3. Какие пословицы совпадают с вашими представлениями о жизни? 4. Поразмышляйте,   какие   из   приведенных   мудрых   мыслей   могли   появиться   только   у финикийцев и почему? Тема «Древнейшие люди» 1.Написано множество произведений о древнейшем человеке. Автор одного из них – Ж. Рони – старший.   Внимательно   прочитайте   отрывок   из   романа   и   дайте   ему   название.   Выделите   слова, которые  позволили вам определить, о чем идет речь.                                                   Борьба за  ____ огонь ____________ «Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей,   мамонта,   тигра и леопарда.   Его красные зубы защищали человека от обширного страшного  мира;  все радости жили только около него!  Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал   твердыми   концы   рогатин,   заставлял   трескаться   камни,   он   подбадривал   людей     в дремучих лесах, бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец,   страж,   спасатель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким. чем мамонты. И вот теперь он мертв!» 2.  Просмотрите видеосюжет  («Как масаи  разводят  огонь» https://www.youtube.com/watch?v=V2UTyCKr­3c   ), выполните задания    1) дайте название этому видеофрагменту              2) что   из   деталей   быта,  увиденных   во   фрагменте,      не   позволяет   рассматривать   его   как исторический источник, только как реконструкцию (вариант: каких деталей быта не могло быть в тот период, когда человек научился добывать огонь)  «Первобытные охотники и собиратели. Родовая община охотников и собирателей».   1.«Почта из прошлого»: разгадайте содержание маленькой истории, рассказанной «первобытным художником» 2. Рассмотрите изображения, выполните к ним задания Умение  переводить  многоаспектну ю информацию  из  графического  или  символьного  представления  в текстовое 1) что объединяет эти изображения и чем они отличаются? 2) о появлении каких занятий  у первобытных людей они свидетельствуют? Тема: «Счет лет в истории». 1. Дополни схему, используя справочные материалы Тема: «Финикия». Внимательно рассмотрите карту и ответьте на вопросы 1) какой финикийский город был самым северным? 2) Какой финикийский город был самым южным? 3) Назовите острова Средиземного моря, на которых располагались финикийские колонии 4) На побережье какого материка было больше всего финикийских колоний? 5) Какой остров с располагавшимися там финикийскими колониями находился ближе всех к материку? (Задание может быть использовано на уроке а) географии для оценивания умения анализировать карту, б) русского языка при  закреплении правописания корней с чередующимися гласными) Тема «Древний Рим» Умение  переводить  многоаспектну ю  информацию в графическую  (таблица,  кластер,  диаграмма) Тема: «Жизнь первобытных людей. Первобытные собиратели и охотники. Древнейшие  люди».  1.  Прочему человек стал хозяином планеты Земля? а)   Для   того,   чтобы   выяснить   причины   могущества   человека,   давайте   приглядимся   к   нашим первобытным предкам, их занятиям. Вот перед вам описание некоторых занятий   первобытных людей,     сделанные   учеными   ­   этнографами.   Некоторые   из   этих   занятий   могут   показаться   вам отвратительными, почти «животными», недостойными человека. Но попытайтесь определить, что общего между всеми этими занятиями и чем они отличаются от занятий животных. 1)Сначала они намазывают себе тело свежими слоновыми испражнениями, для того чтобы животное не чуяло опасности, а чувствовало только свой запах, когда люди приближаются к нему.     Ползя   на   животе,   если   не   представляется   другой   возможности,   они   медленно подкрадываются к ничего не подозревающему животному, пока не оказываются под ним, и внезапно   со   всей   силой   втыкают   отравленное   копье   в   мягкую   часть   живота,   после   чего животное падает. Затем они острыми ножами быстро отрубают слону хобот, чтобы он истек кровью.(Современное описание охоты на слонов в Африке ) 2) По Сибири промышляют медведей… ямами, в которые вколачиваю вострую обожженную  и гладко выскобленную сваю… он (медведь) принужден бывает бежать скорее и, набежав на яму, провалиться и брюхом упасть на сваю.(С.П.Крашенинников«Описание земли Камчатки») 3)  Все  свое   время    и  силы  они  тратят   на  поиски  пищи.  Питаются   фруктами,  корнями   и клубнями, которые откапываю острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц и личинок жуков… (В.Фольц. «В девственных лесах Суматры» ) 4)   Двое   других   были   заняты   около   толстого   гнилого   пня,   который   они   прилежно   рубили каменными   топорами…     Порубив   некоторое   время,   они   останавливались   и   с   большим аппетитом   жевали   и   глотали   толстые   личинки,   иногда   обеими   руками   кладя   их   в   рот. (Н.Н.Миклухо­Маклай. «На берегу Маклая») 5) Вдруг Туй (папуас) сделал энергичный прыжок, и одна из рыбок оказалась пойманной. Туй ловил их ногой. Он сперва придавил ее ступней, а потом поднял, ухватив между большим и вторым пальцем ноги. Согнув колено, он протянул руку и, высвободив добычу, положил рыбку в мешок.   После   этого,   быстро   нагнувшись   и   схватив   камень,   Туй   бросил   его   в   воду   со значительной силой; потом, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он, стоя на одной ноге, поднял другую, убитую камнем рыбку. (Там же.) б) на основании текстов заполните таблицу (она поможет выявить общее  в занятиях и ответить на вопрос о причинах могущества человека) занятие орудия продукт № отрывка 1 2 3 4 5 2..Первобытные люди задолго до возникновения письменности могли изобразить простейшую схему маршрута.   Она представляла  собой ломаную линию, по сторонам которой знаками наносились заметные   на   местности   объекты.     Попробуйте   нарисовать   следующий   маршрут:   а)   используя схематические рисунки, так, как, по вашему мнению, это сделал бы древний человек, б) используя современные топографические знаки (в этом вам помогут знания, полученные на уроках географии и окружающего мира): «Путь лежит от  истока ручья вниз по левому берегу,  мимо большого озера слева, вдоль гор справа, мимо пастбища оленей». Тема: «Первобытные охотники и собиратели. Родовая община охотников и собирателей».  Прочитайте   рассказ   «Охота   на   мамонтов»   и   попытайтесь   передать   его   содержание   с   помощью пиктограммы. всю ли информацию можно передать с помощью рисунка, что может помочь более полно и правильно донести нужную мысль до другого человека     «Мамонты   идут   сюда,     много     мамонтов   идет   сюда.   Шумным   ликование     встретили охотники эту весть. Они вскочили со своих мест, хлопали в ладоши и весело смеялись. Снова наступит благополучие,  снова в племени будут большие запасы мяса!  Опытные охотники не разделяли всеобщего веселья.  Одно сообщение о приближающихся мамонтах еще не означает верную   добычу.     Мамонты   могут   перейти   реку   где­нибудь   в   другом   месте.     И,   наконец, мамонты – не зайцы и даже не олени! Охота на мамонтов – дело трудное  и опасное, к ней нужно хорошо подготовиться. После долгого и шумного спора, было, наконец, решено, что несколько   охотников   отправятся   на   разведку:   одни   пойдут   на   холм   обозревать   равнину,   а другие останутся в становище и будут готовиться к большой охоте  Оставшиеся в становище мужчины принялись совещаться, как лучше организовать охоту.  На подготовку   ям­ловушек   времени   не   было.   Оставалось   одно   ­     напасть   на   какого­нибудь отбившегося   от   стада     одиночку   и   копьями   нанести   ему   как   можно   больше   ран,   чтобы мамонт ослаб от потери крови. Надо лишь нападать всем вместе, со всех сторон. Как только мамонт ринется на кого­нибудь из охотников, остальные тотчас должны напасть нам него и спасти   товарища   от   верной   гибели.   Таков   закон   охоты.   Эта   охота   будет   опасной,   ведь разъяренный мамонт  может схватить  человека своим длинным гибким хоботом и ударить о землю или растоптать огромными, похожими на стволы вековых деревьев, ногами». Тема: «Появление неравенства и знати». Прочитайте текст и выполните задания к нему Земледельцы небольшого первобытного поселка собрали хороший урожай пшеницы. Они решили отпраздновать   это   событие   и   поблагодарить   богов.   Для   проведения   религиозного   обряда нужен был баран. Но жители этого поселка не разводят баранов. Бараны есть у кочующих неподалеку скотоводов. Они согласны обменять барана на пшеницу, но одного мешка пшеницы им мало,  а несколько мешков пшеницы им сейчас не нужны. Они согласны обменять барана на 1 мешок пшеницы,  1 мешок ячменя и 2 крупные рыбы.      Как должны поступить земледельцы,   если в соседних поселках выращивают ячмень и занимаются ловлей рыбы? Сколько будет стоить 1 баран?  (Учтите, что за 1 мешок пшеницы дают 4 крупные рыбы, а за 1 мешок ячменя – 2 крупные рыбы) Тема «Вавилонское царство». 1.Используя нижеприведенную информацию, выполните задания 1)Выразите при помощи неправильной дроби чему равен 1 локоть .  2.)Найдите свой рост в «царских локтях 2.Найдите площадь Вавилона.  (используйте единицу длины «стадий») 3. Найдите объем первого яруса вавилонской башни.  Тема: «Ассирийская держава». 1.   Составьте   символический   конспект   на   тему   «Ассирийское   войско».   Для   этого   запишите   ее основное содержание в виде коротких предложений, а затем изобразите то же самое символами. Содержание  Символ  2.Одним из домашних животных в Ассирии был верблюд. Ашшурбанипал привел из своего похода в Аравию такое большое количество верблюдов, что цена на них упала с 1 мины (840 г серебра) до 0,5 шекеля (4 г серебра). Во сколько раз подешевели верблюды при  Ашшурбанипале. Тема: «Персидская держава». Посчитайте, какова длина «царской дороги» в километрах, если, проезжая в день 150 стадий, из Сард до Суз (Эфеса) можно было добраться за 90 дней (1 стадия + 185 метрам). Предположите, для решения какой исторической задачи эти показатели могли иметь решающее значение. Тема: «Древняя Греция» 1. Составьте символический конспект на тему «Греческая колонизация».  Содержание  Причины колонизации Направления колонизации Значение колонизации Символ  2.Средний доход от использования одного раба, занятого в ремесле, достигал одного­двух оболов в день, в то время как содержание семьи свободного гражданина в год, например в Афинах в Vв. До н.э. стоило 180 драхм. Сколько рабов нужно было иметь, чтобы содержать семью? (1 драхма = 6 оболов). 3. Попробуйте нарисовать план священного участка в Олимпии. Для этого прочитайте приведенный текст   и   придумайте   условные   обозначения   для   каждого   из   объектов,   о   которых   идет   речь. Используйте знания о правилах составления плана, полученные на уроках географии. Классическая ясность свойственна плану четырехугольного священного участка. Он окаймлен стенами.   У восточной стены расположен портик Эхо. Еще восточнее находится стадион. Вдоль северной стены выстроились двенадцать сокровищниц,  у северной же стены, слева от сокровищниц, находится храм Геры, где хранился бронзовый диск с правилами Олимпийских игр. Южнее расположен холм Пелопса, с именем которого связывают учреждение Олимпийских игр. Еще южнее – храм Зевса, где награждали победителей Олимпийских игр. Внутри храма находила статуя Зевса Олимпийского, взглянув на которую человек чувствовал, как светлеет и успокаивается его душа. 4.Прочитайте документ. «Сколько товаров пребывает в Пирей! Из Причерноморья – соленая рыба; из Северной Греции – зерно и мясо; сицилийцы доставляют свиней и сыр; из Египта – паруса и папирус; из Сирии  – благовония; остров Крит шлет дорогое дерево; острова – тучных баранов   и     фрукты. Из Малой Азии везут рабов и миндаль. Финикия шлет пшеничную муку и финики».  На  основании текст  составь  схему (кластер),  отражающий  экономические  связи Древних Афин (поставок   в   Пирей).   На   схеме   названия   географических   объектов   расположи   в   соответствии   с картой (исторической или географической). Тема «Упадок Греции и возвышение Македонии». Захватив богатые Пангейские рудники и ускорив их разработку, Филипп получал до 1000 талантов золота   в   год.   Талант   равнялся   60   минам,   а   мина,   в   свою   очередь,   ­   436   граммам.   Сколько килограммов золота удавалось получать Филиппу в год? Тема: «Древний Рим». 1.Римские   корабли   различались   по   числу   весел.   Преобладающим   типом   были   триремы   со   174 веслами.   Военные   корабли   были   быстроходными   и   длинными:   обычно   их   длина   была приблизительно в 7 раз больше ширины.   Какой была ширина триремы, если ее длина около 45 метров? 2.Римское государство имело большие доходы от завоеванных территорий.   Плутарх следующим образом описывает  те ценности, которые были захвачены после одного из сражений. Первого дня едва хватило, чтобы на 250 колесницах провезти перед народом захваченные на войне   статуи,   картины   и   колоссальные   изваяния,   которые   представляли   поразительное зрелище…   За   этими   телегами   следовали   люди,   несшие   серебряную   монету     в   750   сосудах, каждый из которых вмещал серебра весом в три таланта и покоился   на плечах четырех человек…   Далее   шли   люди   с   сосудами,   полными   золотой   монеты   весом   в   три   таланта каждый, подобно сосудам с серебром. Всех сосудов  было 77…  Сколько   килограммов     серебра   и     сколько   килограммов     золота   было     захвачено   римлянами, сколько   человек   понадобилось,     чтобы   их   перенести?     (талант   –   условная   денежно­   весовая единица, равная 26,2 кг). 3.До наших дней дошли некоторые рецепты римских блюд. Однако для того, чтобы и приготовить, необходимо   древнеримские   меры   веса   перевести   в   современные,   запишите   вес   используемых продуктов в граммах:  1 римский фунт равен 327 граммам. Сладкую запеканку делай таким образом. Полфунта муки и два с половиной фунта творогу смешай вместе, как для оладий, подбавь четверть фунта меду и одно яйцо. Смажь маслом глиняную миску. Когда все хорошо смешаешь, положи в миску, миску закрой глиняной крышкой. Смотри, чтобы   хорошенько запеклось в середине, где всего глубже. Когда запечется, вынь миску, смажь запеканку медом, посыпь маком, подержи немного под крышкой, затем вынь. Подавай в мисочке с ложкой. (Марк Порций Катон. «О земледелии», 83). Cписок  источников: 1. Э.В.Ванина, А.К.Данилова. История Древнего мира.  Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций. ­  М., «Вентана ­ Граф», 2015 2.  С.А. Жукова. Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира»  для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.,  «Русское слово», 2014 3. А.Н. Майков. История.  Введение в истории./ Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ­  М., «Вентана ­ Граф», 2013 4. Т.А.Петрова. Вводный урок по Отечественной истории в 6 классе. – ПИОШ, 2012, № 2. 5. Н.В.Петухова «Этот первобытный мир» (урок повторения в 5 классе) – ПИШ, 2007, № 6 6. Н.В. Петрова. Творческие задания на уроках истории древнего мира. – ПИОШ, 2000, № 4  7. Г.И.Старобинская. Пословицы, поговорки на уроке истории (ПИОШ, №4/2013) 8. Г.И.Старобинская. Познавательные задания и контрольные вопросы по курсу истории Древнего мира. ПИШ, 1999, № 7 9. В.В.Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев. Задания по истории Древнего мира. ­ ПИШ, 2000,№№ 4.5 10. 11. Старинные географические карты. ­  ПИШ, 2002 12.  В.В.Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев . Уроки по истории религии в курсе   истории Древнего мира. ­ ПИШ, 2001,№ 3  Н.И.Шевченко. Вопросы и задания по истории Древнего мира и Средних веков. – ПИШ, 2003,№ 6

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Задания для формирования УУД на уроках истории в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2018