Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.
Оценка 4.7

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
история
5 кл
28.10.2018
Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.
Публикация является частью публикации:
Всеобщая история 6.doc
Рабочая программа составлена на основе: (ФГОС) Пояснительная записка –   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего   образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  основного  общего   образования»  (в  ред.   приказов  Минобрнауки  России   от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577););  – Примерной учебной программы основного общего образования по истории   для 5­9 классов   (опубликована   в   сборнике   «Примерные   программы   по   учебным   предметам. История. 5­9 классы: проект. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»);  – «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №9», реализуемых в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО», утвержденного приказом директора №№77­ О от 31.08.2016г  – Программы по Всеобщей истории.   5—9 классы. Авторы программы:   Предметная линия А.А. Вигасина – О.С. Сороко­Цюпы//Просвещение, 2016  – ООП ООО и учебного плана МБОУ «СОШ №9» на 2018/2019 учебный год;  – Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих   государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального общего,   основного   общего,   среднего   общего   образования,   утвержденного   приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации   имеющих   государственную   аккредитацию   образовательных   программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) Предмет « Всеобщая история» в 6  классе включает  курс: история средних веков – 28 часов.  Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития   человечества,   представления   об   общих,   ведущих   процессах,   явлениях   и понятиях в период с конца V по XV в. ­ от падения Западной Римской империи до начала   эпохи   Великих   географических   открытий.   При   этом,   так   как   на   всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явле­ ниях,   помогающих,   в   первую   очередь,   понимать   и   объяснять   современное мироустройство.  Цель курса:  Формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской  идентичности ценностно­ориентированной личности. Задачи курса: — формирование   у   молодого   поколения   ориентиров   для   гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; — овладение   учащимися   знаниями   об   основных   этапах   развития   человеческого общества   с   древности   до   наших   дней   в   социальной,   экономической,   политической, духовной   и   нравственной   сферах   при   особом   внимании   к   месту   и   роли   России   во всемирно­историческом процессе; — воспитание   учащихся   в   духе   патриотизма,   уважения   к   своему   Отечеству   — многонациональному   Российскому   государству   в   соответствии   с   идеями взаимопонимания,   толерантности   и   мира   между   людьми   и   народами,   в   духе   демо­ кратических ценностей современного общества; — развитие   у   учащихся   способности   анализировать   содержащуюся   в   различных 2 источниках   информацию   о   событиях   и   явлениях   прошлого   и   настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ ности; —   формирование   у   школьников   умений   применять   исторические   знания   для осмысления   сущности   современных   общественных   явлений,   в   общении   с   другими людьми   в   современном   поликультурном,   полиэтничном   и   многоконфессиональном обществе. УМК: История Средних веков:  Программы по Всеобщей истории.  5—9 классы. Авторы программы:   Предметная линия А.А. Вигасина – О.С. Сороко­Цюпы//Просвещение, 2016  Учебник   Е.В.   Агибалова,   Г.М.   Донского   под   ред.   Сванидзе   А.А.   История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2012;   А.В.Игнатов. Всеобщая история. История средних веков. Методические  рекомендации 6 класс ( к учебнику Е.В.Аггибаловой; Г.М. Донского)  Издательство М. Просвещение. 2014г.  Е.А. Крючкова. Всеобщая история. История средних веков. Проверочные и  контрольные работы. М.Просвещение. 2016г. Авторской программой А.А.Вигасина  ­ О.С. Сороко­Цюпы 6 классе  на учебный предмет «История средних веков» отводится 28 часов (из расчета 2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №9» рабочая программа по «Истории средних веков» в 7 классе рассчитывается на 28 часов в год, 2 часа в неделю. Формы и средства контроля  Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний ( осуществляется на каждом уроке). Основными формами текущего  контроля является: 1.Тематичекий контроль (проводится в конце изучения темы). 2. Итоговый. 3 Письменные работы.  4. Тестирование.  5. Викторины.  6. Разноуровневые задания и вопросы. 7. Задания на выявление операционных жизненных ситуаций.  8.Моделирование жизненных ситуаций.  Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества  освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема  учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная аттестация проводится по четвертям (1,2,3,4 четверти) и году. Четвертная отметка учащихся выставляется на основе результатов текущего контроля знаний, годовая – на основе четвертных отметок. 3 Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной  аттестации обучающихся МБОУ «СОШ№9». Критерии   и   нормы     оценивания   образовательных   результатов   по   предмету определяются локальным нормативным актом школы «Положение о критериях оценки знаний,   умений   и   навыков,   обучающихся   в   МБОУ   «СОШ   №9»   или   «Положение   о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся в МБОУ «СОШ №9» Достижению личностных, предметных и метапредметных результатов на уроках истории в 6  классе по УМК А.А.Вигасина  ­ О.С. Сороко­Цюпы  содействуют следующие формы организации учебной деятельности, технологии обучения и виды деятельности:  Формы организации учебной деятельности:  •  практикумы,  •  сюжетно­ролевые игры,  •  беседы,  •  лабораторные работы,  •  дискуссии.  Технологии обучения:  ­  информационные (ИКТ),  ­  здоровьесберегающие технологии,  ­  системно ­ деятельностный подход,  ­  технология групповой работы,  ­  технология проблемного обучения,  ­  технология дифференцированного обучения,  ­  игровые технологии.  Виды деятельности:  ­  рассказ учителя с элементами беседы,  ­  сообщения учащихся,  ­  викторины,  ­  пересказ  ­  составление плана,  ­  проведение конкурса рисунков, творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных  турниров,  ­  аналитическая беседа,  ­  учебно­исследовательская работа с текстом,  ­  анализ документов,  ­  доклады,  ­  беседа по вопросам,  ­  составление и заполнение таблиц,  ­  построение опорных схем,  4 ­  письменный ответ на вопросы,  ­  работа с иллюстрациями,  ­  рассказ по плану,  ­  дискуссия,  Планируемые образовательные результаты:  Личностные результаты: — осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; — освоение   гуманистических   традиций   и   ценностей   современного   общества, уважение прав и свобод человека; — осмысление   социально­нравственного   опыта   предшествующих   поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; — понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: — способность сознательно организовывать  и регулировать  свою деятельность — учебную, общественную и др.; — овладение   умениями   работать   с   учебной   и   внешкольной   информацией (анализировать   и   обобщать   факты,   составлять   простой   и   развёрнутый   план,   тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; — способность   решать   творческие   задачи,   представлять   результаты   своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); — готовность   к   сотрудничеству   с   соучениками,   коллективной   работе,   освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; — активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной   жизни,   продуктивное   взаимодействие   с   другими   людьми   в профессиональной сфере и социуме. Предметные результаты: — овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; — способность   применять   понятийный   аппарат   исторического   знания   и   приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории; — способность   соотносить   историческое   время   и   историческое   пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; — овладение   умениями   изучать   и   систематизировать   информацию   из   различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; — расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; — готовность   применять   исторические   знания   для   выявления   и   сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. . Коррекционная работа с детьми­инвалидами и детьми с ОВЗ          Так как в 6 классе обучается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), в   календарно­тематическое   планирование   включены   коррекционные   задачи,   которые определены   на   основе   дифференцированного   и   индивидуального   подхода   к   учащимся   с учётом   состояния   их   здоровья,   особенностей   развития   психических   свойств   и   качеств, соблюдения гигиенических норм и рекомендаций специалистов МСЭ/ПМПК.            Коррекционные задачи:  1. Развивать и отрабатывать моторику рук, зрительно­моторную координацию  2. Развивать манипуляцию рук, тактильные ощущения в пальцах  5 3. Развивать динамическую силу в мышцах кисти  4. Работать над развитием связной речи  5. Работать над развитием устной и письменной речи  6. Работать над развитием правильной позы  7. Развивать глазомер  8. Развивать навыки самостоятельности, самоконтроля в работе  9. Развивать абстрактное мышление, пространственное воображение  10. Развивать память, внимание  11. Развивать логическое мышление на уровне понятия, суждения, умозаключения  12. Тренировать пространственную ориентацию  13. Развивать инициативу, творческие способности  14. Развивать силу воли, настойчивость  15. Развивать навыки работы с учебником  16. Развивать навыки осмысленного прочтения текста  17. Формировать навыки планирования работы и поиска рациональных путей её выполнения  18. Формировать умение работать по словесным и письменным инструкциям  19. Развивать графические навыки  20. Развивать интерес к предмету  21. Развивать кругозор учащихся  Приемы коррекционной работы на уроке:   Индивидуальные задания;   Увеличение времени на выполнение работы;   Работа во временных группах;   Составление плана ответа;   Использование наглядных пособий при ответе;   Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками;   Стимуляция вопросов со стороны учащихся;   Деление заданий на дозы;   Рациональная система упражнений;   Проговаривание, комментирование, систематическое повторение   Использование карточек­консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.;   Согласование объема домашнего задания Работа с обучающимися, испытывающими трудности в освоении программы  учебного предмета Основные задачи, решаемые учителем  при обучении учащихся: ­ создание комфортных условий на уроке; ­ обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий,  работы с книгой по заданию учителя, устного ответа; ­ осуществление контроля за организацией рабочего места в учебное время 6 Этап урока 1. В процессе  контроля   подготовленности  учащихся 2. При изложении  нового материала  3. В ходе самостоя тельной работы учащихся на уроке 4. При организации  самостоятельной  работы  вне класса Деятельность учителя  Специально   контролировать   усвоение   вопросов, вызывающих у учащихся наибольшие затруднения;   обычно  Тщательно   анализировать   и   систематизировать   ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении;   Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки;   По   окончании   изучения   темы   или   раздела,   обобщать   итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания  Обязательно   проверять   в   ходе   урока   степень   понимания учащимися основных элементов излагаемого материала;  Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала;  Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний;  Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал  Подбирать   для   самостоятельной   работы   задания   по   наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь   меньшим   числом   упражнений,   но   поданных   в определенной   системе,   достичь   большего   эффекта;   Включать   в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах;  Инструктировать о порядке выполнения работы;  Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе  Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность;  Учить   умениям   планировать   работу,   выполнять   ее   в   должном темпе и осуществлять контроль  Обеспечить   в   ходе   домашней   работы   повторение   работы пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах   программы,   вызывающих   обычно   наибольшие затруднения;  Систематически   давать   домашние   задания   по   работе   над типичными ошибками;  Четко   инструктировать   учащихся   о   порядке   выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками;  Согласовывать   объем   домашних   заданий   с   другими   учителями класса, исключая перегрузку,  слабоуспевающих учеников 7 Фонд оценочных средств планируемых результатов учащихся 6 классов по истории Средних веков. Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется на  основе: Е.А.Крючкова.  Всеобщая история. История средних веков. Проверочные и контрольные работы.  М.Просвещение 2016г.;  Формы контроля Источник КИМов №/п Виды контроля 1. Текущий 2. Текущий 3. Текущий Проверочная работа  «Становление  Средневековой  Европы»  Проверочная работа  «Византийская  империя и славяне в  VI­XI вв »  Проверочная работа  по теме: «Арабы в  VI­XI вв.»  Е.А.Крючкова Всеобщая история.  История Средних веков.  Проверочные и контрольные  работы. 6 класс. – М.:  Просвещение. С4­21 Е.А.Крючкова Всеобщая история.  История Средних веков.  Проверочные и контрольные  работы  6 класс. – М.:  Просвещение. с 21­33 Е.А.Крючкова Всеобщая история.  История Средних веков.  Проверочные и контрольные  работы . 6 класс. – М.:  Просвещение . с.33­39 Е.А.Крючкова Всеобщая история.  История Средних веков.  Проверочные и контрольные  работы.  6 класс. – М.:  Просвещение. С 40­44 Е.А.Крючкова Всеобщая история.  История Средних веков.  Проверочные и контрольные  работы  6 класс. – М.:  Просвещение. С.45­50  Дата проведения I неделя 09 II неделя 10 II неделя 10 III неделя 10 IV неделя 10 I неделя 11 II неделя 11 I неделя 4. Текущий Проверочная работа  по теме: «Феодалы и  крестьяне»  5. Текущий 6. Текущий 7. Текущий 8. Текущий Проверочная работа  по теме:  «Средневековый  город в Западной и  Центральной  Европе»  Проверочная работа  по теме:  «Католическая  церковь в 11­13 вв.  крестовые походы»  Проверочная работа  по теме:  «Образование  централизованных  государств в  Западной Европе (11­ 15 вв.)»  Проверочная работа  Е.А.Крючкова Всеобщая история.  Е.А.Крючкова Всеобщая история.  История Средних веков.  Проверочные и контрольные  работы. 6 класс. – М.:  Просвещение. С50­56  Е.А.Крючкова Всеобщая история.  История Средних веков.  Проверочные и контрольные  работы.  6 класс. – М.:  Просвещение. С. 56­74 8 9. Текущий 10. Текущий по теме:  «Славянские  государства и  Византия в XIV—XV вв.»  Проверочная работа  по теме: «Культура  Западной Европы в  11­15 вв.»  Проверочная работа  по теме: «Народы  Азии, Америки и  Африки в Средние  века»  История Средних веков.  Проверочные и контрольные  работы. 6 класс. – М.:  Просвещение. С. 75­81  12 Е.А.Крючкова Всеобщая история.  История Средних веков.  Проверочные и контрольные  работы . 6 класс. – М.:  Просвещение. С. 82­97  Е.А.Крючкова Всеобщая история.  История Средних веков. Рабочая  тетрадь. 6 класс. – М.:  Просвещение. С. 97­ 101 IIнеделя 12 III неделя 12 Содержание тем учебного курса. Введение. Живое Средневековье Что   изучает   история   Средних   веков.   Дискуссии   учёных   о   временных   границах   эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества.   Этапы   развития   эпохи   Средневековья.   По   каким   источникам   учёные   изучают историю Средних веков. Тема 1. Становление средневековой Европы (VI—XI вв.) Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с   Хлодвигом,   основателем   рода   Меровингов.   Признание   римской   знатью   власти   Хлодвига. Сближение   культур,   образа   жизни   германцев   и   римлян.   Элементарность   государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и   новых   отношений   среди   франков.   Полноправность   знати   на   местах.   Завершение   распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства   между   наследниками.   Хлодвиг   и   христианская   церковь.   Христианство   как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом. Духовенство   и   миряне.   Новые   образцы   и   правила   жизни   по   Библии   для   франков. Распространение   христианства   среди   варваров.   Появление   монахов   и   возникновение   их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев. Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые   короли».   Карл   Мартелл.   Битва   у   Пуатье   и   её   значение.   Военная   реформа   Карла Мартелла.   Феод   и   феодал.   Папа   римский   и   Пипин   Короткий.   «Дар   Пипина»:   образование государства пап римских — Папской области. Возникновение и распад империи Карла Великого. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей.   Папа   римский   и   великий   король   франков.   Направления,   цели   и   итоги   военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья. Административно­ военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью им­ ператора   Карла.   Раздел   империи   Карлом   между   наследниками.   Верденский   договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. 9 Феодальная   раздробленность   Западной   Европы   в   IX—   XI   веках.    Феодализм. Феодальная   лестница.   Франция   в   IX—  XI   вв.   Потеря   королевской   властью   значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Владения короля — его домен. Германия в IX—XI вв. Англия в раннее Средневековье. Англия в IX—XI вв. Легенды   об   английском   короле   Артуре   и   историческая   реальность.   Бретань   и   Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи   —   первая   династия   князей   Древней   Руси.   Объединение   Англии   в   единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов. Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв. империи   с       Борьба     Византии. внешними Византия   при   Юстиниане.   Борьба   империи   с   внешними   врагами.  Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской  империи. Устойчивость Византии в борьбе   с   варварским   миром.   Евразийский   облик   и   характер   нового   государства. Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Византия — еди­ ное   монархическое   государство.   Император   —   правитель   новой   империи.   Византия   при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории врагами. Культура   Византии.  Византия   —   наследница   мира   Античности   и   стран   Востока.   Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре   христианского   храма.   Крестово­купольный   тип   храма   —   храм   Святой   Софии. Изменения в назначении храма: христианский храм — дом для моления. Убранство интерьера храма   и   его   значение.   Искусство   внутреннего   оформления   храма:   мозаика,   фрески.   Канон росписи   помещения   храма.   Появление   и   развитие   иконописи.   Церковь   —   «Библия   для неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние. Образование   славянских   государств.  Направления   движения   славян   и   территории   их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян.  Вождь  и дружина.  Объединения  славян.  Образование  государства у южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий   II   Болгаробойца.   Соперничество   Византии   и   Болгарии   и   его   завершение.   Период существования   Болгарского   государства   и   его   достижения.   Великоморавская   держава   — государство   западных   славян.   Поиск   покровителей:   от   Германии   к   Византии.   Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой   Европы   государств   Чехии   и   Польши.   Политические   курсы   польских   князей Мешко I и Болеслава I Храброго. Тема 3. Арабы в VI—XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.  Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей.   Бедуины.   Мекка   —   центр   торговли.   Иран,   Византия   и   арабы.   Мухаммед   — проповедник   новой   религии.   Хиджра.   Возникновение   ислама.   Аллах   —   Бог   правоверных мусульман.   Распространение   ислама   среди   арабских   племён.   Образование   Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами.   Арабский   халифат.  Халиф   —   заместитель   пророка.   Вторжение   арабов   во   владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский   халифат   и   Харун   ар­Рашид.   Народное   сопротивление   арабскому   владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.   Культура   стран   халифата.  Наследие   эллинизма   и   ислам.   Арабский   язык   —   «латынь Востока».   Образование   —   инструмент   карьеры.   Медресе   —   высшая   мусульманская   школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль­Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра   в   Гранаде.   Мечеть   —   место   общественных   встреч   и   хранилище   ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между 10 арабской и европейской культурами. Тема 4. Феодалы и крестьяне Средневековая деревня и её обитатели. Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина.   Феодал   и   зависимые   крестьяне.   Виды   феодальной   зависимости   земледельцев. Повинности   крестьянина.   Крестьянская   община   как   организация   жизни   средневекового крестьянства.   Средневеко­вая  деревня.   Хозяйство   земледельца.   Условия   труда.   Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи. В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков.   Внешнее   и   внутреннее   устройство   рыцарского   замка.   Замок   —   жилище   и   крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура. Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе Формирование   средневековых   городов.  Совершенствование   орудий   обработки   земли. Разнообразие   продуктов   земледелия.   Увеличение   роли   тяглового   скота   в   земледелии.   Изо­ бретение   хомута   для   лошади.   Развитие   ремесла   в   сельском   хозяйстве.   Добыча,   плавка   и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла.   Причины   возникновения   городов.   Город   —   поселение   ремесленников   и   торговцев. Обустройство   городских   границ.   Возрождение   древних   городов   в   Италии,   на   юге   Франции. География   новых   городов.   Рост  числа   средневековых   городов.   Сеньоры   и   город.   Борьба   за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально­раздробленной Европе. Объединения купцов   —   гильдия,   товарищество.   Оживление   торговых   отношений.   Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.  Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования   новой   европейской   культуры   и   взаимодействия   народов.   Университеты   как явление   городской   среды   и   средневекового   пространства.   Развлечения   горожан.   Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов.  Торговля в Средние века.  Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы Могущество   папской   власти.   Католическая   церковь   и   еретики.  Складывание   трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток   земель.   Рост   самостоятельности   и   потребностей   феодалов.   Нужда   в   новых «доходных»  источниках.  Усиление  власти короля.  Церковь  —  крупнейший  землевладелец. Рост   влияния   церкви   и   её   экономического   и   духовного   могущества.   Разделение   церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба   королей   и   папства.   Путь   в   Каноссу.   Опора   папы   —   епископы   и   монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман. Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносца­ ми государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением —   мусульманами.   Духовнорыцарские   ордены   и   их   значение   для   защиты   завоеваний крестоносцев   в   Палестине.   Сопротивление   народов   Востока   натиску   крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад­Дин и Третий   крестовый   поход.   Судьба   походов   королей   Фридриха  I  Барбароссы,   Филиппа   II Августа,   Ричарда   Львиное   Сердце   со   своими   вассалами.   Четвёртый   крестовый   поход: благочестие   и   коварство.   Разграбление   Константинополя.   Распад   Византии   и   её восстановление.   Детские   крестовые   походы.   Укрепление   королевской   власти.   Усиление 11 мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока. Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.) Как   происходило   объединение   Франции.  Экономические   успехи   Французского государства. Объединение городов и крестьян­земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка   королей   церковью.   Начало   объединения   Франции.   Филипп   II   Август.   Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление   власти   короля.   Людовик   IX   Святой:   ограничение   самовластия   феодалов   и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Фран­ ции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское   пленение   пап.   Ослабление   могущества   римского   папы.   Франция   —   центра­ лизованное государство. Генеральные штаты — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии   —   Вильгельм   Завоеватель,   основатель   нормандской   династии.   От   завоевания   к централизованному   государству.   «Книга   Страшного   суда».   Генрих   II   Плантагенет   и   его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно­феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание. Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азен­ куре. Карл VII — новый король Франции.   Город   Орлеан   —   трагедия   и   надежда.   Партизанская   война.   Жанна   д’Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.  Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком  XI  и Карлом Смелым. Усиление   власти   французского   короля   в   конце   XV   в.   Завершение   объединения   Франции. Установление   единой   централизованной   власти   во   Французском   государстве.   Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в. Реконкиста   и   образование   централизованных   государств   на   Пиренейском   полуострове. Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия — многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли.   Реконкиста   и   новые   королевства.   Распад   Кордовского   халифата.   Наступление христианства.   Мавры   и   Гранадский   халифат.   Центр   еврейской   культуры   в   мусульманской Испании:   расцвет   и   трагедия.   Сословно­монархическое   устройство   централизованных государств   на   Пиренейском   полуострове.   Кортесы.   Период   междоусобных   войн   между христианскими   государствами.   Образование   единого   Испанского   королевства.   Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV вв. Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти.   Образование   самостоятельных   централизованных   государств   в   Германии.   Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I — император   Карл   IV.   Золотая   булла.   Усиление   самостоятельности   германских   государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.     Расцвет   торговли   и   итальянских   городов.  Завоёванная   свобода.   Коммуна   — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба пап римских с импе­ раторами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания   западноевропейской   демократии.   Оформление   тирании   в   некоторых   городах­ государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции. Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. Гуситское движение в Чехии.  Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия 12 противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения. Завоевание турками­османами Балканского полуострова.  Балканские народы накануне завоевания.   Долгожданная   свобода   болгар   от   власти   Византии   в   конце  XII  в.   Ослабление Болгарского   царства.   Усиление   и   распад   Сербии.   Византийская   империя:   потеря   былого могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Начало захватнической   политики   Османа   на   Балканском   полуострове.   Адрианополь   —   первая европейская   столица   османов.   Битва   на   Косовом   поле.   Милош   Обилич.   Вторжение   турок­ османов   в   Болгарию.   Потеря   независимости   Болгарии.   Султан   Баязид   Молния:   коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи.   Переименование   Константинополя   в   Стамбул   —   столицу   Османской   империи. Завоевание турками­османами Балканского полуострова Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века Образование и философия. Средневековая литература. Расширение   границ   мира   средневекового   человека.   Путешествие   Марко   Поло.   Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою — королю Артуру. Сказочно­приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как   «Библия   для   неграмотных».   Доступность   искусства.   Средневековая   живопись.   Книжная миниатюра. Фрески. Зарождение   культуры   раннего   Возрождения   в   Италии.   От   «любителей   мудрости»   к возрождению   античного   наследия.   Гуманисты   и   их   идеал   универсального   человека.   Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивиду­ альности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли. Научные  открытия   и   изобретения.  От   астрологии   и   алхимии   к   астрономии,   химии   и медицине.   Усовершенствование   водяного   двигателя.   Изобретение   доменной   печи.   Совер­ шенствование   техники   и   приспособлений   обработки   металла.   Начало   производства огнестрельного   оружия.   Переворот   в   военном   деле.   Дальнейшее   развитие   мореплавания   и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих   географических   открытий.   Изобретение   книгопечатания   Иоганном   Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоёв населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги. Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.  Китай: империя Тан — единое государство. Развитие феодаль ных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун   в   период   зрелого   феодализма.   Монголы   и   Чингисхан.   Завоевание   Китая   монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны   тихоокеанского   региона.   Индия:   установление   феодальных   отношений.   Индуистская религия.   Кастовое   устройство   общества.   Междоусобные   войны   раджей.   Вторжение   войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем Самарканда.   Хозяйство   и   богатства   Индии.   Наука.   Обсерватории.   Индийская   медицина. Искусство.   Буддистские   храмы   в   Аджанте.   Влияние   мусульманской   культуры.   Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нарская монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.  Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской   культурой.   Культурное   наследие   народов   Западного   Судана.   Африканская скульптура.   Освоение   Африки   европейцами.   Население   Северной   и   Южной   Америки   и   его занятия.   Сохранение   родо­племенных   отношений.   Территория   расселения,   образ   жизни   и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки. 13 Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление   образа   жизни,   традиций   и   обычаев,   культуры   в   целом,   характерных   для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы   феодального   общества.   Общая   характеристика   возникновения   и   становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправ­ ление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение  гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.         Учебно ­ тематический план рабочей программы учебного курса всеобщей истории. № Наименование разделов и тем. Всего часов по Всего  часов по авторской программе рабочей программе. 1. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Живое Средневековье.                                              Становление средневековой Европы (VI ­ XI в). Византийская империя и славяне в VI­ XI в. Арабы в VI – XI в. Феодалы и крестьяне. Средневековой  город в Западной и Центральной  Европе. Католическая церковь в XI – XIII в. Крестовые  походы. Образование централизованных государств в  Западной Европе (XI – XV в.) Славянские государства и Византия в XIV – XV  в. Культура Западной Европы в Средние века Народы Азии, Америки и  Африки в Средние  века. Итоговое повторение. 1 5 2 1 2 2 2 6 1 3 2 1 1 5 2 1 2 2 2 6 1 3 2 1                                                                           Итого:        28                     28 14 Примерный тематический поурочный  план учебного предмета по Всеобщей Основание: А.В.Игнатов. Всеобщая история. История средних веков. Методические  рекомендации 6 класс ( к учебнику Е.В.Агибаловой; Г.М. Донского) Издательство М.  Просвещение. 2014г. истории № п/п Тема урока  1.  Живое Средневековье  Тема 1. Становление средневековой Европы (6­11 вв.) – 5ч.  Решаемые коррекционны е задачи Дата 4 1.нед. 09. 2 Образование варварских королевств. Государство  франков и христианская церковь в VI— VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье  3 Возникновение и распад империи Карла Великого 4 5 Феодальная раздробленность Западной Европы в IX—XI вв. 6 Англия в раннее Средневековье Тема 2. Византийская империя и славяне в 6­11 вв. – 2ч.  7.  Византия в VI—XI вв. 8 Образование славянских государств. Тема 3. Арабы в 6­11 вв. – 1ч.  9 Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.  Культура стран Халифата Тема 4. Феодалы и крестьяне – 2ч.  10 Средневековая деревня и ее обитатели.  11  В рыцарском замке 4, 6, 5, 7 9, 10 11.12 20, 21 4, 6, 11.12 8.16 20, 21 Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 2ч.  12 Формирование   средневековых   городов.  Горожане   и   их 9, 10 образ жизни.   Торговля в Средние века 13 11.12 Тема 6. Католическая церковь в 11­13 вв. Крестовые походы. – 2ч.  14 Могущество папской власти.  Католическая церковь и  17, 18 еретики  15 Крестовые походы 20, 21 1.нед. 09 2.нед. 09 2.нед. 09 3.нед. 09 3.нед. 09 4.нед. 09 4.нед. 09 1.нед. 10 1.нед. 10 2.нед. 10 2.нед. 10 3.нед. 10 3.нед. 10 4.нед. 10 Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (11­15 вв.) – 6ч.  16. Как происходило объединение Франции  17 Что англичане считают началом своих свобод  4, 6, 5, 7 4.нед. 10 2.нед. 11 15 18 Столетняя война  19 Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и  20 21 в Англии  Реконкиста и образование централизованных государств на  Пиренейском  полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и  Италия в XII— XV вв. Тема 9. Славянские государства и Византия в 14­15 вв. – 1ч.  22 Гуситское движение в Чехии.  Завоевание турками­османами Балканского  полуострова. Тема10. Культура Западной Европы в Средние века – 3ч.  9, 10 11.12 13, 15 17, 18 2.нед. 11 3.нед. 11 3.нед. 11 4.нед. 11 20, 21 4.нед. 11 23 Образование, научные открытия и изобретения 24 Средневековая литература и искусство 25 Культура раннего Возрождения в Италии 9, 10 11.12 15 Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века – 2ч.  26 Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония 17, 18 27 Государства и народы Африки и доколумбовой  Америки. 8, 16 28 Итоговое  обобщение  и систематизация изученного  материала по курсу «История Средних веков» 11 5.нед. 11 5.нед. 11 1.нед. 12 1.нед. 12 2.нед. 12 2.нед. 12 Литература для учителя.  Программы по Всеобщей истории.  5—9 классы. Авторы программы:   Предметная линия А.А. Вигасина – О.С. Сороко­Цюпы//Просвещение, 2016  Учебник   Е.В.   Агибалова,   Г.М.   Донского   под   ред.   Сванидзе   А.А.   История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2015;   А.В.Игнатов. Всеобщая история. История средних веков. Методические  рекомендации 6 класс ( к учебнику Е.В.Аггибаловой; Г.М. Донского)  Издательство М. Просвещение. 2014г.  Е.А. Крючкова. Всеобщая история. История средних веков. Проверочные и  контрольные работы. М.Просвещение. 2016г. Литература для учащихся. 16  Учебник   Е.В.   Агибалова,   Г.М.   Донского   под   ред.   Сванидзе   А.А.   История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2012;   Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / автор   Е.А.Крючкова  М., Просвещение, 2016;  Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Тетрадь для проектов и  творческих работ, 2017 г.  Артемов В.В., Соколова Л.А. Просвещение 2016г Электронно­образовательные ресурсы: Сайты: www.it­n.ru.  www/1september.ru>     htt:scool­collection.edu.ru Электронно­програмное обеспечение: 1) Компьютер 2) Презентационное оборудование 3) Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления) 4) Набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием  диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт­дисках. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 4  Экранно­звуковые средства:   видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса обществознания       Оснащение кабинета истории и обществознания  включает оборудование, рабочие места   для   учащихся   и   учителя,   мультимедийнные   средства   обучения,   компьютер, устройство для хранения учебного оборудования. Учебное оборудование   включает: средства на печатной основе,  пособия на информационных носителях, компакт­диски, проектор, учебно­методическую литературу для учителя и учащихся,  исторические карты. Лист внесения изменений № пп Дата занятия по  учебно­ тематическому  планированию Тема занятия по учебно­ тематическому планированию  Причина корректировки Способ  корректировки с указанием  фактической  даты занятия  17 18 19

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018