Задания для тренировки 26 задания ОГЭ по обществознанию
Оценка 4.6
Домашняя работа +4
docx
обществознание +1
9 кл
22.04.2017
Работа содержит десять текстов для тренировочной работы над одним из самых сложных заданий ОГЭ по обществознанию в 9 классе. Задание 26 ("Составьте план текста") традиционно вызывает у учащихся определённые трудности, поэтому на него следует обратить особое внимание при подготовке к экзамену. Можно предложить и в качестве самостоятельной работы.
Задание 26 Составьте план текста.docx
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и живот-
ных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже
приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно
больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественно-
го отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов.
Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обре-
чены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целе-
устремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетрону-
тую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека
для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо
сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов
сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.
И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его
собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографиче-
скому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных
вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в
себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовле-
кая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.
Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-техни-
ческой революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и
в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем
мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.
(По А. Печчеи)
2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
Ключевой элемент демократии — полноправие граждан.
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на чест-
ной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень
важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочте-
ние одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами
граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов:
объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти
формы являются составными частями демократической практики.
Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган
управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен —
идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партий-
ном собрании.
Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно
ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую груп-
пу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти
большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного созна-
ния граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то вла-
стителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми
от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и фор-
мируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским об-
ществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по скла-
ду сознания, готовый на жертвы ради общего блага.
(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)
3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и
развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие
именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными.
В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение вла- деть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: со-
зерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания
и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в зако-
нах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д.
Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию.
На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны
быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сде-
лать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожида-
ния мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и
стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеа-
лы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. На-
пример, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением.
Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный ста-
тус. <...>
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние
между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социа-
лизацию, и теми, кто социализируется.
(По П. Смелзеру)
4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их
взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: воз-
раст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать
на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физиче-
скому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе
своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования лично-
сти является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием
родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обще-
стве из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ).
Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализа-
ции, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле,
некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализа-
ции почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потра-
тить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего про-
чего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что
они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспри-
нимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные
мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя
их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение
между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об об-
щественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит
формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, проти-
водействует проявлениям антиобщественного поведения.
(По Н. Смелзеру)
5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культу-
ре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вто-
рую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутству-
ет некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой
он сам себя выражает.
Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец — человек —
биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на при- родном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный
потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры.
Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотво-
рение того, что может надстроиться над природой.
Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются
в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих
субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы
и очаги культуры.
Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материа-
лом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело,
хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без
этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и ин-
стинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура — это деятельность и творче-
ство. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то
есть «человек творящий».
(По П. С. Гуревичу)
6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, гово-
рящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут
разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т. д. Человек, попавший в
чужую страну и не знающий её языка, рад встретить лицо, говорящее на своём языке. То же мы
видим и в пределах населения одного государства.
Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государ-
ственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из
множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной при-
надлежности часто относится к двум или трём государствам. Не совпадает языковая группи-
ровка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно,
люди разных рас могут иметь один язык.
Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источни-
ком средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабо-
чего и т. д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких
тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу че-
ловека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по про-
фессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает однопрофессиональных лиц
солидарными друг с другом. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не
были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.
Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с
(По П. А. Сорокину)
7. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
давних пор было и остаётся одним из самых важных расслоений.
озаглавьте каждый из них.
Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания
права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые
этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное
право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом
— систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права,
отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые
участки однородных общественных отношений.
При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из от-
раслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных
общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспече-
нию и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные
кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законо-
дательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодатель-
ство во главе с Гражданским кодексом.
И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима
(«метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволе- ния, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям,
скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязыва-
ниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юриди-
ческих дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном
случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организаци-
ей соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу
нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было за-
ключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ?
В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено
подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддержи-
ваемый не трудовым, а гражданским правом.
(По С. С. Алексееву)
8. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства,
непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наде-
лила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности
её жителей.
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных пока-
зателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура националь-
ной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промыш-
ленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России,
высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит
сельское хозяйство, туризм.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний про-
дукт — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны
за определённый период, как правило за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно
судить о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней
преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении бла-
госостояния её граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет
оценить, какую роль играет страна в мировом хозяйстве.
Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает
структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во
внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри обще-
ства, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестати-
стический житель.
Чтобы оценить уровень развития того или иного государства, необходимо проанализиро-
вать все эти и ещё многие другие показатели, поскольку национальная экономика — это слож-
ный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен.
(По материалам энциклопедии для школьников)
9. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая их эффективно вести дела
и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собствен-
ную неэффективность: фирмы, неспособные предоставлять потребителям качественные товары
по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым кон-
курентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого
можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательно-
стью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и цена-
ми, — но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не
меньшие, чем у ваших конкурентов.
Что удерживает «Макдоналдс», «Дженерал Моторз» или любую другую компанию от повы-
шения цен, продажи некачественных товаров или оказания некачественных услуг? Конкурен-
ция. Если «Макдоналдс» не будет в состоянии продавать сэндвичи за скромную цену и с улыб-
кой, люди уйдут к его конкурентам, например в «Бургер Кинг».
Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного каче-
ства и внедрять более дешёвые способы производства. Предприниматели свободны в выборе
новых продуктов или перспективных технологий — им нужна лишь поддержка инвесторов. В
рыночной экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов, боль- шинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет пред-
принимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдер-
жать «проверку реальностью». Если потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это
покроет издержки производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса
обеспечены; если же нет, неминуем крах. Потребители являются окончательными судьями
успешности нововведений и удачливости бизнеса.
ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции.
В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не
(По Р. Строупу, Дж. Гвартни)
10. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом
завоёвывает всё большую популярность. Как удобно, не покидая дома или своего рабочего
места, получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения. Но поскольку
данный метод продаж вошёл в нашу жизнь недавно, то необходимо знать о некоторых особен-
ностях, отличающих дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах тор-
говли.
Продажа товаров дистанционным способом подразумевает, что у потребителя нет возмож-
ности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. А
ознакомление происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как ка-
талоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т.п. Также при со-
вершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу. Любая продажа, осуществлённая
без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов,
телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов, будет причислена к разряду ди-
станционных продаж.
При принятии решения о покупке товара дистанционным методом особое внимание следует
уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, товаре и об условиях покупки.
Если информация неполная или недостоверная, то следует воздержаться от покупки у этого
продавца.
Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование
продавца, а также его адрес, а только указаны контактные телефоны, то стоит воздержаться
от покупки. В противном случае если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или
предъявить рекламацию по недостатку, то вы не будете знать, куда обратиться и предъявить
претензию к покупке (товару).
Покупатель имеет право отказаться от товара в течение семи дней или, при непредоставле-
нии информации об условиях возврата, в течение трёх месяцев с момента передачи ему товара.
Основное здесь — сохранение товарного вида и потребительских свойств.
(По материалам интернет-сайта Общества защиты прав потребителей)
Задания для тренировки 26 задания ОГЭ по обществознанию
Задания для тренировки 26 задания ОГЭ по обществознанию
Задания для тренировки 26 задания ОГЭ по обществознанию
Задания для тренировки 26 задания ОГЭ по обществознанию
Задания для тренировки 26 задания ОГЭ по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.