Задания олимпиады по литературе в 10-11 классах
Оценка 4.8

Задания олимпиады по литературе в 10-11 классах

Оценка 4.8
Занимательные материалы +4
docx
русская литература +1
10 кл—11 кл
24.03.2017
Задания олимпиады по литературе в 10-11 классах
Олимпиадные задания по литературе в 10-11 классах составлены в соответствии с основными требованиями на региональном и всероссийском уровнях, программой по литературе, учетом возрастных особенностей и под эгидой Года кино. Каждый уровень олимпиады сопровождается критериями оценки и расшифровкой баллов, что особенно важно при подготовке к олимпиаде в работе с одарёнными детьми.
олимпиада по литературе10-11 класс.docx

Всероссийская олимпиада по литературе

10-11 класс

(Составитель – учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5» г. о. Стрежевой Томской области Кузнецова Зоя Михайловна)

     Время выполнения заданий – 300 минут (5 часов)

     Максимальная оценка за все задания – 100 баллов

     При выполнении олимпиадной работы необходимо выбрать только одно из двух предложенных заданий – 1 или 2. Третье задание представляет собой творческую работу, выполнение которой обязательно.

Задание 1

      Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина . Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа.

     Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.

      Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

(Максимальный балл за выполнение задания 1 или 2 – 70 баллов)

        В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом…На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке…, а в тарантасе стройный старик военный … в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый.

       Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

-  Налево, ваше превосходительство,- грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

        В горнице было тепло, сухо и опрятно…

        Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

-  Эй, кто там?

        Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная…

-  Добро пожаловать, ваше превосходительство,- сказала она,- покушать изволите или самовар прикажете?

        Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

-  Самовар. Хозяйка тут или служишь?

-  Хозяйка, ваше превосходительство.

-  Сама, значит, держишь?

-  Так точно. Сама.

-  Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

       Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

-  И чистоту люблю,- ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

        Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел.

-  Надежда! Ты?- сказал он торопливо.

-  Я, Николай Алексеевич,- ответила она.

-  Боже мой, боже мой,- сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог

подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

-  Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

-  Вроде этого… Боже мой, как странно!

-  Что странно, сударь?

-  Но все, все… Как ты не понимаешь!

       Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

-  Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

-  Мне господа вскоре после вас вольную дали.

-  А где жила потом?

-  Долго рассказывать, сударь.

-  Замужем… не была?

-  Нет, не была.

-  Почему? При такой красоте, которую ты имела?

-  Не могла я этого сделать.

-  Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

-  Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

      Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

-  Вот проходит, мой друг,- забормотал он.- Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.

-  Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.

И. А. Бунин

Опорные вопросы для анализа текста

1  В чем выражается художественная особенность прозы Бунина?

2  Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения?

3  Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении?

4  Что является главной темой произведения?

5  Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения? 

Задание 2

     Выполните интерпретацию  лирического произведения Саши Чёрного. Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь интерпретации.

     Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.

     Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

(Максимальный балл за выполнение задания 1 или 2 – 70 баллов)

 

Во имя чего?

Во имя чего уверяют,

Что надо кричать: «Рад стараться!»

Во имя чего заливают

Помоями правду и свет?

…………………………..

Без белых штанов с позументом

Угасло бы солнце на небе?

Мир стал бы без них импотентом?

И груши б в садах не росли?

Быть может, не очень прилично

Средь сладкой мелодии храпа

С вопросом пристать нетактичным:

Во имя, во имя чего?

Но я ведь не действую скопом?

Мне вдруг захотелось проверить,

Считать ли себя мне холопом

Иль сыном великой страны…

Во имя чего так ласкают

Союзно-ничтожную падаль?

Во имя чего не желают,

Чтоб все научились читать?

Во имя чего казнокрады

Гурьбою бегут в патриоты?

Во имя чего как шарады

Приходится правду писать?

Во имя чего ежечасно

Думбадзе плюют на законы?

Во имя чего мы несчастны?

Бессильны, бедны и темны?

 

Чины из газеты «Россия»,

Прошу вас, молю вас – скажите

(Надеюсь, что вы не глухие),

Во имя, во имя чего?

Саша Чёрный, 1911 г.

Опорные вопросы для интерпретации текста

1  Каковы  жанр и основная тема стихотворения Саши Чёрного?

2  С какой целью поэт использует в тексте такие «непоэтичные» слова-образы, как «помои», «храп», «падаль»?

3  Что становится главным средством создания художественной образности в данном произведении?

4  Каким эмоциональным настроением окрашено стихотворение?

5  Какие стилистические приёмы можно считать самыми значимыми в тексте? Какой символический смысл получает образ «белых штанов с позументом»?

6  Какие особенности языка Саши Чёрного можно отметить благодаря анализу текста?

Задание 3

(Максимальный балл за выполнение задания 3 – 30 баллов)

      Если бы Вы были автором проекта «Виртуальный музей литературного творчества», какое художественное произведение русской литературы Вы выбрали бы для музея в первую очередь и  почему?

     Обоснуйте свой выбор, дав оценку прежде всего художественным качествам произведения.

 

 

 

 

 

Критерии оценки задания 1 или 2:

 

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

 

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

 

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

 

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5.  Общая языковая и речевая грамотность.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5

 

Итог: 70 баллов

 

N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

 

Критерии оценки задания 3:

 

1. Разнообразие деталей и достаточная степень проработанности представленного художественного произведения, значимость попутных наблюдений по поводу его экранизации, умение включить в описание терминологию, характерную для кинематографа.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

 

2. Соответствие работы  избранной жанровой форме (письмо, дневниковая запись, заметка в блоге или на странице в социальных сетях, доклад, публичное выступление, статья, интервью  и т. д.)

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

 

3. Соответствие эмоционального строя созданного текста задаче, поставленной перед «режиссером»: привлечь внимание кинематографистов,  сделать выбор в пользу данного произведения».

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-2-4-5

 

4. Речевая грамотность. Богатство словаря, разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-3-4-5

 

Итог: максимальный балл 30.


 

Всероссийская олимпиада по литературе 10-11 класс (Составитель – учитель русского языка и литературы

Всероссийская олимпиада по литературе 10-11 класс (Составитель – учитель русского языка и литературы

В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы: -

В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы: -

Мне господа вскоре после вас вольную дали

Мне господа вскоре после вас вольную дали

Во имя чего? Во имя чего уверяют,

Во имя чего? Во имя чего уверяют,

Думбадзе плюют на законы? Во имя чего мы несчастны?

Думбадзе плюют на законы? Во имя чего мы несчастны?

Критерии оценки задания 1 или 2: 1

Критерии оценки задания 1 или 2: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017