Задания олимпиады по литературе в 10-11 классах

  • Занимательные материалы
  • Исследовательские работы
  • Контроль знаний
  • Мероприятия
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 24.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Олимпиадные задания по литературе в 10-11 классах составлены в соответствии с основными требованиями на региональном и всероссийском уровнях, программой по литературе, учетом возрастных особенностей и под эгидой Года кино. Каждый уровень олимпиады сопровождается критериями оценки и расшифровкой баллов, что особенно важно при подготовке к олимпиаде в работе с одарёнными детьми.
Иконка файла материала олимпиада по литературе10-11 класс.docx

Всероссийская олимпиада по литературе

10-11 класс

(Составитель – учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5» г. о. Стрежевой Томской области Кузнецова Зоя Михайловна)

     Время выполнения заданий – 300 минут (5 часов)

     Максимальная оценка за все задания – 100 баллов

     При выполнении олимпиадной работы необходимо выбрать только одно из двух предложенных заданий – 1 или 2. Третье задание представляет собой творческую работу, выполнение которой обязательно.

Задание 1

      Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина . Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа.

     Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.

      Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

(Максимальный балл за выполнение задания 1 или 2 – 70 баллов)

        В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом…На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке…, а в тарантасе стройный старик военный … в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый.

       Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

-  Налево, ваше превосходительство,- грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

        В горнице было тепло, сухо и опрятно…

        Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

-  Эй, кто там?

        Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная…

-  Добро пожаловать, ваше превосходительство,- сказала она,- покушать изволите или самовар прикажете?

        Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

-  Самовар. Хозяйка тут или служишь?

-  Хозяйка, ваше превосходительство.

-  Сама, значит, держишь?

-  Так точно. Сама.

-  Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

       Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

-  И чистоту люблю,- ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

        Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел.

-  Надежда! Ты?- сказал он торопливо.

-  Я, Николай Алексеевич,- ответила она.

-  Боже мой, боже мой,- сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог

подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

-  Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

-  Вроде этого… Боже мой, как странно!

-  Что странно, сударь?

-  Но все, все… Как ты не понимаешь!

       Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

-  Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

-  Мне господа вскоре после вас вольную дали.

-  А где жила потом?

-  Долго рассказывать, сударь.

-  Замужем… не была?

-  Нет, не была.

-  Почему? При такой красоте, которую ты имела?

-  Не могла я этого сделать.

-  Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

-  Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

      Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

-  Вот проходит, мой друг,- забормотал он.- Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.

-  Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.

И. А. Бунин

Опорные вопросы для анализа текста

1  В чем выражается художественная особенность прозы Бунина?

2  Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения?

3  Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении?

4  Что является главной темой произведения?

5  Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения? 

Задание 2

     Выполните интерпретацию  лирического произведения Саши Чёрного. Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь интерпретации.

     Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.

     Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

(Максимальный балл за выполнение задания 1 или 2 – 70 баллов)

 

Во имя чего?

Во имя чего уверяют,

Что надо кричать: «Рад стараться!»

Во имя чего заливают

Помоями правду и свет?

…………………………..

Без белых штанов с позументом

Угасло бы солнце на небе?

Мир стал бы без них импотентом?

И груши б в садах не росли?

Быть может, не очень прилично

Средь сладкой мелодии храпа

С вопросом пристать нетактичным:

Во имя, во имя чего?

Но я ведь не действую скопом?

Мне вдруг захотелось проверить,

Считать ли себя мне холопом

Иль сыном великой страны…

Во имя чего так ласкают

Союзно-ничтожную падаль?

Во имя чего не желают,

Чтоб все научились читать?

Во имя чего казнокрады

Гурьбою бегут в патриоты?

Во имя чего как шарады

Приходится правду писать?

Во имя чего ежечасно

Думбадзе плюют на законы?

Во имя чего мы несчастны?

Бессильны, бедны и темны?

 

Чины из газеты «Россия»,

Прошу вас, молю вас – скажите

(Надеюсь, что вы не глухие),

Во имя, во имя чего?

Саша Чёрный, 1911 г.

Опорные вопросы для интерпретации текста

1  Каковы  жанр и основная тема стихотворения Саши Чёрного?

2  С какой целью поэт использует в тексте такие «непоэтичные» слова-образы, как «помои», «храп», «падаль»?

3  Что становится главным средством создания художественной образности в данном произведении?

4  Каким эмоциональным настроением окрашено стихотворение?

5  Какие стилистические приёмы можно считать самыми значимыми в тексте? Какой символический смысл получает образ «белых штанов с позументом»?

6  Какие особенности языка Саши Чёрного можно отметить благодаря анализу текста?

Задание 3

(Максимальный балл за выполнение задания 3 – 30 баллов)

      Если бы Вы были автором проекта «Виртуальный музей литературного творчества», какое художественное произведение русской литературы Вы выбрали бы для музея в первую очередь и  почему?

     Обоснуйте свой выбор, дав оценку прежде всего художественным качествам произведения.

 

 

 

 

 

Критерии оценки задания 1 или 2:

 

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

 

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

 

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

 

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5.  Общая языковая и речевая грамотность.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5

 

Итог: 70 баллов

 

N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

 

Критерии оценки задания 3:

 

1. Разнообразие деталей и достаточная степень проработанности представленного художественного произведения, значимость попутных наблюдений по поводу его экранизации, умение включить в описание терминологию, характерную для кинематографа.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

 

2. Соответствие работы  избранной жанровой форме (письмо, дневниковая запись, заметка в блоге или на странице в социальных сетях, доклад, публичное выступление, статья, интервью  и т. д.)

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

 

3. Соответствие эмоционального строя созданного текста задаче, поставленной перед «режиссером»: привлечь внимание кинематографистов,  сделать выбор в пользу данного произведения».

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-2-4-5

 

4. Речевая грамотность. Богатство словаря, разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-3-4-5

 

Итог: максимальный балл 30.