Всероссийская олимпиада по литературе
10-11 класс
(Составитель – учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5» г. о. Стрежевой Томской области Кузнецова Зоя Михайловна)
Время выполнения заданий – 300 минут (5 часов)
Максимальная оценка за все задания – 100 баллов
При выполнении олимпиадной работы необходимо выбрать только одно из двух предложенных заданий – 1 или 2. Третье задание представляет собой творческую работу, выполнение которой обязательно.
Задание 1
Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина . Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа.
Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.
Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
(Максимальный балл за выполнение задания 1 или 2 – 70 баллов)
В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом…На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке…, а в тарантасе стройный старик военный … в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый.
Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
- Налево, ваше превосходительство,- грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.
В горнице было тепло, сухо и опрятно…
Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:
- Эй, кто там?
Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная…
- Добро пожаловать, ваше превосходительство,- сказала она,- покушать изволите или самовар прикажете?
Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:
- Самовар. Хозяйка тут или служишь?
- Хозяйка, ваше превосходительство.
- Сама, значит, держишь?
- Так точно. Сама.
- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.
Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
- И чистоту люблю,- ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.
Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел.
- Надежда! Ты?- сказал он торопливо.
- Я, Николай Алексеевич,- ответила она.
- Боже мой, боже мой,- сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог
подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?
- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?
- Вроде этого… Боже мой, как странно!
- Что странно, сударь?
- Но все, все… Как ты не понимаешь!
Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:
- Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?
- Мне господа вскоре после вас вольную дали.
- А где жила потом?
- Долго рассказывать, сударь.
- Замужем… не была?
- Нет, не была.
- Почему? При такой красоте, которую ты имела?
- Не могла я этого сделать.
- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
- Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.
Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.
- Вот проходит, мой друг,- забормотал он.- Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.
- Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.
И. А. Бунин
Опорные вопросы для анализа текста
1 В чем выражается художественная особенность прозы Бунина?
2 Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения?
3 Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении?
4 Что является главной темой произведения?
5 Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения?
Задание 2
Выполните интерпретацию лирического произведения Саши Чёрного. Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь интерпретации.
Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.
Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
(Максимальный балл за выполнение задания 1 или 2 – 70 баллов)
Во имя чего?
Во имя чего уверяют,
Что надо кричать: «Рад стараться!»
Во имя чего заливают
Помоями правду и свет?
…………………………..
Без белых штанов с позументом
Угасло бы солнце на небе?
Мир стал бы без них импотентом?
И груши б в садах не росли?
Быть может, не очень прилично
Средь сладкой мелодии храпа
С вопросом пристать нетактичным:
Во имя, во имя чего?
Но я ведь не действую скопом?
Мне вдруг захотелось проверить,
Считать ли себя мне холопом
Иль сыном великой страны…
Во имя чего так ласкают
Союзно-ничтожную падаль?
Во имя чего не желают,
Чтоб все научились читать?
Во имя чего казнокрады
Гурьбою бегут в патриоты?
Во имя чего как шарады
Приходится правду писать?
Во имя чего ежечасно
Думбадзе плюют на законы?
Во имя чего мы несчастны?
Бессильны, бедны и темны?
Чины из газеты «Россия»,
Прошу вас, молю вас – скажите
(Надеюсь, что вы не глухие),
Во имя, во имя чего?
Саша Чёрный, 1911 г.
Опорные вопросы для интерпретации текста
1 Каковы жанр и основная тема стихотворения Саши Чёрного?
2 С какой целью поэт использует в тексте такие «непоэтичные» слова-образы, как «помои», «храп», «падаль»?
3 Что становится главным средством создания художественной образности в данном произведении?
4 Каким эмоциональным настроением окрашено стихотворение?
5 Какие стилистические приёмы можно считать самыми значимыми в тексте? Какой символический смысл получает образ «белых штанов с позументом»?
6 Какие особенности языка Саши Чёрного можно отметить благодаря анализу текста?
Задание 3
(Максимальный балл за выполнение задания 3 – 30 баллов)
Если бы Вы были автором проекта «Виртуальный музей литературного творчества», какое художественное произведение русской литературы Вы выбрали бы для музея в первую очередь и почему?
Обоснуйте свой выбор, дав оценку прежде всего художественным качествам произведения.
Критерии оценки задания 1 или 2:
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
5. Общая языковая и речевая грамотность.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5
Итог: 70 баллов
N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.
Критерии оценки задания 3:
1. Разнообразие деталей и достаточная степень проработанности представленного художественного произведения, значимость попутных наблюдений по поводу его экранизации, умение включить в описание терминологию, характерную для кинематографа.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10
2. Соответствие работы избранной жанровой форме (письмо, дневниковая запись, заметка в блоге или на странице в социальных сетях, доклад, публичное выступление, статья, интервью и т. д.)
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10
3. Соответствие эмоционального строя созданного текста задаче, поставленной перед «режиссером»: привлечь внимание кинематографистов, сделать выбор в пользу данного произведения».
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-2-4-5
4. Речевая грамотность. Богатство словаря, разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-3-4-5
Итог: максимальный балл 30.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.