В данном случае выделение этого раздела практически формально, так как все основные вещи уже были перечислены в предыдущих разделах. Однако суммируем еще раз.
Первый специалист, которого необходимо посетить, если имеется задержка развития речи, — это ЛОР-врач, чтобы обследовать состояние слуха ребенка.
Следующий специалист — невропатолог.
Задержка развития речи Чем может помочь специалист?
В данном случае выделение этого раздела практически формально, так как все
основные вещи уже были перечислены в предыдущих разделах. Однако
суммируем еще раз.
Первый специалист, которого необходимо посетить, если имеется задержка
развития речи, — это ЛОРврач, чтобы обследовать состояние слуха ребенка.
Следующий специалист — невропатолог. К нему необходимо обратиться в том
случае, если имеется какоето более общее нарушение развития и задержка
развития речи сочетается с нарушениями в межперсональных взаимоотношениях
(мать — ребенок, ребенок — другие люди), эмоциональными и поведенческими
расстройствами, поражением зрительнопространственных навыков или
двигательной координации. В таком случае, естественно, необходимо лечить все
в комплексе, ориентируясь на основной диагноз.
Если же имеется только задержка развития речи, то необходимо посетить двух
специалистов: психолога (после года) и логопеда (после двух лет). Особо
предусмотрительные родители могут посетить этих специалистов и раньше
(даже до рождения ребенка) и получить консультацию, как правильно развивать
речь ребенка, чтобы не допустить задержки и нарушения ее развития.
Если задержка будет установлена, то психолог поможет выявить ее причины и
вместе с родителями разработает комплекс игр и других мероприятий,
способствующих ее преодолению и стимуляции общего умственного развития
ребенка.
Логопед, в свою очередь, пригласит ребенка на занятия по коррекции и
правильной постановке звукопроизношения, если это будет необходимо.
В заключение хотелось бы предостеречь родителей от чересчур
легкомысленного отношения к задержке развития речи. Несмотря на большие
индивидуальные вариации, существуют вышеописанные нормативы, и если
развитие ребенка существенно отклоняется от них, то это повод для начала
серьезной и кропотливой работы. И чем раньше она начата, тем лучше
результаты. Установлено, что если к пяти годам речь ребенка развита хуже, чем
у его сверстников, то в 80 % случаев это отставание «переползает» в школу и
превращается в то или иное нарушение школьных навыков, в первую очередь
отражаясь, как правило, на успеваемости по письму и чтению, а в дальнейшем —
по русскому языку и всем устным гуманитарным предметам. Вам это надо?