Заявка
От образовательной организации на участие в муниципальном этапе 24 Республиканской олимпиаде по школьному краеведению
Сведения о направляющей организации: |
||
|
Наименование организации |
МБОУ «СОШ №5» |
|
Ф.И.О. (полностью) руко- водителя организации |
Гасанова Марина Давудовна-директор МБОУ СОШ№5 |
|
Ф.И.О. и должность специалиста, отвечающего за Конкурс |
Насурова Диана Абдурашидовна
Зам.директора по ВР |
|
Номер телефона |
8967-401-37-28 |
5. |
e—mail |
|
Сведения об участнике Конкурса |
|
ФИО (полностью) участника |
Омарова Асият Омаровна |
Название конкурсной работы |
«Культура и традиции народов Дагестана в творчестве Р.Гамзатова» |
ФИО (полностью) руководителя работы, Место работы и должность, номер телефона |
Магомедова Хадижат Хубиевна учитель родного языка МБОУ СОШ №5. г. Каспийск. |
Место жительства (район, город,) |
г. Каспийск. пос. кирпичный ул.И.Казака 9 |
Название образовательного учреждения, адрес |
МБОУ СОШ №5, г. Каспийск |
Клacc |
10 |
номер телефона |
8989-836-63-56 |
|
magpatimat@gmail.com |
Номер СНИЛСа участника |
|
Директор МБОУ «СОШ №5» Гасанова М.Д.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 5»
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАСПИЙСК»
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ул. Учебная 2 «А», пгт. Кирпичный, г. Каспийск, 368303,
сайт: https://s0ksp.siteobr.ru/, e-mail: shkola055@mail.ru
Исследовательская работа
Тема: «Культура и традиции народов Дагестана в творчестве Расула Гамзатова»,
посвященный к 100-летию со дня рождения Р.Гамзатова
Автор работы:
Омарова Асият Омаровна
МБОУ «СОШ №5»
Руководитель:
Магомедова Хадижат Хубиевна.
г. Каспийск
2023 г.
Научно-исследовательская работа ставит цель: осмыслить культуру и традиции народов Дагестана в творчестве Р.Гамзатова , и его вклад в российскую культуру.
Задачи:
1. в процессе работы приобщение к духовной культуре и традиций дагестанских народов через произведения Р.Гамзатова, нравственно-этическим ценностям, развитие, расширение кругозора;
2. воспитание подлинного чувства интернационализма, основанное на знании, понимании и уважении к труду и таланту народа;
3. пробудить интерес к истории и культуре и традициям родной земли, сформировать нравственные чувства у своих одноклассников
Введение
Дружба между народами - самое дорогое и великое богатство, она построена и веками держится на прочной основе, имя которой - дагестанская культура и дагестанские традиции - это опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит владеть древними языками, мудрыми народными профессиями, красотой родной речи, мелодиями и танцами, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитания старших.
Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость аксакалов. Общая земля, родственные языки, особый национальный характер, единая культура объединяют народы Дагестана. Свою культуру народы Дагестана называют «маданият» - в него входит все, что с древних времен до наших дней создали своими руками и умом народы Дагестана, добрые традиции дружного проживания, традиции братства, родства. Для обеспечения порядка и дисциплины среди людей народы Дагестана создали адаты (законы), кодекс человеческой горской чести, совести намус .
Дагестанские мудрецы считают днем рождения человека тот день когда он родился, а тот когда он совершил первое в жизни доброе дело. Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки. Я тоже чувству свою причастность к традициям, обычаям, обрядам моего народа.
Широко известно кавказское гостеприимство, куначество-основа добрососедства, мирных отношений; почитание старших, взаимопомощь, отношение к женщине. И постигаю это все я на примере своих родителей. Воспитывают меня родители в строгости. И часто говорят, комментируя какие-то свои поступки, что так принято в Дагестане.
Дагестан, его люди, история, традиции, ценности, легенды и предания стали известны всему мир,в основном, благодаря Расулу Гамзатову. Его философия была философией добра, его поэзия была поэзией любви, его творчество пронизано любовью к родине, к её традициям и обычаям, и именно поэтому они стали близки не только дагестанцам ,но и кубинцам, и индусам, и англичанам, и россиянам, и многим другим народам, которые еще при жизни поэта получили счастливую возможность прочесть его произведения в переводе на свои языки.
Вряд ли мы найдём в наше время более читаемого поэта чем Расул Гамзатович Гамзатов. А в 2023 году мы его читаем и перечитываем особенно вдумчиво, потому что этот год юбилейный поэту исполняется сто лет со дня рождения.
Основная часть
И я решила в честь этого события представить на ваш суд свои размышления по поводу его произведений отражающие культуру и традиции нашей многонациональной Республики. Уже более 50 лет его творчество изучают не только в Дагестане, в России, но и во всём мире. Не зря его называют : «Поэтом аула и планеты». Много хорошего о нём сказано известными поэтами, композиторами, артистами, певцами, искусствоведами. Я как землячка и поклонник таланта творчества Р.Гамзатова хочу рассказать о его вкладе в дело сохранения и популяризации обычаев, традиций наших предков .Именно на них выросло целое поколение патриотов-дагестанцев,в том числе- и я.
Я всего лишь ученица 10-го класса, представитель дагестанского народа, патриотка своей родины часто читаю Расула Гамзатова. В его произведениях представлены наилучшие традиции и обычаи народов Дагестана, раскрыты стереотипы мышления, заставляющие воспринимать их как передовые идеи современности. В них заключены высшие образцы человеческой культуры, закреплённые в общественных нормах духовные ценности, что при осмысленном восприятии становятся неотъемлемой частью духовного мира человека. Произведения Р. Гамзатова- это интересный материал для раздумий над вопросами воспитания. Одним из ценнейших произведений Р. Гамзатова является "Мой Дагестан".(Приложение 1) Данное произведение обладает бесценным духовно-нравственным потенциалом, содержание книги -это открытое обращение к эмоциональной стороне жизни человека. Это же сокровище традиций и обычаев народов Дагестана! Это и притчи, и предания, и стихи, и случаи из жизни его отца Гамзата, истории, рассказанные матерью поэта Хандулай, рассказы и проишествия из жизни Абуталиба Гафурова - аксакала дагестанской поэзии. Почему автор так назвал свою новую книгу «Мой Дагестан»? На этот вопрос я нашла ответ в самой книге « имя ребенку можно выбрать до того, как он появится на свет. Как же мне назвать мою книгу? Взять ли мне имя для нее у цветов? Или у звезд? Вычитать ли в других мудрых книгах?
Нет, не буду надевать на своего коня чужое седло. Имя, взятое со стороны, может быть только прозвищем, кличкой, а не именем.
Все это так. Но если ты ищешь заглавие, надо исходить из того содержания, которое ты хочешь вложить в свою книгу, а также из цели, которую ты ставишь перед собой. Папаху выбирай по голове, а не наоборот. Длина струны определяется длиной пандура.
Мой аул, мои горы, мой Дагестан. Вот гнездо моих дум, моих чувств и стремлений. Из этого гнезда вылетел, как оперившийся птенец, я сам. Из этого гнезда все мои песни. Дагестан — мой очаг. Дагестан — моя колыбель.
Тогда зачем долго думать? В горах сыну чаще всего дают имя деда. Книга будет твое детище, а ты сын Дагестана. Значит, имя ей — "ДАГЕСТАН". Да и может ли быть более подходящее, более прекрасное и точное имя? Поэтому, чтобы название книги было точнее, нужно назвать ее "МОЙ ДАГЕСТАН". Не потому, что он мой по принадлежности, а потому, что мое представление о нем отличается от представления других людей.
Итак, решено. На обложке будет написано: "Мой Дагестан".
Чего только в этой книге нет! Начнёшь читать и зачитываешься: войдёшь в жизнь поэта-ещё ученика младшей школы. Когда он прогулял уроки играя в деньги с такими же прогульщиками ,и незабываемое наказание отца, урок на всю жизнь-не врать никогда! Отец Гамзат Цадаса(Приложение 3) был очень строгим отцом, и часто за проступки наказывал поэта в детстве. Об этом Р.Гамзатов пишет :
«Сын горца, я с детства воспитан не хлипким:
Терпел я упреки, побои сносил.
Отец за проступки мои и ошибки
Не в шутку, бывало, мне уши крутил.
Мне, взрослому, время наносит удары
И уши мне крутит порой докрасна,
Как крутит играющий уши дутара,
Когда, ослабев, зафальшивит струна.»
Перевел Н. Гребнев
Герои книги Расула Гамзатова "Мой Дагестан" - это носители лучших человеческих качеств и моральных черт, воспитанные на самобытных народных традициях, народной педагогикой:
«Родился сын — под подушку положили кинжал. На кинжале надпись: "У отца была рука, в которой я не дрожал, будет ли у тебя такая?"
Родилась девочка, на колыбель повесили колокольчик с надписью: "Будешь сестра семи братьев".
Воздействие примера литературных героев на молодое поколение весьма значительно. Например, раскрывая в книге "Мой Дагестан" образы двух народных поэтов: Гамзата Цадасы и Абуталиба Гафурова Расул Гамзатов освещает разные стороны горского национального характера. Образы этих двух народных поэтов полюбились молодежи именно потому, что они не только в тонкостях знают народные традиции и обычаи, но и разумно сочетают их в своем характере, поступках. Гамзат и Абуталиб выступают подлинными носителями нравственных черт, которые народ хочет видеть в настоящем человеке, человеке чести, справедливости, доброты, уважения к женщине, к старшим.
«Отец говорил:
— Дагестан не пойдет с теми, кто не пошел с Дагестаном.
Абуталиб добавлял:
— Кто сел на чужого коня, тот быстро свалится. Наш кинжал не идет к чужому покрою одежды.»
Огромное место в произведении « Мой Дагестан» занимает Имам Дагестана и Чечни Шамиль .
В конце книги Р.Гамзатов пишет: «У малого народа оказалась большая судьба. Еще пишется повесть о Дагестане. Нет и не будет у нее конца. Счастлив буду я, если в этой золотой и извечной книге окажется хоть одна и мной написанная страница. Я пою свою песню, прими ее, мой Дагестан!
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю,
Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых»
Буквально вчера просматривала передачу, где его дочь Патимат вспоминала отца. Восхитилась тем, каким он был внимательным отцом, как любил своих дочерей. (Приложение 3)Гамзатов воспитывал их на примерах из жизни уважаемых людей пересказывал интересные происшествия, косвенно связанные с каким-то событием из своей жизни. Больше обращал внимание дочерей на судьбы известных женщин, часто рассказывал случаи, связанные со своей мамой. Я читала его проникновенные стихи, которые поэт посветил своим дочерям. Особо понравилось стихотворение, посвященное средней дочери «Патимат средней дочери моей» Дословного перевода с аварского языка я не нашла. Перевела сама.
Патя, средняя дочь, ты не рвись вперёд
Рвушийся вперёд получают по башке
Патя, средняя дочь, ты не отставай
Отставших в стаде баранов чабан палкой бьёт.
Патя, средняя дочь, ты гордо не ходи
Поднятую голову расшибёшь об балку.
Патя, средняя дочь, не согнись перед кем-то
Те кому поклонялись в могиле лежат.
Патя, средняя дочь, где бы ты ни была
Доброту твою замечаю я.
Поэт хотел чтобы дочь была добрее, скромнее, терпимее, ласковее.
Есть обычаи, традиции, которые окрыляют, зовут ввысь, но есть и другие унижающие, оскорбляющие достоинство женщин.
Поэма « Горянка», написанная в 1957 году посвящена женщине гор. В поэме Р.Гамзатов описывает тяжёлую жизнь женщины- горянки,её бесправность он просит прощенья у женщины гор и клянётся защищать её права.
Я на минутку поставила себя на место главной героини, и подумала, как себя повела бы в этой ситуации. По традициям в того времени нельзя было перечить родителям , особенно, когда речь шла о выборе жениха или невесты.
Героиня поэмы Асият по обычаям того времени с колыбели была засватана за Османа. Он был старше её на четырнадцать лет. Нам это кажется кощунством, но в те годы это было нормой жизни, уклада.
«Засватана я
с колыбели, —
Подумала девушка вдруг, —
И свадьба на этой неделе,
О чем узнаю от подруг.
Но разве я в том виновата,
Что, дружбу мужскую храня,
Отец обещал мой когда-то
Отдать за Османа меня?»
Асият ненавидела Османа, у него был очень скверный характер. В этой поэме все отрицательные качества мужчин были собраны в главном герое Османе. Во –первых, он все время грызёт семечки, курит, ведёт праздный образ жизни. Во-вторых, он очень высокомерен, слишком хорошего мнения о себе. В третьих, он не уважает женщин. Главная героиня поэмы ломает стереотипы того времени .Она пошла против тех обычаев, которые существовали тогда. Она осмелилась в день своей свадьбы выйти к гостям и сказать:
«Знатные
гости,
О чем разговаривать тут,
Пусть даже сломают мне кости
И косу мою оторвут,
На свадьбу с Османом согласья
Не дам я во веки веков!»
После того как Асият отвергла Османа он назло всем сжигает все подарки, приподнесённые Асият .Сразу женится на Супайнат и превращает её жизнь в ад.
Асия едет в город и поступает в Пединститут.
Однажды, встретившись у родника, мать Асият Хадижат и Супайнат разговаривали и Осману не понравилось это .Он начал оскорблять дочь Хадижат ,она плюнула ему в лицо сказав при этом:
«Не всякий
тот муж, кого небо
Одарит усищами в срок.
Усата и кошка. Тебе бы
Папаху сменить на платок».
Осман очень оскорбился и решил отомстить Хадижат. Он нападает на Асият и ранит её . Хорошо, что всё заканчивается хорошо. Асият нашла свою любовь ,выучилась на учителя и нашла своё призвание ,мирится с родителями.
«Есть обычаи новые и дедовы
У людей земли моей весенней.
Если б мир обычаям этим следовал,
Стал бы он гораздо совершенней»
А стихотворение «В Ахвахе» оно же основано на горской традиции выбора невестой жениха. В стихотворении описаны традиции селения Ахвах, в котором участником событий был и сам Гамзатов
«Тряхнем-ка
юностью в Ахвахе
И вновь, как там заведено,
Свои забросим мы папахи
К одной из девушек в окно.
И станет
сразу нам понятно,
В кого девчонка влюблена:
Чья шапка вылетит обратно,
К тому девчонка холодна…»
Стихотворение «Песни о Дагестане» которое мы проходили ещё в четвёртом классе, это собрание традиций дагестанских народов, это кодекс чести для дагестанца и дагестанки. В этом стихотворении чётко сказано о том, какой должен быть дагестанец и дагестанка.
ПЕСНИ О ДАГЕСТАНЕ
Трусоватого мужчину
Если встретишь где-нибудь,
Знай, что он — не дагестанец,
Не из Дага держит путь.
Дагестанские мужчины
Мелкой дрожью не дрожат,
Своей доблестью и честью
Больше жизни дорожат!
Их враги, дрожа от страха,
Удирали много раз!
Это знает каждый камень,
Кустик, выросший у нас.
Если девушку ты встретишь,
У которой нет стыда,
Целомудрия и чести
(Так бывает иногда!) —
Знай, она — не дагестанка,
Не из Дага держит путь,
На такую в Дагестане
Даже некому взглянуть!
Наши девушки стыдливы,
Ходят плавно, как луна, —
След в пыли не остается,
И походка не слышна.
Если в дом нагрянут гости,
А хозяева притом
Чешут сонные затылки,
Улыбаются с трудом,
Знай, они — не дагестанцы,
Не из Дага их родня,
В Дагестане жить не станет
Их семейка и полдня!
Пусть придет хоть вся планета —
В очаге у нас огонь,
Никогда не охладеет
Для гостей его ладонь.
Знай же, друг, что это пламя
Выражает существо
Дагестанца, дагестанки,
Дагестана моего!
Заключение:
Расул Гамзатов был и остается крупным самобытным поэтом мирового масштаба. Его награды, достижения,звания можно долго перечислять. В культуре 20 столетия он вошел как звезда большой величины.
Расул Гамзатов в сердцах всех дагестанцев, а также поклонников его поэзии в России и на всей планете, так как идеи и темы его произведении: любовь к Родине, верность дружбе и многие другие всегда были близки и понятны всем людям во всем мире.
Честно и ясно выразился о нем русский поэт Роберт Рождественский:
«Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, путником. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт. Его всегда называют в числе любимых поэтов».
Абуталиб Гафуров – народный поэт Дагестана- сказал о нем так:
От всех народов и племен
Поклон за высоту,
За песенное слово
Звездою в сердце
Ты навеки зажжен,
О, новый человек,
Эпохи новой
Произведения Р.Гамзатова, написанные в духе патриотического и нравственного воспитания, формируют у нас чувства любви к природе, к Отечеству, любви и уважению, любви к родному краю, семье…
Книга «Мой Дагестан» вызывает большой интерес у читателей благодаря этой книге молодое поколение будет соблюдать обычаи и традиции, культуру народов Дагестана, ценить и уважать человеческие достоинства.
В одной работе просто невозможно охватить все стороны многогранной творческой и общественной деятельности выдающегося поэта.
Список литературы:
1. Р.Гамзатов «Горянка» Москва «Детская литература» 1969 г.
2. Р.Гамзатов «Избрання лирика» Москва «Молодая гвардия. 1983 г..
3. Р.Гамзатов «Мой Дагестан» Махачкала.1974 г.
4. Р.Гамзатов «Стихи. Махачкала.1971 г.
5. К.Султанов «Певцы разных народов» Махачкала 1971 г.
6. Статьи из газет «Литературный Дагестан», «Учитель Дагестана»
7. Журнал «Женщина Дагестана»
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.