Заклички. Приговорки
Цели: дать понятие о стихотворных обращениях; прививать интерес к народному эпосу; воспитывать на народном наследии.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
– Что обозначают литературоведческие термины: закличка, приговорка.
Дети высказывают свои мысли и то, что они прочитали в литературе. Читают заклички и приговорки.
Рассказ учителя.
Широкое распространение в детской среде имели заклички и приговорки.
Заклички. Серьезная хозяйственная основа заговоров забылась, осталась забава. И уже появились заклички, где дождику предлагаются совсем неподходящие гостинцы: «Дождик, дождик пуще, я насею гущи, цельну кадушку, сверху лягушку!» Теперь заклички сопровождают уличные игры и используются в затруднительных случаях. Например, попала вода в ухо при купании. Надо попрыгать на одной ножке и прокричать: «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!» Можно и улитку попросить: «Высуни рога – дам пирога!» и к божьей коровке обратиться: «Улети на небо, принеси нам хлеба!» Это, наверное, давнишняя закличка: хлеб – вещь серьезная, черный хлебушко всем дедушко. А все превращается в шутку, игру: «Там твои детки кушают конфетки!»
После крещения Руси образы старых богов и во взрослом, и в детском фольклоре постепенно начали заменяться образами христианства: « Дождик, дождик, перестань, я поеду на Арестань (или Астрахань, или во Рязань) Богу молиться, Христу поклониться…» (правильно: Я поеду в Иордань» – в реке Иордан принял крещение Иисус Христос).
Закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнце, дождь и пр.), приговорками – обращения к животным.
Заклички восходят к древнейшим обрядам. Но уже в начале ХIХ века они не имели календарной приуроченности. Закличка превратилась в песенки, которыми забавлялись дети по какому-либо случаю ( как, например, обращение к дождику).
Заклички привлекали внимание многих собирателей. В 1885 году И. П. Хрущев сделал ряд ценных теоретических замечаний: он в результате сравнительного анализа пришел к выводу, что в закличках сохранился древний языческий извод заклинания: « отворяет ворота ключиком-замочком, золотым платочком. Это хорошо известный по заговорам обряд девицы-зари с ключами от росы и облаков».
Ученый Кайнов позже рисует такую картину: «Оказывается, в репертуаре детей – и городских и деревенских – живут по традиции многочисленные заклички – короткие поэтические обращения к солнцу и дождю». Наблюдения показывают, что бытование и сохранность текстов зависят от местных традиций. В одних районах они почти не применяются, в других – сохраняются, в третьих – бытуют в своей древней форме.
Следует отметить, что ни по своей поэтике, ни по содержанию, ни по назначению заклички ничем существенным не отличаются от песенок-перегудок. Из древних магических заклинаний они превратились в « забавные детские песенки».
Дети, растущие в деревне, неизбежно вступают в контакт с многообразной фауной. Уже в потешках и прибаутках няни и матери знакомят младенцев с повадками и голосами птиц и животных. Если дети начинают самостоятельно передвигаться, их внимание привлекают хищные птицы (гроза цыплят – коршун), певчие птицы (жаворонок, перепел и т. д.), ярко окрашенные насекомые (божьи коровки, бабочки, разные жучки, паучки), дети ищут средства общения с ними. Этой цели служат приговорки. Их трудно отличить от закличек и по форме, и по содержанию.
Бабочку трудно поймать. Дети обращаются к ней с приговоркой: «Бабочка, бабочка, сядь на лавочку, дам булавочку».
Детям поручали охранять цыплят, утят, гусят. Чуть зазевайся и коршун унесет цыпленка. Поэтому, только появится коршун в небе, дети бегут и, что есть мочи, кричат: «Коршун, коршун, колесом, твои дети за лесом в огне горят, тебя ждут, не дождутся!»
Иногда обращения к птицам строится на звукоподражании. Поет малиновка. Дети прислушиваются и кричат: « Бросай сани. Бросай сани, возьми воз…» Закричат перепела, и ребята вторят им: «Миколай (любое имя) под поветь, под поветь».
Некоторые приговорки носят социальный смысл, правдиво отображают жизнь. Бичом земледельца был в старину барин-охотник. Дети брали в руку ромашку (в цветке которой, напоминающем стрижку попа, прячутся муравьи) и приговаривали:
Поп, поп,
Выпусти собак:
Баре едут,
Озимь топчут.
Иногда в приговорках звучал протест против угнетателей, призыв к сопротивлению:
Поп, поп.
Выпусти собак
На боярский двор,
На дворянских ребят.
Указание на бояр говорит о древности текста.
Но были произведения, созданные в том же поэтическом ключе, но не имевшие никакой связи с магией слова. Дети увидят на улице маленького неуклюжего теленка, то смеются над ним следующими стишками:
Телеш, телеш,
Куда бредешь?
В лес волков есть.
– Смотри, телеш,
Тебя переж.
Не имеют связи с заклинаниями все звукоподражательные приговорки. В основе же обращений к мышке, кукушке и другим, безусловно, лежат различные поверья.
Судьба приговорок неодинакова. Одни исчезают, другие сокращаются или, наоборот, усложняются, приобретают сатирическую окраску и переходят в жанр перегудок.
Приговорки в наше время повсеместно доставляют радость детям. Применяют их дети дошкольного и школьного возраста.
Рефлексия.
– Какое распространение в детской среде имеют заклички и приговорки?
– Какие обращения детей принято называть закличками?
– Почему заклички привлекали многих ученых?
– От каких традиций зависят тексты закличек?
– Какое значение приобрели заклички, утратив магическое, религиозное значение?
– К каким явлениям природы заклички единичны?
– Какой смысл несут некоторые приговорки?
– Что лежит в основе обращений к мышке, кукушке и т. д.
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Как вы понимаете такой литературоведческий термин – ритм. (Часто встречается в считалках, в дразнилках, в закличках и т. д.)
Учитель. Ритм (гр. rhytmos – соразмерность) – систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи: чередование долгих и коротких слогов в античном стихосложении, чередование ударных и безударных слогов в силлабо-тоническом стихосложении, чередование ударных слогов (вне зависимости от количества ударных) в тоническом стихосложении и т. п. Такое чередование придает стихотворной речи в отличие от всякой другой размеренность, особую ее организованность и является одним из отличительных признаков стихотворной речи.
Возникновение стихотворной ритмической речи связано с трудовыми процессами, работой человека в самом раннем периоде его развития. Известно, что ритмичность, мерность движения облегчает и организует работу. Повторные восклицания, сопровождавшие коллективный труд людей, складывались в рабочие песенки, напоминавшие по своему характеру нашу старинную трудовую песню «Эй, ухнем», которую пели бурлаки. Рабочие, забивающие сваи, грузчики при перевалке больших тяжестей и т. п.:
Запевала. Да вы, ребята, бери дружно!
Тащить сваюшку нам нужно.
Хор. Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет,
Идет, идет, идет-идет, идет-идет!
Запевала. Да вы, ребята, не робейте!
Свою силу не жалейте!
Хор. Эх, дубинушка, ухнем!
И т. д.
Первоначально слова такой рабочей ритмичной песни были неотделимы от ее напева и жестов, вместе с которыми они и возникали во время трудовых процессов. Впоследствии такие песни исполнялись уже не во время работы, а на народных праздниках в сопровождении жестов, изображающих трудовой процесс; из этих жестов постепенно возникала мимическая сцена-танец. С течением времени слова и мелодия, слитые в песню, отделились от трудового жеста и от танца. Сохранив свою ритмичность, они приобрели самостоятельное существование в ритмичной речи, из которой развился стих как мерная, ритмическая речь.
Домашнее задание. Найдите в художественной литературе стихотворную ритмическую речь. Докажите ее ритмичность. Где бы вы могли в современной жизни употребить такую стихотворную речь?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.