Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации
В Российской Федерации система органов государственной власти и управления основана на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Особое место в системе разделения властей занимает Президент Российской Федерации, который не входит непосредственно ни в одну из этих ветвей власти. Президент Российской Федерации обладает особым статусом главы государства в системе государственных властей, органов власти и управления. Это не означает, что Президент Российской Федерации стоит над другими ветвями власти. Между ними нет отношений субординации, между ними существует система сдержек и противовесов. Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом обязательно должна быть альтернативность выборов, т.е. как минимум два кандидата должны участвовать в выборах на должность Президента Российской Федерации. Таким образом, Президент Российской Федерации получает свои полномочия непосредственно от народа.
Срок полномочий Президента Российской Федерации составляет 4 года. Одно и тоже лицо не может занимать пост главы государства более двух раз подряд. К кандидату в Президенты Российской Федерации предъявляются следующие требования:
· Кандидатом может быть только гражданин Российской Федерации;
· Не моложе 35 лет, т.к. кандидат в Президенты РФ должен иметь жизненный опыт;
· Кандидат в Президенты РФ должен проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (ценз оседлости).
Резиденцией Президента Российской Федерации является г. Москва, Кремль.
Полномочия Президента Российской Федерации можно разделить на две группы: полномочия, принадлежащие ему как главе государства, и иные полномочия.
Обладая статусом главы государства, Президент Российской Федерации выполняет особые функции:
§ является гарантом Конституции Российской Федерации;
§ является гарантом прав и свобод человека и гражданина;
§ принимает меры по охране суверенитета России, её независимости и государственной целостности;
§ обеспечивает взаимодействие органов государственной власти и управления.
Иные полномочия Президента Российской Федерации можно разделить на несколько групп:
1) полномочия, связанные с формированием и развитием органов государственной власти и управления:
а) в отношении законодательной власти:
- Президент Российской Федерации назначает выборы Государственной Думы Российской Федерации;
- вправе распустить Государственную Думу РФ в порядке, предусмотренном в Конституции РФ, т.е. в 3 случаях:
1. после трёхкратного отклонения Государственной Думой РФ кандидатов на должность Председателя Правительства Российской Федерации;
2.после двухкратного выражения недоверия Правительству Государственной Думы РФ в течение 3 месяцев;
3.после однократного отказа в доверии Правительству Государственной Думой (отказ в доверии отличается от выражения недоверия тем, что он инициируется самим Правительством РФ).
- В отношении Совета Федерации Президент Российской Федерации правом роспуска не обладает.
б) полномочия в отношении исполнительной власти:
- Президент РФ предлагает кандидата на должность Председателя Правительства РФ, который должен быть утверждён Государственной Думой РФ.
- Президент РФ назначает заместителей Председателя и Федеральных министров по предложению Председателя Правительства РФ. При этом согласования с Государственной Думой РФ не требуется.
- Президент РФ может отправить Правительство РФ в отставку (по своей инициативе представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Центробанка Российской Федерации).
в) по формированию и развитию органов судебной власти:
- Президент РФ предлагает Совету Федерации РФ кандидатов на должности судей высших судебных инстанций, а также Генерального Прокурора РФ.
2) полномочия, связанные с осуществлением исполнительной власти.
Хотя, формально, Президент РФ прямо не назван главой исполнительной власти, однако, анализ полномочий Президента Российской Федерации в этой области, позволяет сделать вывод, что, фактически, его можно рассматривать как главу исполнительной власти. В частности, Президент РФ может активно влиять на деятельность Правительства РФ, например, решать вопрос по составу правительства.
1) полномочия в законодательном процессе.
Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, в том числе, и в отношении внесения поправок в Конституцию РФ; подписывает и -обнародует Федеральные законы; обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием Российской Федерации.
2) полномочия во внешней политике и в военной области:
- Президент РФ определяет основные направления внешней политики, ведёт переговоры на уровне глав государств;
- утверждает военную доктрину РФ;
- подписывает международные договоры;
- является Верховным Главнокомандующим вооружёнными силами РФ;
- назначает и освобождает высшее военное командование;
- может вводить на территории Российской Федерации военное или чрезвычайное положение;
- назначает референдум в Российской Федерации;
- осуществляет правотворческую деятельность, издаёт указы и распоряжения.
Для обеспечения выполнения этих полномочий Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ, во главе которой стоит Руководитель Администрации. Администрация не является органом государственной власти и управления, а только создаёт условия для деятельности Президента Российской Федерации.
Для усиления контроля Президента РФ за деятельностью исполнительной власти учреждён социальный институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Разделение Российской Федерации на Федеральные округа, назначение полномочных представителей (полпредов) Федеральных округов способствует упорядочению деятельности органов государственной власти и управления на местах.
В целях согласованного функционирования органов власти и управления в 2000 г. был образован Государственный Совет Российской Федерации. Это совещательный орган при Президенте РФ по вопросам функционирования органов государственной власти и управления. Заседания Государственного Совета проводятся не реже одного раза в месяц.
В случае невозможности исполнения Президентом РФ своих обязанностей, его полномочия, по Конституции РФ, исполняет Председатель Правительства РФ.
Федеральное Собрание Российской Федерации, согласно Конституции РФ, является парламентом РФ – представительным, законодательным и постоянно действующим органом государственной власти и управления Российской Федерации.
Федеральное Собрание РФ можно характеризовать следующим образом:
1) является представительным органом, так как представляет политическую волю народа (Государственная Дума Федерального Собрания РФ формируется путём выборов);
2) является законодательным органом, так как ни один закон в Российской Федерации не может быть принят без его участия;
3) является постоянно действующим органом.
Федеральное Собрание Российской Федерации является двухпалатным органом, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы.
Государственная Дума РФ представляет интересы всего населения Российской Федерации в целом и условно именуется «нижней палатой».
Совет Федерации состоит из членов, выражающих интересы субъектов РФ. Тем не менее, решения Совета Федерации РФ адресуются населению Российской Федерации в целом. Совет Федерации условно именуется «верхней палатой».
Каждая из палат Федерального Собрания РФ самостоятельно решает вопросы, отнесённые к её компетенции.
Палаты Федерального Собрания РФ формируются и развиваются следующим образом.
1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации формируется и развивается на паритетной основе из представителей субъектов РФ. Каждый из субъектов Федерации представлен в Совете Федерации РФ2 членами.
2. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на 4 года. Для того, чтобы федеральный список прошёл в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, он должен получить не менее 5 % голосов избирателей.
Палаты Федерального Собрания Российской Федерации заседают раздельно. Совместные заседания возможны в отдельных случаях, например, для заслушивания ежегодного послания Президента Российской Федерации.
Депутаты обладают особым статусом неприкосновенности, за исключением снятия с того или иного депутата этого особого статуса, в случае привлечения к ответственности.
Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации можно разделить на две группы: полномочия в области законодательного процесса; иные полномочия.
Правительство Российской Федерации является исполнительным органом государственной власти и управления, направляет и контролирует работу отраслевых министерств и ведомств. Состав Правительства РФ включает в себя Председателя, заместителей Председателя, министров, руководителей федеральных исполнительных органов власти и управления. Срок полномочий Правительства Российской Федерации связан с выборами Президента РФ, т.е., в идеале, 4 года. Однако, Президент РФ вправе переназначать главу Правительства РФ. В этом случае Правительство РФ уходит в отставку и после назначения нового главы Правительства РФ и его утверждения в парламенте, происходит формирование и развитие нового кабинета министров.
Судебные органы Российской Федерации
Судебная власть выполняет следующие функции:
· Осуществление правосудия;
· Судебный контроль за законностью применения мер процессуального принуждения;
· Толкование норм права, имеющих общеобязательный характер.
Судебная система Российской Федерации включает в себя следующие элементы:
Ø Суды общей юрисдикции (такие суды вправе рассматривать уголовные, административные, гражданские дела). К ним относятся: Верховный Суд Российской Федерации, Верховные Суды республик в составе Российской Федерации, высшие суды других субъектов Российской Федерации; районные суды; городские суды; арбитражные суды; мировые суды. Кроме того, в систему общих судов входят военные суды, возглавляемые Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.
Ø Специальные суды: Конституционный суд Российской Федерации; Уставные суды субъектов Российской Федерации; Арбитражные и Мировые суды Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ø
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.