Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание, 1-2 законы Г. Менделя

  • docx
  • 24.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10 класс урок генетика.docx

10 класс  биология

Урок

Тема урока:  «Закономерности наследования признаков.  Моногибридное скрещивание, 1-2 законы Г.Менделя»

Цели:

Образовательные: сформировать представления о понятиях генетика, наследственность, генотип, фенотип, изменчивость. Познакомить с опытами Менделя.

Развивающие: развивать навыки: логические – навыки структурировать, выделять главное, сопоставлять, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; организационные – навыки работы с текстом; коммуникативные – навыки общаться, выслушивать и отстаивать свою точку зрения; оценочные – навыки рефлексии, анализа своей работы. Развивать специальные навыки: навыки характеризовать генотип и фенотип организмов, приводить примеры основных методов генетики, анализировать результаты гибридологического метода исследования.

Воспитательные: продолжить воспитание научного мировоззрения; эстетическое направление воспитания, прививать любовь к природе как к объекту науки; развивать работоспособность, профилактика утомления.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный  момент.

Постановка цели и задач урока.

На доске : Увлечение может прославить человека и стать главным делом его жизни.

-Почему Г. Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследования, хотя

до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

-Наука о наследственности и изменчивости начинает свою подлинную историю с открытия Грегора Менделя. В 1865 году вышла в свет его работа «Опыты над растительными гибридами», в которой изложены закономерности наследования, открытые им в результате многолетних исследований на различных сортах гороха. К сожалению, его работы не были поняты и по достоинству оценены его современниками. Только через 35 лет открытые Менделем закономерности были переоткрыты заново(1900 год) Г. де Фризом, К. Корренсом и Э. Чермаком и начался бурный период развития науки о наследственности и изменчивости, которую с 1907 года стали называть генетикой.

Генетика - наука , изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.(Запись в тетради).                                                                                Генетика по праву может считаться одной из самых важных областей биологии. На протяжении тысячелетий человек пользовался генетическими методами для улучшения домашних животных и возделываемых растений, не имея представления о механизмах, лежащих в основе этих методов. Судя по разнообразным археологическим данным, уже 6000 лет назад люди понимали, что некоторые физические признаки могут передаваться от одного поколения к другому.                                                                                                                                         Отбирая определённые организмы из природных популяций, и скрещивая их между собой, человек создавал улучшенные сорта растений и породы животных, обладающих нужными ему свойствами.

Сообщение учащегося о жизни и научной деятельности Г. Менделя.

Грегор Мендель родился в крестьянской семье в Чешской Моравии в 1822 году. В1843 году он поступил в Монастырь августинцев в городе Брио, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853 году вернулся в монастырь. Такой выбор предметов несомненно оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856 года.                                                                   Рассказ учителя.                                                                                                                   Успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов - гороха огородного. Мендель удостоверился, что по сравнению с другими этот вид обладает следующими преимуществами:

·         имеется много сортов, чётко разделяющихся по ряду признаков;

·         растения легко выращивать, имеют короткий период развития;

·         горох- самоопыляющееся растение, его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков других растений;

·         возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды, полученные от искусственного скрещивания разных сортов плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях;

·         имеет многочисленное потомство.

Из 34 сортов гороха Мендель выбрал 22 сорта, обладающих чётко выраженными различиями по ряду признаков, и использовал их в своих опытах по скрещиванию. Менделя интересовали 7 главных признаков:

Признаки гороха, используемые при гибридизации

 Высота стебля             Поверхность семян               Окраска семян              Форма плодов

                Окраска плодов                  Расположение цветов          Окраска цветков

Объяснение учителя. Скрещивание двух организмов называется гибридизацией; потомство от скрещивания двух особей с различной наследственностью называют гибридным; отдельную особь- гибридом.

Моногибридным называется скрещивание двух организмов, отличающихся по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков.

Проведём скрещивание семян гороха по цвету. Для этого возьмём родительские организмы, отличающиеся наследственными задатками. Женская особь имеет гены, отвечающие за жёлтую окраску семян. Мужская особь имеет гены, отвечающие за зелёную окраску семян. В результате скрещивания образуются гаметы А и а, и в первом поколении все горошины будут жёлтого цвета.

Следовательно, у гибрида первого поколения из каждой пары альтернативных признаков проявляется только один. Второй признак как бы исчезает, не развивается. Преобладание проявляющийся у гибрида первого поколения и подавляющий развитие другого признака, был назван доминантным (от лат. dominantus- господствующий); противоположный, т.е. подавляемый признак-рецессивным (от лат.recessus- отступление, удаление). Доминантные гены обозначаются «А», «В», «С». Рецессивные гены- «а», «b», «с».На основании этих данных.                                                                                                                       Мендель сформулировал правило единообразия гибридов первого поколения: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.                                                                                                                    Символы, используемые при составлении схем скрещивания.                                            Р- перента. Родители                                                                                                                                       F- филис. Дети. Гибридное потомство.                                                                                          F1-гибриды первого поколения.                                                                                                    F2-гибриды второго поколения.                                                                                                       G-гаметы. А и В- доминантные гены, отвечающие за доминантные признаки(за жёлтую окраску и гладкую поверхность семян).                                                                                               а, b- рецессивные гены, отвечающие за развитие рецессивных признаков(за зелёную окраску и морщинистую поверхность семян).                                                                                                  А,а- аллельные гены, определяющие конкретный признак.                                                                 В,b- аллельные гены, определяющие другой признак.                                                                        АА, ВВ- доминантные гомозиготы.                                                                                                      аа, bb- рецессивные гомозиготы.                                                                                                         Аа- гетерозигота.                                                                                                                                     x- скрещивание.                                                                                                                                о - символ, обозначающий женский пол особи(символ Венеры- зеркальце с ручкой).                   о - символ, обозначающий мужской пол особи(символ Марса- копьё и щит).

 

Изобразим I закон Г. Менделя при помощи генетических схем.

Дано:

А-ген желтой окраски            Р о АА     х     о аа

а –ген зеленой окраски          G  А  А             а     а

АА                                               

аа                                              F   Аа  Аа        Аа      Аа

 

 


F1-?                                               Ответ: F1- 100% желтых семян.

                                                                                                                                                          Из семян, полученных в F1 , Мендель вырастил растения гороха и снова скрестил их между собой. У растений второго поколения F2 большинство горошин были жёлтого цвета, но встречались и зелёные горошины. Всего Мендель получил 6022 жёлтые горошины и 2001 зелёную горошину. Легко сосчитать, что 3\4 гибридных семян имели жёлтую окраску и 1\4 зелёную. Опыты с другими признаками подтвердили эти результаты, и Мендель сформулировал правило расщепления: при скрещивании гибридов первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и, снова появляются особи с рецессивными признаками                                                                                                                  .Закон чистоты гамет. В клетках гибридов F1 , хотя они и имеют только жёлтые горошины, обязательно должны присутствовать оба «элемента» (жёлтого и зелёного цветов), иначе у гибридов F2 не могут возникнуть горошины зелёного цвета.Связь между поколениями обеспечивается через половые клетки- гаметы. Каждая гамета получает только один « элемент наследственности»(ген)-жёлтый или зелёный.Эту гипотезу Менделя о том, что при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов, называют законом чистоты гамет.                                                                        Учащиеся записывают схему II закона Г.Менделя при помощи генетической схемы.

Дано                                               Р о Аа    х  о Аа

А – ген желтой окраски

А – ген зеленой окраски             G    А   а            А    а

FF1                                            

 F2-?                                               F2    1  АА      :     2Аа  Аа       :      1 аа      по генотипу

                                                                     3  : 1 по фенотипу                                                       

         

 

 

 

III.Закрепление

Решение задачи на моногибридное скрещивание.(Решают задачи по карточкам)

Решая любую задачу по генетике, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

а) Прочитать условие задачи от начала до конца.

б) Перевести данные задачи в генетические символы.

в) Записать условие задачи в краткой форме.

г) Осуществить решение, опираясь на соответствующую закономерность.

д) Прочитать условие задачи ещё раз и сверить с решением, то ли найдено.

е) Написать ответ в согласии с условием задачи.

IV.Рефлексия.

·         что нового ты сегодня узнал(а)_____________

·         что было трудно понять_______________

·         как будешь использовать эти знания____________

IV.Домашнее задание

Изучить конспект, составить и решить задачи на I и II законы Г.Менделя.