Законы постановки хореографических номеров.
Что такое постановка танца? Это очень сложный процесс, требующий от хореографа опыт, музыкальность и навык. Для создать яркого и интересного танца, необходимо владеть художественным мышлением, уметь выразить свою идею языком движения, импровизировать, художественно мыслить.
Для создания танцевального произведения, хореографу необходимо умение пользоваться законами композиции (постановки танца) и правильно применить их – один из самых трудных, сложных этапов в творчестве балетмейстера. Ведь ни один танец не может строиться по какому-то стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую форму воплощения. От изобретательности, опыта и мастерства хореографа, от его знания непреложных законов зависит качество танцевального сочинения.
К числу основных законов композиции танца могут быть отнесены: *Закон единства драматургического и хореографического содержания; *закон единства музыкального и танцевального содержания; *закон целостности танцевальной композиции,*закон актуальности,*закон контраста,* закон новизны,* закон зрительского восприятия.
Законы постановки хореографического номера. К основным законам композиции танца относятся: 1.Закон единства драматургического и хореографического содержания. 2.Закон единства музыкального и танцевального содержания. 3.Закон целостности танцевальной композиции. 4.Закон актуальности. 5.Закон контраста. 6.Закон новизны (новаторство) 7.Закон зрительского восприятия
1.Закон единства драматургического и хореографического содержания. Композиции, драматургическая основа выстроены так, чтобы соответствовать хореографическому воплощению, надолго сохраняются в памяти зрителей, так как вызывают у зрителя интерес к сквозному развитию действия. Действие закона единства драматургического и хореографического содержания распространяется на все виды и формы композиции танца, начиная от отдельных сценических танцев, заканчивая многоактными балетами спектаклями. Из этого закона следует, что приступая к созданию хореографического произведения, постановщик раньше всего создает его будущую содержательную основу. Практика сочинения танцевальных композиций убеждает, что интерес у зрителя вызывают именно танцевальный композиции, в основу которых положена содержательная драматургия и номер решается эмоционально-образным хореографическим языком. 2.Закон единства музыкального и танцевального содержания. Этот закон неразрывно связывает танец и музыку. В идеале музыка должна создаваться под конкретную идею постановщика. Но чаще хореограф вынужден искать уже готовую музыку, компоновать (компилировать) музыкальный текст в соответствии со своим замыслом. Бывает и наоборот, хореограф услышал музыку, которая вызвала у него зрительный образ танца, и он создает композицию танца на эту музыку. В любом случае музыка диктует эмоционально - образный видеоряд танца, его темп, его ритм. Неудачное соотношение танцевальных движений с музыкальным материалом разрушает танцевальную композицию. Соответствие движений, поз, танцевальных групп, рисунков движений и т.д. особенностям музыкального произведения порождает целостность восприятия танцевальной композиции. Нужно помнить о равновесии слухового и зрительного восприятия. Образ слышимый должен соответствовать образу видимому.
3.Закон целостности танцевальной композиции. Благодаря ему, мы воспринимаем произведение хореографического искусства как единое целое, ограниченное пространством и временем. Соответственно, закон целостности требует соблюдения определенных условий: - ни одно движение, ни одна фигура, ни один исполнитель не может быть сокращен без ущерба для целого. - части композиции, отдельные движения и фигуры не могут меняться местами без ущерба для содержания. - ни один новый элемент танцевальной композиции не может быть присоединен к завершенному целому. Таким образом, целое предполагает соразмерность частей и элементов в танце.
4.Закон актуальности Основой этого закона является создание образа танца или образа в танце, который созвучен зрителям - современникам. Каждая эпоха предъявляла свои требования к созданию танцевальной композиции. То, что было интересно вчера, может быть неуместным, уйти в небытие. Время, в котором живет зритель, диктует развитие сценического действия, конфликтов, столкновение характеров.
Закон актуальности (или жизненности) характеризуется следующими основными чертами: - движения, фигуры, рисунки и костюмы должны быть типичными для изображаемой эпохи 5.Закон контраста необходимо добиться новизны танцевальной композиции - жизненность и эмоционально - художественная наполненность композиции. Контрасты являются движущей силой танцевальной композиции определяют ее выразительность. Существенную роль в композиции танца играют контрасты плоскостного и объемного построения рисунков танца, контрасты движений танца, контрасты динамики, контрасты образов и т. д. Значение контрастов как сочетание противоположного в зрительском восприятии очень велико. Нередко даже неожиданная остановка после быстрого вращательного движения, вызывает бурю аплодисментов.
6.Закон новизны (новаторство). При сочинении хореографической композиции всякий раз происходит эстетическое развитие и познание мира. Балетмейстер передаёт своё собственное эмоциональное ощущение, своё видение окружающей действительности, через хореографические образы. Новизна раскрытия темы, художественных средств, композиционного решения, есть необходимое условие жизненности, оригинальности авторства хореографического номера. И пытаться в полной мере раскрыть свои возможности творческого поиска новой единичной трактовки неповторимого хореографического образа.
7. Закон зрительского восприятия. Учёт зрительского восприятия важен. Ведь именно зритель в конечном итоге оценивает насколько удачно или неудачным оказалось композиционное решение видимого им танца, именно на зрителя балетмейстер и композитор создают свою танцевальную композицию. При сочинении нужно представлять себя в зрительном зале. Видеть сцену и слушать звук. Воспитывать взгляд со стороны на себя же.
Основываясь на вышеизложенные определения понятий «закон», «хореографическая драматургия», мы можем определить следующее: законы постановки хореографического номера – это заданность, сложившаяся в процессе существования драматургии, ее связей и отношений с окружающим миром, однако природа этих законов имеет двойственную природу, основу которой составляет индивидуальность автора-сочинителя и восприятие произведения зрителей. Таким образом, законы драматургии это устойчивое ожидаемое явление, что позволяет определять законы хореографической драматургии применимыми ко всем жанрам и видам хореографического искусства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.