Сегодня на нашем уроке присутствуют директор школы Артемова Т.С. и завуч Матасова Е.В. Посмотрите друг на другу, улыбнитесь, а теперь глазки на меня, подарите улыбку мне. Я желаю вам всем удачи. Садитесь.
- Ребята, отступите от последней записи 2 строчки, запишите в тетради число и классную работу
Двадцать первое ноября.
Классная работа.
Сегодняшний урок хочется начать с пословицы.
«Знания собирается по капле.»
– Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу).
- Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? (Вагончики, на них изображена приставка, корень, суффикс, окончание, основа).
- Вы работали с этими темами на прошлых уроках, собирали по капле знания одной большой темы. Как она называется? (Состав слова).
- Всё ли у вас получается или бывают ошибки, затруднения? (Бывают затруднения).
- Что надо делать, чтобы преодолеть затруднения? (Тренироваться, закреплять).
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Закрепление знаний о составе слова».) !!!!!!!
- Для чего надо повторять, какую цель перед собой поставим?!!!!!!!
( Когда мы повторяем, то выясняем, все ли понятно и над чем еще надо поработать).(Закрепить. Повторить, выяснить где у нас затруднения)
- А повторять мы будем, отправившись в путешествие в город Здоровья.
1.- Первая улица в городе Здоровья «Спортивная». –
Давайте посмотрим, все ли слова поселились в своих домиках.
спортсмен, футбол, спортивный, спорт.
- Что можете сказать о жильцах этого домика? (Слово «футбол» лишнее).
- Почему это слово должно жить в другом домике? (Не однокоренное, не родственное).
- Какие слова называют однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению).
- Что такое корень слова? (Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.) Платон
- Какое слово еще может быть лишним по другому признаку? (Спортивный – прилагательное, остальные – им.сущ.).
- Запишите в тетрадях однокоренные слова и выделите корень.
- Какой корень выделили (Спорт).
- С какими частями слова вы уже познакомились? (с корнем) Платон
- Что такое корень, кто мне даст определение?
- Какая часть слова нам ещё знакома? (Окончание) Камила
- Давайте вспомним, что такое окончание?
- А ещё какая часть слова нам известна? (приставка) Выхристюк
Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Окончание – изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
(Я прикрепляю на доске названия этих частей).
- Как вы думаете, а все ли части слова мы изучили? (Нет)
- Так чем же мы с вами будем заниматься сегодня? (Знакомиться с новой частью слова)
- Сегодня мы продолжим с вами увлекательное путешествие по стране Морфемике. Но на пути у нас возникли горы. Да не простые, а волшебные. И название у них удивительное. А какое, вы узнаете, разгадав кроссворд.
- Какое слово получилось? (Суффикс) Прикрепляю табличку на карту.
Значит какая тема нашего урока? (суффикс)
Какую цель себе поставим?
(- узнать, что такое суффикс, какие бывают суффиксы? Где стоят? И для чего служат? )
- Суффиксов в русском языке огромное количество.
-Давайте познакомимся с некоторыми из них.
- В горах живут сказочные герои гномики, они сегодня будут нашими помощниками.
- Слово суффикс образовано от латинского слова «суффиксус» что значит «подставленный»! Его подставляют к слову после корня, чтобы получить новые слова, и придать им новое значение.
- Давайте и мы с вами попробуем, образовать новые слова.
- Запишем первое слово гном, а если он совсем маленький? (гномик)
- Как называются эти слова? (однокоренные)
- Назовите корень. Суффикс. (гном)
- Что мы образовали с помощью суффикса ик-? (новое слово)
А где стоит суффикс? ( после корня)
Шапка и горы, что общего?
(форма)
А какая форма? (треугольная)
Вот так и суффиксы выделяются уголком. - Выделите, пожалуйста, суффикс в слове гномик.
ДАЮ ШАПКУ ДЕТЯМ
Посмотрите, какой суффикс нарисован на нашей шляпе? (ик)
Давайте при помощи него превратим слова, в названия маленьких предметов.
Колпак волшебный, кто получает, тот и слово называет с суффиксом. ИК
(ДОМ –домик, МЯЧ – мячик, КЛЮЧ- ключик, КАРАНДАШ – карандашик, КУСТ – кустик, СТОЛ –столик, НОС –носик, САМОЛЕТ -самолетик).
Какое значение придал нашим словам суффикс ик? (уменьшительное)
Для чего он служит? ( для образования новых слов)
Суффикс (чик) Выхристюк Артем +правило
- Живет в в горах Суффиксов, суффикс чик- . Он ласковый и добрый, и все слова к которым он подходит, сразу же превращаются в ласковых и добрых, как и сам суффикс.
Перед вами слова: трамвай стакан, лимон. Превратите их с помощью суффикса чик. В добрых и ласковых. Запишите, выделите суффикс.
А какое значение вносит суффикс чик в слово? (уменьшительно-ласкательное значение)
(Трамвайчик, стаканчик, лимончик)
Что мы уже узнали о суффиксе: (Проверка + учебник)
1) Суффикс это часть слова или маленькое слово? (часть слова)
2) Где стоит суффикс в слове? (после корня)
3) Суффикс служит для образования новых слов? (да)
Давайте попробуем сформулировать правило.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Давайте посмотрим в учебнике это правило и проверим себя на стр. : 89
Суффикс (ищ) Фатуллаева Камила + правило
- Каждый гном мечтает вырасти и стать большим, как великаны. А мы поможет сейчас им превратить слова в большие предметы. Я называю слово, а вы при помощи суффикса образуете новое : рука, нога, глаз, дом, хвост, нос. (ручища, ножище, глазище, домище, хвостище, носище)
Физминутка.
-Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.
-Лес, дом, домище, город, дождик, внук, носик, арбузище, столик, двор, дворик.
Учебник : стр. 89 упр. 165. ( 1 у доски+ потом работа в парах)
Дом — домик — домище. ( у доски)
Новичков, 2 столбика оставшихся в парах.
Звезда — звёздочка — звёздный.
Школа — школьник — школьница.
Самостоятельно, обменялись тетрадями
1. Прочитай. Спиши, вставляя суффиксы –ник-, -ик-, -ушк-,
-к-, -ёк-, выдели их.
Посадил садов… дикую яблоньку в сад…е при школе. На другой год он срезал всю верх…у у дерева. Остался только пен… . В трещину пенька садовник воткнул молодой побег от хорошей яблони. Обвязал он рану тряп…ой, обставил пен… кольями. И такая-то славная удалась яблонь…а!
2. Запиши данные слова без суффиксов. Выдели суффиксы. (один за доской)
Стаканчик - … , дворик - … , ветерок - … , старость - … , карасик - … , ленив - … , холодок - … , молодость - … .
+ задания если есть время
Выполняем тест. Даю вам 2 минутки. Проверяем. (проговаривают правильные ответы) ( за 5 минут!!)
Тест по теме: «Суффикс»
Суффикс – это
О – часть речи,
М – часть слова.
Суффикс служит
М – для связи слов в предложении,
О – для образования новых слов.
Суффикс стоит
О – перед корнем,
Л – после корня.
Суффикс – это
О – изменяемая часть слова,
М – неизменяемая часть слова.
Чтобы найти суффикс в слове надо:
О – изменить форму слова,
Д – подобрать однокоренные слова.
В каких из этих слов есть суффикс:
О – книга,
Е – книжный,
Ц – книжечка.
- Какое слово у вас получилось? (молодец)
1.Сегодня мы с вами изучили новую тему. «Что такое суффикс?»
2.Какую цель мы с вами поставили в начале урока? (- узнать, что такое суффикс, какие бывают суффиксы? Где стоят? И для чего служат? )
3.Мы её достигли?
4. Что мы узнали о суффиксе? Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Гномики вам подарили по сердечку, нарисуйте улыбающий смайлик на сердечке, если на уроке вы работали, было вам всё понятно
Грустный смайлик, если вы не отвечали на уроке и материал был вам не понятен.
Поднимите сердечки!
Оценки за урок:
Д\з: Стр.: 90 упр. 166, стр. 89 правило наизусть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.