Замещающая семья как социально педагогическая проблема
Оценка 5

Замещающая семья как социально педагогическая проблема

Оценка 5
docx
15.10.2024
Замещающая семья как социально педагогическая проблема
статья 4 курс.docx

Замещающих семьях как социально-педагогическая проблема

Калинина Валентина Григорьевна

Студент, Амурский государственный университет

Россия. г. Благовещенск

substitute families as a socio-pedagogical problem

Valentina Kalinina

Student, Amur State University,

Russia, Blagoveshchensk

АННОТАЦИЯ

Объект исследования – замещающая семья.

Предмет исследования – воспитание детей в замещающих семьях как социально-педагогическая проблема.

Цель работы – исследование проблем воспитания детей в замещающих семьях.

 

ANNOTATION

The object of the study is a substitute family. The subject of the study is the upbringing of children in substitute families as a socio-pedagogical problem. The purpose of the work is to study the problems of raising children in substitute families

Ключевые слова: дети в замещающих семьях, адаптация, семья, воспитание.

Key words: children in substitute families  , adaptation, family, education

Профессиональная квалифицированная помощь замещающим семьям особенно важна на начальном этапе, когда приемный ребенок входит в новую семью. Этот период является критическим для успешной адаптации как родителей, так и ребенка, а также для осознания родителями своей роли. Важно, чтобы родители понимали, что они не только обеспечивают физическую безопасность, но и создают эмоциональную поддержку, необходимую для формирования доверительных отношений. В этот период особое внимание уделяется социальному патронажу и поддержке таких семей, что включает в себя регулярные встречи с психологами, социальными работниками и другими специалистами.

Психологическое сопровождение и социально-педагогический патронаж рассматриваются как интегративная система помощи, направленная как на семью в целом, так и на личность каждого ее члена. Эта система помогает выявить индивидуальные потребности и проблемы, которые могут возникать у каждого из участников семейной динамики. Например, приемные дети могут испытывать трудности с привязанностью, а родители могут сталкиваться с неуверенностью в своих воспитательных методах.

Например , для младших школьников, оказавшихся в замещающих семьях, процесс адаптации и воспитания может быть особенно сложным. Они переживают стресс из-за изменения обстановки, потери привычного окружения и нестабильности в жизни. Кроме того, дети могут столкнуться с проблемами в общении со сверстниками, недостатком доверия к новым взрослым и трудностями в учебе. Адаптация родителей к появлению нового члена семьи, предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа. Адаптация приемного ребенка в семье осуществляется с помощью широкого спектра средств, обусловленных специфическими особенностями того общества, в которых он растет и воспитывается, а также возрастными особенностями.

К ним относятся: уход за ребенком, формирование бытовых и гигиенических умений и навыков, окружающие ребенка продукты материальной и элементы духовной культуры (начиная от колыбельных песен и сказок до шедевров мирового искусства). В первые две-три недели закладываются основы будущих взаимоотношений в семье. Успешность адаптации ребенка в первую очередь зависит от умения взрослых построить внутрисемейное общение. Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее.
В рамках психолого-педагогического сопровождения важным аспектом является комплексная работа с замещающей семьей, с акцентом на взаимодействие с родителями. Проведение такой работы позволяет замещающим родителям своевременно выявлять и решать возникающие трудности и проблемы с детьми. Это может включать в себя тренинги по эффективному общению, методы разрешения конфликтов и стратегии по укреплению эмоциональной связи.
Помощь замещающим семьям в основном направлена на использование их внутренних ресурсов для самостоятельного решения проблемных ситуаций. Специалисты обучают родителей навыкам саморегуляции, эмоциональной устойчивости и адаптации к новым условиям. Это создает основу для формирования здоровых отношений внутри семьи. Сопровождение таких семей способствует укреплению уверенности родителей в их воспитательных действиях, активизации их личных, духовных и интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисных состояний, а также расширению их возможностей для эффективного решения возникающих проблем. Важно также учитывать культурные и социальные аспекты, которые могут влиять на процесс адаптации.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей является актуальным. Замещающие семьи, получающие такую поддержку, успешно адаптируются к изменениям в своей структуре, повышают воспитательный потенциал приемных родителей и обеспечивают высокий уровень психологического благополучия всех членов семьи. Это способствует не только гармонизации семейных отношений, но и улучшению общего качества жизни как родителей, так и детей.


 

Список литературы:

1 Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студ. / Л.И. Аксенова. - М.: ИЦ «Академия», 2011.- 248 с.

2 Байер Е.А. Приёмная семья для детей-сирот - приоритетная задача государственной поддержки детства / Е.А. Байер // Народное образование. 2019. - № 1. - С. 85-89.

3 Воронцова С.Н. Патронат, опека, соцзащита, КДН / С.Н. Воронцова // Социальное и пенсионное право. 2018. - № 4. - С. 12-14.

4 Дубровина И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / Возрастные особенности психического развития детей. Сб. науч. трудов / Отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Изд. АПН ССР, 2022. – 318 с.

5 Довгалевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. / А.И. Довгалевская - М.: УЧПЕДГИЗ, 2018. - 112 с.


 

Замещающих семьях как социально-педагогическая проблема

Замещающих семьях как социально-педагогическая проблема

Психологическое сопровождение и социально-педагогический патронаж рассматриваются как интегративная система помощи, направленная как на семью в целом, так и на личность каждого ее члена

Психологическое сопровождение и социально-педагогический патронаж рассматриваются как интегративная система помощи, направленная как на семью в целом, так и на личность каждого ее члена

В рамках психолого-педагогического сопровождения важным аспектом является комплексная работа с замещающей семьей, с акцентом на взаимодействие с родителями

В рамках психолого-педагогического сопровождения важным аспектом является комплексная работа с замещающей семьей, с акцентом на взаимодействие с родителями

Список литературы: 1 Аксенова

Список литературы: 1 Аксенова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2024