Конспект урока русского языка в 4 классе "Род и число имён прилагательных"
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 4 классе "Род и число имён прилагательных"

Оценка 5
docx
15.10.2024
Конспект урока русского языка в 4 классе "Род и число имён прилагательных"
Урок РЯ в 4 классе Род и число имён прилагательных.docx

Конспект урока по русскому языку

Пояснительная записка

Класс: 4-а

Дата проведения: 01.02.2022 г.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Род и число имён прилагательных.

УМК: «Школа России»

Цель: создание условий для формирования умения изменять имена прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.

Планируемые результаты деятельности:

предметные

·         знакомятся с родовыми окончаниями имён прилагательных;

·         учатся изменять имена прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного;

·         учатся подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные;

·         учатся выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными;

·         учатся выделять окончания имён прилагательных;

·         учатся определять род и число имён прилагательных по окончаниям и вопросам.

личностные

·         высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;

·         осознают значимость изучения данной лингвистической темы;

·         учатся самооценке по предложенным критериям;

·         положительно относятся к учению;

 

Метапредметные результаты

регулятивные

·         участвуют в целеполагании;

·         контролируют и объективно оценивают свои действия;

·         выполняют учебные задания по алгоритму;

познавательные

·         понимают информацию, представленную в виде таблиц.

·         выстраивают собственное обоснованное решение (алгоритм определения рода и числа имени прилагательного);

·         применяют для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез, доказательства);

коммуникативные

·         участвуют в диалоге, слушают и понимают других людей;

·         адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Педагогические технологии и приёмы: проблемное обучение,  приём аналогии (перенос знаний в новую ситуацию, когда нужно самостоятельно определить род и число имени прилагательного).

Дидактические средства: учебник, карточки для индивидуальной и парной работы.

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 кл., ч. 2. Учебник для общеобразовательных организаций.

Демонстрационный материал:

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока, время

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

Приветствует присутствующих в классе, просит детей поприветствовать гостей.

Проверяет готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, набор  карточек, пенал, дневник.

 

Проверяют наличие принадлежностей.

2.Мотивация

к деятельности

- Ребята, прочитайте предложение: Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости.

- Что вы прочитали?

- В чём смысл этой пословицы? О чём говорит народная мудрость?

- Уместно ли будет употребить эту пословицу в ситуации, когда мы работаем на уроке?

-Хотелось бы, чтобы  наш урок подарил вам частичку мудрости.

- Собираемся с силами,  духом, мыслями и начинаем!

 

Предлагают варианты ответа на вопрос: каждый день мы узнаём что-то новое, новые знания делают нас умнее, мудрее, опытнее.

 

 

Уместно. Каждый урок даёт новые знания.

 

Дети настраиваются на урок.

 

3.Минута каллиграфии. Актуализация знаний.

-Открываем тетради. Записываем дату. Классная работа.

- Урок начинаем с «минутки каллиграфии».

ясн    оро      еж      жн    

- Пишем предложенные соединения, стараемся не нарушать пропорции букв.

-Напишите соединения по одному разу.

-Подчеркните соединение, которое больше других похоже на образец.

-Соединение, которое получилось менее удачно, напишите до конца строки.

- Следим за посадкой.

- Прочитайте слова, записанные далее столбиком. Назовите общий признак слов.

морозный

ясный

снежный

 

- По каким признакам определили, что все слова – имена прилагательные?

 

 

 

 

-Выберите прилагательные, которые подходят по составу к этой схеме. (Схема на соседней доске: «корень-суффикс-окончание»)

 

Учитель напоминает, что имя прилагательное – это часть речи, над которой идёт работа на уроках русского языка в последнее время. Часть речи хорошо знакомая, но до конца не изученная. Сегодня на уроке предстоит узнать о прилагательном что-то новое.

- Для каждого существительного из столбика на соседней доске подберите подходящее по смыслу имя прилагательное, чтобы получились словосочетания.

морозный день

ясный утро

снежный шапка

- Прочитайте. Получились ли  словосочетания?

 

 

 

- Что надо сделать, чтобы прилагательное и существительное согласовывались друг с другом?

- Требуется изменить форму имени прилагательного.

Учитель обращает внимание детей на то, что в самом названии «имя прилагательное» содержится намёк на то, слово – прилагательное должно к чему-то прилагаться, присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным и согласуются с ними в грамматических признаках.

- Измените форму прилагательного, запишите словосочетания. Следите за правильным написанием соединений, которые мы сегодня повторили.

 

 

 

 

- Какая часть слова изменилась в прилагательных?

- Задайте вопрос от существительного к прилагательному, выделите окончание.

 

 

 

 

- Придумайте предложение, в котором были бы эти словосочетания.

 

- На следующей строке запишите предложение:

В морозный день в лесу под снежной шапкой дремлет ель.

- Объясните значение выражения «дремлет ель».

 

 

 

 

- Подчеркните грамматическую основу  предложения.  (Просит отвечать доказательно.)

-Над каждым словом запишите, какой частью речи оно выражено.

 

 

- Выпишите столбиком из предложения все имена существительные в той форме, как они употреблены в предложении.

 

 

 

 

- Выберите одно существительное, определите его род, склонение, число и падеж. За эту работу будет выставлена оценка при проверке тетрадей.

 

- Мы завершили важный этап урока. Повторили многое из того, что изучали раньше. Провели наблюдение за тем, как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные.

- Какой вывод мы сделали по результатам наблюдений?

 

 

 

 

 

Дети пишут, отрабатываю навыки каллиграфии, осуществляют контроль за правильным написанием букв.

 

 

Дети читают слова. Называют общий признак: слова относятся к одной части речи.

 

 

 

 

Называют изученные признаки имён прилагательных

 

 

 

Определяют, что к данной схеме по составу подходят прилагательные «морозный» и «снежный».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прилагательное и существительное согласуются только в первом случае. Второе и третье – это не словосочетания.

 

Надо изменить прилагательное.

 

 

 

 

 

 

 

Дети каллиграфически правильно записывают словосочетания:

морозный день

ясное утро

снежная шапка

Изменилось окончание.

день (какой?) морозный

утро (какое?) ясное

шапка (какая?) снежная

 

 

Дети предлагают варианты предложений.

 

 

 

Дети объясняют, что слово употреблено в переносном значении. В зимнем лесу стоит тишина, ель  недвижима, словно спит.

 

 

Дети находят грамматическую основу по изученному алгоритму.

Определяют части речи. В случае ошибочного ответа называют признаки части речи.

Дети называют и выписывают имена существительные:

в день

в лесу

под шапкой

ель

Самостоятельно определяют грамматические признаки выбранного имени существительного.

 

 

 

Дети делают вывод о том, что имя прилагательное зависит от имени существительного, согласуется с ним в грамматических признаках.

4.Знакомство с темой урока. Постановка учебных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Решение задач

 урока. Введение в систему знаний.

 

- В чём же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?  Проведём небольшое исследование. Для этого заполним таблицу.  Работаем в парах.

 

 

 

 

 

Карточка №1

 

 

шар (ед.ч., м.р.)

лента (ед.ч., ж.р.)

небо (ед.ч., ср. р.)

цветы (мн. ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Подставьте имена прилагательные «большой», «синий» к именам существительным мужского, женского и среднего рода единственного числа и в форме множественного числа. Запишите вопрос и каждое прилагательное в отдельную ячейку. Выделите окончания прилагательных.

шар (ед.ч., м.р.)

лента (ед.ч., ж.р.)

небо (ед.ч., ср. р.)

цветы (мн. ч.)

какой?

какая?

какое?

какие?

большой

большая

большое

большие

синий

синяя

синее

синие

-ой, -ий

-ая, -яя

-ое, -ее

-ие

 

- В последнюю ячейку каждого столбика запишите родовые окончания имён прилагательных в единственном числе и окончания прилагательных во множественном числе.

- Почему у прилагательных во множественном числе мы не определили род?

- Поделитесь, какие открытия вы сделали?

- Делаем выводы:

1.В каких грамматических признаках прилагательное согласуется с существительным? Что значит «согласуется»?

2.Назовите признаки имён прилагательных мужского рода (вопрос, окончания).

3.Назовите признаки имён прилагательных женского рода (вопрос, окончания).

4. Назовите признаки имён прилагательных среднего рода (вопрос, окончания).

5.Назовите признаки имён прилагательных во множественном числе.

6.Может ли одно и то же прилагательное быть в форме и мужского, и женского, и среднего рода? Быть в форме и единственного, и множественного числа? Прилагательное ИЗМЕНЯЕТСЯ  и по числам, и по родам (в отличие от существительного).

7. Как определить род и число имени прилагательного?

 

-Назовите учебные задачи урока. Что узнаем? Чему будем учиться? Какие грамматические признаки имён прилагательных будем учиться определять?

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, когда  нам  будут нужны эти знания о прилагательном? Почему важно уметь изменять прилагательные по родам и числам? Согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе?

 

 

Работа по учебнику.

Выполняем упр. 10 на стр. 8.

- Изучаем по схемам вопросы и окончания. О чём говорят эти схемы?

- По вопросам и окончаниям определяем род имён прилагательных в каждой схеме.

- Заполняем таблицу на Карточке № 2  (ярко-розового цвета).

Род прилагательных

Вопрос

Окончания

Словосочетание (прил. + сущ.)

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

 

- Приводим примеры прилагательных каждого рода.

Род прилагательных

Вопрос

Окончания

Словосочетание (прил. + сущ.)

М. р.

Какой?

-ой, -ый, -ий

новый телефон

Ж. р.

Какая?

-ая, -яя

яркая сумка

Ср. р.

Какое?

-ое, -ее

тёплое море

- Как мы сможем использовать эту таблицу в дальнейшем?

 

 

 

 

 

Выполняем упр. 9 на стр. 7.

- Прочитайте текст Эдуарда Шима.

 

- Почему автор сравнивает птиц у кормушки с живыми цветами?

 

 

- Какова тема текста? Какой вопрос  поможет нам её определить?

 

 

 

- Определите главную мысль текста. С помощью какого вопроса мы определяем главную мысль?

 

 

 

 

- Подберите заголовок, чтобы он отражал тему или идею текста. 

 

 

- Как вы понимаете значение слова «жалуют» из третьего предложения? (Посещают, прилетают)

-  Прочитайте задание у третьей красной точки.

- Выполняем задание по вариантам.

1 вариант выписывает словосочетания с прилагательными и существительными из первого предложения.

2 вариант: из седьмого предложения. Выделите окончания прилагательных. Определите число имён прилагательных.

1 вариант: Белые снега, косые сугробы.

2 вариант: Пёстрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели.

 

Критерии оценивания:

1.Выполнил верно или с ошибками.

2. Выполнил самостоятельно или с помощью.

Оценивание. Отметка будет выставлена по результатам проверки тетради.

- Назовите окончание прилагательных во множественном числе.  Допишите это окончание в Карточку № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах,  проводят наблюдение, заполняют таблицу: определяют вопрос, родовые окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода в ед. числе; вопрос и окончания имён прилагательных во множественном  числе.

 

 

 

 

Делятся. С помощью вопросов учителя подводят итоги проведённого мини-исследования, делают ключевые выводы, необходимые для достижения цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проговаривают учебные задачи: узнаем, по каким признакам различаются имена прилагательные мужского, женского, среднего рода в ед. числе и имена прилагательные во множественном числе. Будем учиться определять род и число имён прилагательных.

 

Пытаются определить практическую значимость изучаемой темы. Полученные на уроке знания будут полезны при составлении предложений, в которых есть прилагательные и существительные.

 

 

Дети работают индивидуально: изучают схемы, делают выводы о принадлежности каждой схемы к определённому роду имени прилагательного. Фиксируют в таблице признаки прилагательного в мужском, женском и среднем роде.

Дети, выполнившие задание быстро и правильно, оказывают помощь детям, отстающим в учёбе.

 

 

Приводят примеры.

 

 

 

 

Высказывают предположение, что таблица может пригодиться в качестве памятки, когда потребуется определить род имён прилагательных.

 

 

 

Один ученик читает вслух, остальные читают «про себя», следят по тексту.

Отвечают на вопрос. (Птицы яркие, разноцветные, пёстрые, как цветы.)

 

Вспоминают, что вопрос-помощник для определения темы: О чём говорится в тексте? Тема: на кормушке зимой можно увидеть разных птиц.

Вспоминают, что вопросы-помощники для определения главной мысли: Что хотел сказать автор? Зачем он написал этот текст?

Главная мысль: зимующим птицам требуется помощь. Сделай кормушку, накорми птиц!

Предлагают варианты заголовков. (Живые цветы. Гости у кормушки. Помощь зимующим птицам.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Первые два человека выполняют задание на доске. Остальные сверяют, вносят коррективы.

 

6. Физминутка с применением нового знания.

- Я называю прилагательное. Если оно мужского рода – руки вверх. Если женского рода – руки на пояс. Если среднего рода – приседание.

ЧИСТЫЙ, УМНАЯ, ЗОЛОТОЕ, СТРОГАЯ, НЕЖНОЕ, ВЕСЁЛЫЙ, КРАСИВАЯ, СЕРДИТОЕ, ГЛУБОКИЕ, БОЛТЛИВЫЙ.

Выполняют упражнение, следят за правильностью выполнения.

7. Решение задач урока. Введение в систему знаний.

Работа по учебнику.

Выполняем упр. 12 на стр. 8 (одну строку).

Проверка.

 Критерии оценивания.

1.Выполнил верно или с ошибками.

2. Выполнил самостоятельно или с помощью.

Оценивание. Выставление отметки по результатам проверки тетради.

 

 

 

Один человек работает с обратной стороны доски.

Сверяют, вносят коррективы.

 

.

8.Введение в систему знаний. Промежуточный контроль.

-Выполняем задание на Карточке №3 самостоятельно.

1 вариант. Укажи словосочетания с именами прилагательными женского рода.

1)      бронзовый загар

2)      тёмная ночь

3)      ласковое солнце

4)      чистые тарелки

2 вариант. Укажи словосочетания с именами прилагательными среднего рода.

1)      белое облако

2)      песчаный пляж

3)      сладкие яблоки

4)      прозрачная вода

 

Дети осуществляют поиск. Отмечают правильный вариант ответа.

9.Этап самооценки.

- Возьмите Карточку №4 . Проанализируйте, свою работу на уроке и заполните таблицу.

- Поднимите руки кто считает, что научился определять и число, и род имён прилагательных (поставил два знака «+»).

Критерий

Самооценка (+, -)

Я могу определить число имени прилагательного.

 

Я могу определить род имени прилагательного в единственном числе.

 

 Выбирают знак для оценки своей работы на уроке.

 

 

 

10.Рефлексия (приём «Незаконченные предложения»).

 

 

 

- Возьмите Карточку №5. Оцените свою работу на уроке. Продолжите высказывания, подчеркните слова для оценки своей работы на уроке.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. Материал урока был мне

5. Моё настроение

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

понятен / не понятен

стало лучше / стало хуже

 

Учитель выборочно предлагает вслух продолжить высказывания.

Предлагает встать, у кого большинство положительных высказываний.

 

 

 

Письменно продолжают высказывания на карточке.

11. Подведение итогов. Выставление отметок.

Выставляет отметки. Благодарит за урок.

 

12. Домашнее задание.

 Выполнить упр.11 на стр.8.

 

 


 

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Метапредметные результаты регулятивные · участвуют в целеполагании; · контролируют и объективно оценивают свои действия; · выполняют учебные задания по алгоритму; познавательные · понимают информацию, представленную…

Метапредметные результаты регулятивные · участвуют в целеполагании; · контролируют и объективно оценивают свои действия; · выполняют учебные задания по алгоритму; познавательные · понимают информацию, представленную…

Ход урока Этап урока, время

Ход урока Этап урока, время

Выберите прилагательные, которые подходят по составу к этой схеме

Выберите прилагательные, которые подходят по составу к этой схеме

На следующей строке запишите предложение:

На следующей строке запишите предложение:

Решение задач урока. Введение в систему знаний

Решение задач урока. Введение в систему знаний

Решение задач урока. Введение в систему знаний

Решение задач урока. Введение в систему знаний

Прочитайте текст Эдуарда Шима. -

Прочитайте текст Эдуарда Шима. -

Физминутка с применением нового знания

Физминутка с применением нового знания

Рефлексия (приём «Незаконченные предложения»)

Рефлексия (приём «Незаконченные предложения»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2024