Конспект урока по литературному чтению
Пояснительная записка
Класс: 2
Дата проведения: 01.10.2019 г.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Тема: Обобщение по разделу «Устное народное творчество. Сказки»
УМК: «Школа России»
Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний обучающихся по разделу «Устное народное творчество. Сказки»
Задачи:
1) создание условий для совместного учебного действия (моделирование отзыва на изученную сказку);
2) формирование читательской компетентности обучающихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
3) формирование умения логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
4) способствовать расширению кругозора, развитию памяти, критического мышления;
5) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки русских народных сказок.
Планируемые результаты деятельности:
предметные
· обучающиеся обобщают и систематизируют знания о видах русских народных сказок;
· актуализируют приёмы определения темы и главной мысли литературного произведения;
· составляют характеристики героев изученных сказок, опираясь на знание текста.
личностные
· высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;
· проявляют интерес к чтению русских народных сказок;
· осознают значимость чтения.
Метапредметные результаты
регулятивные
· контролируют и объективно оценивают свои действия;
· выполняют учебное задание по алгоритму.
познавательные
· понимают информацию, представленную в виде схемы (кластера);
· выстраивают собственное обоснованное решение (отзыв на изученную сказку), воспользовавшись предоставленной в кейсе информацией;
· применяют для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез, доказательства).
коммуникативные
· участвуют в диалоге, слушают и понимают других людей;
· адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Педагогические технологии: кейс-технология (метод игрового проектирования), кластер-приём.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Структура урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности.
2. Вступительная беседа.
3. Определение темы урока и его цели.
4. Актуализация знаний. Составление модели (кластера).
5. Физминутка.
6. Обобщение и систематизация знаний. Работа в группах.
7. Рефлексия деятельности.
Информационный материал: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. Литературное чтение. 2 кл., ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Демонстрационный материал: компьютер, мультимедийный проектор, схема-модель (кластер) «Виды сказок», таблица для подведения итогов работы в группах.
Диагностический материал: кейсы с заданиями для групповой работы, карточки с отрывками из русских народных сказок.
Этапы урока |
Характеристика деятельности детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Самоопределение к учебной деятельности. - Доброе утро! Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! – Солнцу и птицам. - Доброе утро! – Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым … Пусть доброе утро Длится до вечера. - Давайте так проведем наш урок, чтобы он стал для всех интересным, полезным и добрым.
2. Вступительная беседа.
- Дети, чем вы любите заниматься в свободное время? (Гуляем на детской площадке, играем в компьютерные игры, занимаемся в кружке, секции, гуляем с собакой, помогаем маме.) - В своих играх, занятиях вы учитесь быть ловкими, смелыми, сообразительными, добрыми, отзывчивыми. - Как вы думаете, а на уроке литературного чтения кто вас учит быть такими? (Учитель.) - А кто ещё встречает вас на уроке, беседует с вами? (Герои рассказов, стихов, сказок, которые мы читаем.) - Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент, и вы узнаете, герои каких произведений пришли к нам в гости, какова тема нашего урока. (Просмотр видеофрагмента «В гостях у сказки») http://www.youtube.com/watch?v=vbVpb5A4pRQ
3. Определение темы урока и его цели.
- Как будет называться тема урока? («Сказки», «Русские народные сказки».) - Почему вы так решили? (В видеоролике мы видели героев русских народных сказок.) - Только ли поэтому? (Недавно на уроках мы читали сказки.) - А как мы работали со сказками? Чему учились? (Выразительно читали; говорили о том, какие бывают сказки; какие герои сказок; чему учат сказки; пересказывали; готовили сценки; сочиняли.) - Да, мы много узнали о сказках и сегодня на уроке нам пригодятся эти знания для составления отзыва о сказке. - Зачем надо учиться составлять отзыв о сказке? (Чтобы рассказать, что происходит в сказке; кто в сказке понравился, кто не понравился.) - Отзыв - это ваш рассказ о том, что вы почувствовали, что вы поняли после того, как прочитали сказку. - А кому может понадобиться ваш отзыв? ( Ребятам, которые ещё не читали сказки. Им станет интересно, они тоже будут читать сказки. Расскажем родителям о том, какие сказки мы изучили.)
4. Актуализация знаний. Составление модели (кластера).
- Чтобы у вас получился отзыв, надо повторить, что мы знаем о сказках. Поможет нам схема с опорными словами. Положите её перед собой. - Как будем работать со схемой? (В ячейки, рядом со словом «сказки», запишем слова о сказках.)
- Заполняем левую и правую ячейки. - Прочитайте предложение слева. - Как называются сказки, у которых нет автора? (Народные сказки.) - Запишите в ячейке слева. - Прочитайте предложение справа. - Как называются сказки, у которых автор известен? (Авторские сказки.) - Запишите в ячейке справа. - На какие две большие группы делятся сказки? (Народные и авторские.) - Заполняем три ячейки внизу. - Прочитайте запись в первой ячейке. - Как называются сказки, в которых нет чудес, а главные герои – обычные люди? (Бытовые сказки.) - Запишите в ячейке. - Прочитайте запись во второй ячейке. Определите и запишите следующий вид сказок. (Волшебные сказки.) - Определите третий вид сказок с помощью записи в последней ячейке. Запишите название. (Сказки о животных.) - Повторите по схеме три группы сказок. (Бытовые, волшебные, о животных.)
- Схемой можно будет пользоваться при составлении отзыва. - Прочитайте предложение, записанное на доске. (Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.) - Как вы понимаете эти слова А.С. Пушкина? Какой урок даёт нам сказка? (Сказки учат, что добро побеждает зло.) - В каждой сказке спрятан смысл, который учит нас, как правильно поступать, различать добрые и злые дела. - Сегодня, когда вы будете составлять отзыв на изученную сказку, определите, чему учит эта сказка.
5. Физминутка. К сказке в гости мы пришли. (Шагаем на месте.) Сундучок с замком нашли. (Руки разводим в стороны.) Справа заглянули. (Наклон вправо.) Слева заглянули. (Наклон влево.) И присели, и привстали. (Сели, встали.)
И зайчонком поскакали. (Прыжки на месте.) Руки наши разомнём. (Пальцы сложили в «замочек», потянулись вверх.) А замочки отопрём! (Руки развели и опустили вниз.)
6. Обобщение и систематизация знаний.
· Обсуждение содержания кейса - Для работы мы разделимся на 5 групп. Для этого каждый из вас вытягивает листок с написанным номером от 1 до 5. - Распределять задания в группе вы будете самостоятельно, в зависимости от того, кто и в чём может быть полезен группе. - Каждая группа будет составлять отзыв об одной сказке, которую мы изучали на предыдущих уроках. - Для этого вам необходимо выполнить задания в папке. - Откройте её и достаньте карточки с заданиями, большую и маленькие. - Рассмотрите их.
«Девочка дала ей кашки, мышка сказала ей: — Баба-Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит, ни жива, ни мертва, плачет, а мышка ей опять: — Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду. Девочка взяла братца и побежала.»
«Лиса услыхала про собак, навострила уши, хотела бежать. — Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут. — А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали. И убежала.»
«Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.»
«— Беги скорей к кузнецу за косой. Со всех ног бросилась курочка к кузнецу. — Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.»
«Принесла старуха котел. Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.»
- Положите перед собой маленькие карточки. - Что на них написано? (Предложения из сказки.) - Каждый прочитает отрывок из сказки и определит её название. - Рассмотрите большую карточку. - Прочитайте название первой части. («Вопросы и задания») - Сколько заданий вам надо сделать? (Пять заданий.) - Чтобы получить за работу на уроке «5», группе надо выполнить без ошибок все пять заданий. Оценка «4» - за четыре правильно выполненных задания. Оценка «3» - за три или два выполненных задания. Если группа выполнит только одно или ни одного задания, она не справилась с учебной задачей урока. - Чтобы отзыв о сказке был составлен правильно, в карточке есть вторая часть – «Помогалка». - Внимательно читайте задания из «Помогалки». - На свободных строчках запишите ответы. - Для составления отзыва используйте опорные слова. - В «Помогалке» опорные слова выделены крупным шрифтом. - Есть ли вопросы? - На парте перед вами стоит колокольчик. Если вашей группе понадобится помощь, позвоните.
· Работа в группах - Приступайте к обсуждению. Время работы ограничено.
(Учитель активизирует обучающихся, которые не участвуют в обсуждении заданий кейса; следит за эмоциональным тонусом обсуждения; при затруднениях дополняет имеющуюся информацию.)
· Отчёт по итогам работы групп (презентация отзывов о сказках) - Начинаем проверку.
План отчёта. · Название сказки. (Сказка называется …) · Вид сказки. (Это сказка …) · Характеристика главных героев. · Тема сказки. (В сказке говорится о том, как …) · Главная мысль сказки. (Чему учит сказка, мы определили с помощью пословицы …)
(По ходу выступления представителей групп, учитель выставляет 1 балл за каждое правильно выполненное задание в таблицу.)
· Подведение итогов обсуждения в группах - Подсчитываем общее количество баллов, которое получила каждая группа (максимальное количество – 5 баллов). (Объявляются результаты.)
7. Рефлексия деятельности - Что вы учились делать на уроке? (Составлять отзыв на сказку.) - Чтобы составить отзыв, надо было выполнить пять заданий. - Какое задание было самым трудным? Посмотрите на итоговую таблицу. - А какое задание понравилось? - Как вы думаете, получился ли урок добрым? Почему? (Мы изучали сказки, а сказки учат добрым поступкам: помогать слабым, дружить, отвечать добром на добро. Мы учились делать отзыв о сказке, чтобы рассказать о сказках другим детям. Это - доброе дело.) - Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. - Перед вами на листочке «лесенка успеха».
- Нарисуйте человечка, покажите, на какой ступеньке вы стоите после того, как выполнили работу на уроке: нижняя ступенька – я не понял, как составить отзыв на сказку; средняя ступенька – было трудно, но я понял, как составить отзыв на сказку; верхняя ступенька – мне удалось составить отзыв на сказку без трудностей. - Поднимите руку, у кого человечек стоит на первой ступеньке. - У кого человечек стоит на второй ступеньке? - А кому удалось добраться до самой верхней ступеньки?
- Спасибо за хорошую работу на уроке.
|
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Фронтальная работа с опорой на жизненный опыт детей. Обучающиеся готовятся к активному и осознанному усвоению учебного материала.
Фронтальная работа. Дети отвечают на вопросы, обосновывают ответы.
Проблемный вопрос направлен на осмысление детьми назначения отзыва о прочитанном произведении.
Фронтальная работа. С помощью схемы обучающиеся воспроизводят имеющиеся знания о видах сказок. Стимулируется познавательная деятельность детей.
Команды рассаживаются за столы, на которых приготовлены кейсы (папки) с заданиями, схемы «Виды сказок», письменные принадлежности, колокольчики для обратной связи с учителем.
Под руководством учителя дети готовятся к выполнению заданий кейса.
Обучающиеся выполняют задания кейса; выслушивают мнения одноклассников; участвуют в принятии решения; при необходимости задают вопросы учителю; готовятся к защите кейса.
Представители групп выступают у доски по порядку.
Самооценка.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.