«Занимательная биология»
Внеклассное мероприятие по биологии в 5 классе.
(Подготовила учитель биологии МБОУ «СОШ№2 с.Серноводское»
Цель: формировать познавательный интерес к изучению биологии; развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
Образовательные задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, экологии, географии;
Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других;
Воспитывающие задачи: формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу, воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний.
Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор, слайды.
1. Учащимся 5-х классов формировать команды из 7-8 человек.
2. Выбрать капитана команды.
3. Команда должна иметь название, эмблему, девиз.
При соблюдении всех трех критерий оценивается в 3 балла.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Занимательная биология». Мы будем останавливаться на разных станциях и участвовать в разных занимательных конкурсах. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления. У нас сформировались две команды. Та команда, которая наберет больше жетонов, станет победителем, и будет награждена грамотой «Знаток природы». Каждый конкурс будет оценивать жюри.
1. Остановка: «Кроссвордная»
Нужно выполнить кроссворд как можно быстрее и правильно. Продолжительность конкурса 5 минут.
1.
1. Кто полгода живёт без обеда?
2. Кто на зиму сушит ягоды и грибы?
3. Предок человека.
4. Самое крупное млекопитающее?
5. Животное, которое может сделать фонтан?
6. Рыжая охотница до кур.
7. Кто бежит задними ногами вперёд?
8. Горбатое животное.
9. Так зовут дитя собаки.
10. Полосатая лошадка.
Ответы: медведь, белка, обезьяна, кит, слон, лиса, заяц, верблюд, щенок, зебра.
1 |
м |
е |
д |
в |
е |
д |
ь |
|
2 |
б |
е |
л |
к |
а |
|
|
|
3 |
о |
б |
е |
з |
ь |
я |
н |
а |
4 |
к |
и |
т |
|
|
|
|
|
5 |
с |
л |
о |
н |
|
|
|
|
6 |
л |
и |
с |
а |
|
|
|
|
7 |
з |
а |
я |
ц |
|
|
|
|
8 |
в |
е |
р |
б |
л |
ю |
д |
|
9 |
щ |
е |
н |
о |
к |
|
|
|
10 |
з |
е |
б |
р |
а |
|
|
|
3. Остановка «Языкознание»
Знаете ли вы названия животных на родном языке?
Лиса волк заяц еж белка медведь
Цхьогал Болз Пхьагал Зу Тарсал Ча
Лев верблюд слон змея бабочка тигр
Лом эмкал пила текхрг пол ц1оькхалом
|
|
|
|
|
|
||
4. Остановка «Экологическая»
Ребята, нам пришло письмо. Нам пишет ученик младшего класса. В воскресенье он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как он провел выходной день в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку - 1 очко.
Выходит ученик и читает рассказ.
Рассказ ученика.
1.Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц.) 2.Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует - разрушается грибница.) 3. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) 4. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Все равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет.) 5.Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землей или залить водой.) 6.В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует.) 7. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой - в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо.)8. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник.) 9.С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
5. Остановка «Найди, чей это след?»
6. Следующая остановка «Биологическое ассорти».
Мы начинаем игру, вы будете отвечать на вопросы, посовещавшись 30 секунд. Какой вопрос вам достанется, будет зависеть только от вас. Капитан команды посовещавшись с командой выбирает сектор вопроса. Открывая сектор, вы видите номера вопросов. Выбираете любой. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл. Выбор сектора вопроса происходит по очереди каждой командой. Всем удачи!
Вопросы сектора «Цветы»:
1. Какой цветок является символом Японии? (Хризантема)
2. Какой цветок стал национальным символом Голландии? (Тюльпан)
3. Какой цветок посвящен богоматери — деве Марии? (Лилия)
4. Название какого цветка произошло от слова звезда? (Астра)
Вопросы сектора «Птицы»:
1. Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек)
2. Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь)
3. У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)
4. Какая птица может летать хвостом вперед?(Колибри)
Вопросы сектора « Ягоды»:
1. Сочные гроздья этой ягоды служат превосходным десертом, а вьющиеся лианы украшают беседки и стены домов. О какой ягоде идет речь? (Виноград)
2. Многие думают, что это — фрукт. На самом деле это огромная ягода, которая может достигать по весу более 1 кг. Она похожа на толстую шишку с зеленым хохолком на макушке. (Ананас)
3. Какая ягода особенно полезна для зрения и роста?(черника)
4. Кисти каких ягод радуют нас в парках и лесах среди снежной зимы, а многих птиц спасают от голода? (Красная рябина)
Вопросы сектора «Рыбы»:
1. Какая самая крупная рыба России? (Белуга)
2. Какая рыба названа именем человека?(Карп)
3. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек)
4. У какой рыбы глаза на одном боку?(Камбала)
Вопросы сектора «Овощи»:
1. Он бывает горьким и сладким, а его плоды имеют разную форму и цвет. Славится не только как своеобразная еда, но еще как ароматический и лекарственный продукт. Витамина С в нем в пять раз больше, чем в лимоне. (Перец)
2. Этот овощ — давний символ здоровья и благополучия. Не случайно во многих домах, овощных магазинах, на рынках и по сей день вывешивают косы и венки, сплетенные из него. (Лук)
3. В каком овоще содержится очень много крахмала?(Картофель)
4. Какой овощ содержит большое количество витаминов роста? (Морковь)
Вопросы сектора «Лекарственные травы»:
1. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны.(Подорожник)
2. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. (Шиповник)
3. Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. А также сок этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. (Алоэ)
4. Отвар из листьев этого обжигающего растения останавливает кровотечение (Крапива)
Вопросы сектора «Насекомые»:
1. Какое насекомое «слышит» ногами? (Кузнечик)
2. Какое насекомое является «чемпионом» по прыжкам? (Блоха)
3. Какое насекомое на Руси зовется запечным соловьем? (Сверчок)
4. Как называют самца пчелы, не участвующего в сборе меда? (Трутень)
Вопросы сектора «Деревья»:
1. Как называется самое высокое дерево на Земле? (Секвойя)
2. Листьями какого дерева питается сумчатый медведь коала? (Эвкалипт)
3. Плоды этого дерева вырастают прямо на стволе из отвратительно пахнущих цветов, опыленных навозными мухами. А напиток из семян мы пьем с удовольствием. (Какао)
4. Какое дерево живёт дольше всех? (Дуб)
Вопросы сектора «Звери»:
1. Какого зверя называют хозяином полярного края?(Белый медведь)
2. Какой зверёк из хищных животных самый мелкий ?(Ласка)
3. Кто из зверей бежит задними ногами вперёд ? (Заяц)
4. Самое крупное животное в Росси?. (Лось)
Вопросы сектора «Грибы»:
1. Какой гриб считается одним из лучших по вкусовым качествам и часто именуется "царём грибов"? (Белый гриб)
2. Какой гриб ищут с помощью специально обученных собак и свиней?(Трюфель)
3. Какой из грибов смертельно ядовитый? (Бледная поганка)
4. Название какого гриба в переводе с французского языка означает просто гриб? (Шампиньон)
1 |
Сектор «Цветы»: |
2 |
Сектор «Птицы»: |
3 |
Сектор « Ягоды» |
4 |
Сектор «Рыбы» |
5 |
Сектор «Овощи» |
6 |
Сектор «Лекарственные травы» |
7 |
Сектор «Насекомые» |
8 |
Сектор «Деревья» |
9 |
Сектор «Звери» |
10 |
Сектор «Грибы» |
7. Остановка «Всезнайка»
Команда, первая ответившая правильно на вопрос, получает очко.
1.В средние века франк получал среди подарков в день свадьбы корзину, наполненную этим овощем. Это означало пожелание сохранить до глубокой старости здоровье, зрение, слух. Что это за растение?(Лук).
2. «Отец медицины» Гиппократ восхвалял этот овощ как один из самых полезных даров природы. А знаменитый римский врач XI в. Гален назвал его «золотым оранжевым корнем». Что это? Морковь).
3. В гробницах египетских фараонов находят изготовленные из дерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. Что это за овощ? (Лук).
4. В Румынии этому растению поставлен памятник. А в Брюсселе есть его музей. Что это за растение? (Картофель).
5. В каком овоще наибольшее количество витамина «С»? (Перец).
6. Какой овощ в свежем виде имеет самый большой срок хранения?
(Тыква, она может храниться почти год).
7. Почему подмороженные клубни картофеля сладкие?
(В них крахмал превращается в сахар).
8. Это растение 6 тысяч лет выращивают на американском континенте. Его плоды богаты белками, по питательности приближаются к мясу. Что это за растение? (Фасоль).
9. Что означает слово «помидор»?(В переводе с итальянского «помо доро» означает «золотое - яблоко». А в переводе с французского - «яблоко любви»).
10. Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пишу?
(В них образуется ядовитое вещество соланин).
11. Это растение имеет много названий - «чуньо»,
«тартуфелъ»,
«чертовы яблоки», «нечестивый плод». Что это за растение?(Картофель).
·
Конкурс капитанов
Назовите самую маленькую птичку
Назовите самое крупное животное, живущее на суше
Кто на себе свой домик носит? (улитка, черепаха)
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. Кто я?
Назовите самое крупное животное, живущее в воде.
Мастер шубу себе сшил, а иглу вынуть забыл. Кто это?
Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу?
Какие деревья в осеннем лесу самые зеленые?
Сюрприз
По количеству заработанных баллов определяется команда-победитель.
Жюри подводят итоги. Победители награждаются грамотами «Знаток природы».
Ведущий: На этом наше путешествие по стране «Занимательная биология» завершается. Вам понравилось?
Хоть и путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем занятье
Вновь продолжится игра!
Всем спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.