Гуляева Оксана Николаевна, воспитатель высшей категории,Отличник Образования РС(Я) МБДОУ «Детский сад «Кэскил» с. Туора-Кюель, МР Таттинский улус Республики Саха (Якутия)
«Занимательные и математические игры для детей старшего дошкольного возраста»
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что же такое логическое мышление?Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка формируются сложные виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника. Один из видов игры является дидактическая. Она направлена на активизацию умственной деятельности детей.Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка
Для развития логического мышления выделяются следующие задачи:
1.Развитие у детей интереса к решению познавательных, творческих задач,
к разнообразной интеллектуальной деятельности;
2.Развитие умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.
3. Развитие произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники.
4. Повышение способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.
Игра активизирует интеллектуальные возможности детей, развивает их игровой элемент на занятиях. Это возможность такой организации труда детей, которая не требует слишком продолжительных усилий, делает процесс обучения привлекательным и интересным .Наиболее благоприятные возможности для практического исследования математических знаний, могут быть созданы под руководством воспитания в сюжетно – дидактических играх, отображающих знакомые виды трудовой деятельности взрослых, счет и измерение в которых представлены наглядно. Для успешного использования логико – математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:
- создание предметно – развивающей среды;
- систематизация игр в планирование;
- уровень сенсорного развития дошкольников;
- индивидуально – дифференцированный подход;
- характер мотивации;
- руководство детской деятельности в игре;
- использование проблемных ситуаций, постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре
При обучении началам математики мы использовали игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки «лото», «домино», «шашки», «лабиринты», «головоломки». Обучение математике детей немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом математический материал определяется учетом возрастных возможностей детей. Они используются с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном периоде наибольшее применение находят дидактические игры. В этих играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей .Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.
Занимательная математика
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немало важную роль играют занимательно – развивающие игры, развлечения, задачи. В ходе игр, упражнений дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой ,направлением анализа занимательной задачи приводящего в конечном результате к решению систематического упражнения в решении задач, таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, инициативу, творческое отношение к учебной задаче.
Разнообразный математический материал можно классифицировать на 3 группы:
1. Математические развлечения: головоломки, кроссворды, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование.Головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады).
2. Математические игры. Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения закономерности.
3. Разновидностью математических игр и задач являются логические задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.
Центр занимательной математики
Центр занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами и определенным образом художественно оформленное место.
Задачи центра:
1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладевания математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость.
2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательным, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Созданию центра предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В центре помещается разнообразный занимательный материал, с тем чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно – печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат, головоломки (на палочках и механические), логические задачи и кубики, лабиринты, игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов фигур, игры на передвижение. Всю работу в центре мы организовали с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Использование дидактических игр в работе с дошкольника будет более эффективным ,если соблюдать следующие условия :
1. Грамотное оснащение педагогического процесса;
2. Учет особенностей дидактических игр и возраста детей;
3. Интегрирование структуры, вида, форм дидактических игр;
4. Педагогическую компетентность педагогов;
5. Взаимосвязь дошкольного учреждения с семьей;
Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме, что положительно влияет на интеллектуальное развитие. В результате проделанной работы видно, что если игры будут использоваться целенаправленно и систематически, с учетом возрастных особенностей, если создать благоприятные условия для интеллектуального развития старших дошкольников, то можно повысить уровень интеллектуальных способностей дошкольников.Тесная связь в логико – математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовывать интеллектуальные способности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность
Использованная литература:
1. Венгер. А.А Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста
2. Мигалкина Т.К Игровые занимательные задания по математике.
3.Михайлова.З.А Игровые занимательные задачи для дошкольников. .
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.