1. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Детям предлагают внимательно послушать стихотворение.
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Я. Тувим
- Какие овощи принесла с базара хозяйка? Повторите стихотворение.
2. Упражнение на развитие способности к переключению внимания.
Педагог называет слова, а дети по договоренности должны отреагировать на некоторые из них. Например, они хлопают в ладоши, когда встретится слово, обозначающее школьную принадлежность, топнуть ногой на слово, обозначающее животное.
Вариант предлагаемой серии слов: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пенал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, стирательная резинка, муравей.
3. Упражнение «Единственное и множественное число» (на развитие речи, мышления и памяти).
Сейчас я буду называть вам слова, которые обозначают один предмет, а вы должны изменить это слово так, чтобы получилось много предметов. Например: стол – столы, книга – книги, ручка – ручки.
Кот – коты, плот – плоты, беда – беды, крот – кроты, дуга – дуги, рука – руки, еда – еда, слива – сливы, грива – гривы. Сковородка – сковородки, телевизор – телевизоры, банан – бананы, пол – полы.
А теперь необходимо вспомнить все слова, которые я произнесла, и назвать их в единственном числе.
4. Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.
Детям предлагают послушать 10 слов, к которым необходимо придумать связанные с ними по смыслу слова: лопата (работа, копать); письмо (писать, получать); мел (доска, рисунки); гриб (лес, осень); кот (Мурзик, животное); мороз (холод, снег); лодка (плыть); хлеб (свежий, черствый); мех (пушистый, натуральный); стул (мягкий, удобный).
5. Упражнение «Назови одним словом».
Варианты групп слов:
тарелки – стаканы – чашки (посуда);
стол – стул – диван (мебель);
рубашка – брюки – платье (одежда);
сапоги – валенки – туфли (обувь);
суп – каша – кисель (еда);
одуванчик – роза – ромашка (цветы);
береза – елка – сосна (деревья);
гусь – воробей – голубь (птицы);
малина – клубника – смородина (ягода);
морковь – капуста – свекла (овощи);
яблоки – груши – мандарины (фрукты).
6. Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти).
Сегодня мы будим учиться рисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово. С помощью пиктограмм запомним следующие слова: зима, дом, река, смех, школа, мама.
7. Упражнение на развитие речи, мышления и воображения.
- Отгадайте загадку:
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима).
К нам пришла зима сама!
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лед, снежинки,
Санки, лыжи и коньки!
- А что еще принесла с собой зима? (праздники, подарки, елки, развлечения, морозы и т. д.)
- Придумайте имя зиме. (Красавица, матушка, метелица и др.) Она какая? (Хрустальная, снежная, холодная, сказочная и т. д.)
- Вы видели, как падает снег? Какого он цвета? Всегда ли он белый? (Искрящийся, золотой, голубой, серебристый, блестящий)
- Вы помните, как снег хрустит под вашими ногами? Как можно еще сказать? (скрипит, трещит, поет, жалуется и т. д.)
8. Упражнение на развитие мышления, речи, воображения.
- Отгадайте загадку: кто это?
Пусть я слишком длинноух,
Но зато и слух за двух.
Дашь капусты – я грызун,
Погрозишься – я бегун. (Заяц)
- Какими словами можно рассказать про зайца? (Хитрый, серый, белый, пушистый, шустрый, умный. Быстрый, трусливый, осторожный, всех боится, зимой белый, а летом серый, скачет ловко, бегает, прыгает, запутывает следы, ест морковку и капусту и т.д.)
9. Упражнение на развитие сообразительности.
Сейчас я хотела бы прочесть вам известную сказку, но в моей книжке исчезли почти все буквы. Так что мне придется рассказать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась.
« Жи.. бы.. де.. и ба.. . И бы.. у ни.. Ку.. Ря.. . Сне.. Ку.. Ря.. я.., но не про.., а зо.. . Де.. би.. би.. не ра.. . Ба.. би.. би.. не ра.. . Мы.. бе.., хво.. ма.., я.. упа.. и ра.. . Де.. пла.., ба.. пла.., а Ку.. ку .. . Не пла.., ба.., не пла.., де.., я сне.. ва.. я.., не зо.., а про.. .
10. Упражнение «Разрезанные открытки» (на развитие мышления и воображения).
Любые открытки разрезаются по диагонали на 4 – 5 частей разными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагами. Детям раздают по одной такой открытке и предлагают ее собрать. Как только дети справятся с заданием, они должны поменяться открытками с рядом сидящим. Так можно меняться несколько раз в зависимости от скорости выполнения задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.