Класс: 4
Учитель: Скворцова Л.Ч.., высшая квалификационная категория
Место работы: МАОУ «Лицей «Ступени»» г. Хабаровск
Обоснование методических приёмов: применённые приёмы способствуют обогащению словарного запаса, расширению кругозора, позволяют активно включать фразеологизмы в свой лексикон. Обучающиеся поупражняются в инсценировке юморесок, проявят свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, встретятся с каверзными вопросами.
Тема урока: «Занимательный привал»
Цель: развивать внимание, развивать образное мышление и речь, воображение, фантазию, речь, чувство юмора.
Задачи:
· привитие любви и уважения к великому русскому языку
· формирование общеинтеллектуальных умений;
· преодоление представления о русском языке как о скучном предмете;
получение удовольствия от решения необычных примеров и желания пофантазировать;
Личностные:
· развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
· способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные:
· определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий
· давать эмоциональную оценку деятельности
Познавательные:
· находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию;
· делать выводы в результате совместной работы;
Коммуникативные:
· оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу;
· уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
Методы обучения: Проблемный, частично–поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Групповая, парная.
Технические средства обучения: стандарт, демонстрационный материал, разрезной материал, проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация
Этапы урока Цель этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (Предметные, УУД) |
|
||||
I. Мотивация к учебной деятельности.
|
Мы сегодня отправимся в Страну знаний. Давайте вместе скажем девиз: Надо нам в дорогу торопиться, Чтобы узнать, как успешно учиться! -Зачем мы отправляемся в страну Знаний? (чтобы научиться успешно учиться) -Кто помнит, что значит «Уметь учиться»?
-Вы уже умеете учиться? ( мы этому учимся каждый день) -А когда вы учитесь? (на уроках, когда преодолеваем трудности) -Для чего нам нужны уроки занимательного русского языка «Знай и умей»? Мы открываем новые знания, о том, как учиться, чтобы достичь хороших результатов) - Какие качества ученика вам помогают в учёбе? (активность, терпение, доброжелательность).
-Отправляемся в Страну Знаний Возьмитесь за руки и пожелайте всем удачи «Мы вместе – значит, у нас всё получится! Удачи!
|
Ответы учащихся
(Уметь учиться — значит уметь понимать, что ты знаешь, чего не знаешь и самому находить способ)
Берутся за руки и говорят слова: «Мы вместе – значит, у нас всё получится! Удачи!
|
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД: формулировать понятные для партнёра высказывания.
|
|
||||
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
|
Тема сегодняшнего занятия: «Занимательный привал». А отправимся туда 31 июня. Вам что-то показалось подозрительным? -У вас возникло затруднение? Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением?
Тогда давайте, используя свой кулак как наглядное пособие, повторим, сколько дней в каждом месяце. Сожмите кисть любой руки в кулак. Благодаря выступающим костяшкам образовались «горочки» и «ямочки». Каждая «горочка» означает, что в месяце 31 день – максимально возможное количество. Каждая «ямочка» означает минимальное количество дней в месяце – 30 (а в феврале -29 ил 28). -Давайте будем называть все месяцы по порядку, начиная с января, пока не дойдем до июня. Порядок возможен любой: слева направо или справа налево. Приготовилась… Январь («горочка») – 31, февраль («ямочка») -28 или 29, март («горочка»)-31, апрель («ямочка») -30, май («горочка») – 31, июнь -(«ямочка») -? (30!).
|
Ответы учащихся (надо остановиться и подумать над причиной затруднения)
Практическая работа
|
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи;
Регулятивные УУД: формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
||||
|
III. Фиксирование локальных затруднений. |
Выходит, что 31 июня не существует! Но этот не существующий день можно вообразить, чем мы с вами сейчас и займемся! В этот день может происходить только то, чего не может быть в обычные дни. Согласны? Например: Выпросили конфеты на большей сосне, Тех конфет вкуснее не встречалось мне. М.Пляцковский. |
Ответы учащихся
|
Регулятивные УУД: Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
||||
|
IV. Создание плана по решению проблемы. |
Сейчас мы будем срывать с этой сосны самые вкусные конфеты и выполнять необычные задания, завёрнутые в фантики.
В первом задании я предлагаю вам решить примеры. Как вы догадываетесь, примеры эти также необычные. Они состоят не из чисел, а из предметов и явлений, например: Если с ветром дождь сложить И размытые дороги, То мы можем получить Осень мокрую в итоге. А снежинок кутерьма, Плюс лыжня да плюс морозы, Получается зима – В белом инее березы. А сложи-ка ручеек, И подснежник, и скворечник. Что получится, дружок? Угадал… Ну, а что еще осталось, Летом солнечным назвалось. М. Геллер. Что будем делать со стихотворением? (составлять выражение в рифму) -У нас получилось?
|
Выполнение необычного задания, срывание конфет, завёрнутые в фантики.
Составление учениками выражения в рифму:
-Весна, конечно! |
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные УУД: |
||||
|
V.Динамическая пауза
|
2ученика у доски, остальные около парт, делают движения под песню «Не бойся быть отважным» из м/ф «38 попугаев: а вдруг получится! »
|
Выполняют движения под музыку. |
Личностные УУД: для снятия возможного утомления с определенных групп мышц ученика. |
||||
|
VI.Реализация на практике выбранного плана.
Работа в группах
|
Послушайте следующее стихотворение. Предлагаю поработать в группах. -Составьте и решите по приведенному образцу (можно в прозе) примеры на сложение, состоящие из любого количества слагаемых, чтобы в ответе получилось: 1 группа: лето 2 группа: осень, 3группа: зима, 4 группа: весна. Пример. Солнце + пляж + фрукты + мороженое + каникулы = лето. У нас всё получилось? |
Выбор способа и средств их реализации.
Проверка. Например: Тучи +дождик + листья +уроки =осень |
Коммуникативные УУД: |
||||
|
VII.Обобщение видов затруднений. |
Иногда, чтобы в речи или в диалоге хочется добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно, для этого используют фразеологизмы . Они позволяют выразить эмоции, впечатления, отношения гораздо более емко, точно, ясно и эмоционально. Мы с вами проведём игру, с использованием фразеологизмов, для этого нам нужно разделить класс на 2 команды. Команды играют между собой. Одна команда находит в стихотворении фразеологизм, другая должна подобрать фразеологизм — синоним и объяснить его значение. Команды готовятся 5 мин. Фигли-мигли Рачительный рак на безрыбье говаривал: Мол, знал бы комар, как омар выкомаривал! Судачил судак: «небывалое дело! Лещ дал бы леща, а сова б осовела!» Тут селезень в гости позвал селезенку, А чайка чайку предложила грачонку. Ворона обед проворонила было, Сорока рупь сорок в сорочке забыла, А перепел взял и дрозда перепел, А дрозд дал дрозда – он не пил и не ел! А рыба-пила ничего не пила, Но, мухи не тронув, под мухой была. Набычился бык и к бычку в мил зарылся, Слонялся петух, то есть слон петушился.
-Молодцы! Дополнительный вопрос командам. Даны фразеологизмы: ходить на голове, от мала до велика, с пустыми руками, засучив рукава, выходить сухим из воды, не покладая рук, заячья душа, сказано - сделано . 1 команде: Из данных фразеологизмов выбрать те, которые можно было бы использовать в заметке о драчунах, нарушителях дисциплины, 2 команде: Из данных фразеологизмов выбрать те, которые были бы уместны в заметке о коллективном труде. Молодцы! |
Рачительный – заботливый; безрыбье – голодное время; выкомаривал – танцевал; судачил – сплетничал; дал бы леща – сильно ударил; осовела – осоловела, опьянела; проворонила – упустила; дал дрозда – удивил; мухи не тонув – никого не обидев; под мухой была – была пьяной; набычился – обиделся; слонялся – ходил без дела; петушился – задирался, ершился. |
Личностные УУД: формирование
готовности и способности обучающихся к саморазвитию; |
||||
|
VIII.Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
Работа в паре. |
«Соберите» «рассыпавшиеся» слова на тему «постельные принадлежности» по эталону: Эталон: ПОДОЛЬНИКДЕЯ -пододеяльник. КРЫПОЛОВА – покрывало. ОЛОЯДЕ – одеяло. МАРСТА – матрас. ПЕЛД – плед. ВИЕКПЕРЬ – перьевик. ФЯТЮК -тюфяк. НИРАПЕ – перина. А сейчас – занимательный привал! Прочтите стихотворение. Мальчик- с-пальчик Жил маленький мальчик, Был ростом он с пальчик, Лицом был красавчик, Как искры, глазенки, Как пух, волосенки; Он жил меж цветочков; В тени их листочков В жару отдыхал он, И ночью там спал он. С зарей просыпался, Живой умывался Росой, наряжался В листочек атласный Лилеи прекрасной. В. Жуковский Придумайте и нарисуйте девочку-малютку. Расскажите о ней по аналогии со стихотворением.
|
Пододеяльник, одеяло, матрас, плед, перьевик, тюфяк, перина, покрывало.
Рассказы и рисунки учеников по аналогии со стихотворением. |
Регулятивные УУД: формировать умение преодолевать учебные трудности,
адекватно реагировать на ошибки
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение; приходить к общему мнению в совместной деятельности.
|
||||
|
IX.Решение задач творческого уровня. |
Пофантазируйте ! Фантазийное слово составлено из частей двух слов, обозначающих названия предметов, которые можно встретить на кухне. Угадайте и запишите эти кухонные принадлежности. Сковомолка - _______(Сковорода, кофемолка.) Табурожка - ________(Табурет, ложка.) Граферка - _________(Графин, терка.) Стоилка - __________Стол, вилка.) Турлебница -_______(Турка, хлебница.) Чашиксер -_________)Чашка, миксер.)
Пофантазируйте (устно). Что было бы, если бы…
ü Из крана на кухне побежал виноградный сок? ü Посещение школы стало необязательным? ü Из тучи вместо дождя посыпались яблоки? ü Мама кормила бы тебя одним только мороженным? ü Вылепленные тобой снеговики оживали? ü На деревьях весной вместо листьев появлялись конфеты? ü Комары стали бы огромными , как слоны?
МИШУТКИНА АКАДЕМИЯ -Каким словом заканчивается стихотворение? Подчеркните это слово. У Саши шишки сосновые, У Сережи шишки еловые, У Алеши большие кедровые, А у Миши на лбу - …. -Дайте определение слову «кастрюля». Кастрюля – это –
. -Придумайте как модно больше определений для слова «Москва».
|
Если бы из крана на кухне побежал виноградный сок, я бы его законсервировала, заполнив им все свободные банки, и угощала бы им всех родственников, друзей и знакомых.
Огромные заработанные ольховые бедовые
Кастрюля — это металлический сосуд для варки пищи.
Златоглавая, величавая, величественная, белокаменная |
Личностные УУД: Познавательные УУД:
формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге
|
||||
|
X.Рефлексия деятельности. |
Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Ответьте на вопрос: -Что же может происходить 31 июня?
Представьте себя лучиками солнца и разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики. |
В этот день может происходить только то, чего не может быть в обычные дни.
|
Регулятивные УУД: формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
Коммуникативные УУД: формулировать монологическое высказывание для представления продукта деятельности группы. |
||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.