Заняти по шахматам «Правило квадрата».

  • Работа в классе
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
Иконка файла материала Правило квадрата.docx
Тема: «Правило квадрата»     Цель занятия: Знакомство с «Правилом квадрата» на шахматной доске. Задачи; ­ развиваем способность действовать в уме; ­ повторяем шахматную нотацию; ­ закрепляем «Правило квадрата»; ­ развиваем внимание, логику, зрительную память, математические знания.    Ход занятия: 1.Организация  занятия. 2. Содержание занятия.  Рассказ о квадрате пешки ­  Как вы думайте, что такое квадрат?  ­ А сейчас я прошу найти квадраты в   кабинете.  ­ Ребята, а кто из вас любит играть в догонялки? Я так и знала, что вы все любите бегать! Но дело в том, что отголоски этой простой народной забавы звучат и на шахматной доске. Да, да! При всей серьёзности мудрой и древней шахматной игры бывают ситуации, когда Его Величество Король, отбросив все приличия и церемонии, изо всех сил состязается в беге наперегонки с маленькой пешкой. Причём от того, догонит ли Король пешку, зависит его собственная жизнь.  Показ на демонстрационной доске ­  Давайте   сейчас   вы  расставите  фигуры  на  своих  досках   так,  как  они  расставлены   на демонстрационной доске: Белые: Кр h1, п а4. Чёрные: Кр f3. Итак, победит чёрные король или проиграет в этой ситуации, зависит от того, кто ходит первый – белые или чёрные. Рассмотрим первый вариант: ходит чёрный король  1.…. Кр е4  2. а5   Кр d5   3. а6  Кр с6    4. а7 Кр b7.  Догнал! Значит, выжил, потому что ничья.  ­ А сейчас повторите самостоятельно на своих досках….  (Ребята повторяют на шахматных досках) ­   Рассмотрим   другой   вариант,   когда   первые   в   этой   ситуации   ходят   белые.   К   доске выйдет… 1. а5     Кр е4  2. а6    Кр d5   3. а7   Кр с6     4. а8 +….  К сожалению, не догнал! И через несколько ходов белые ставят мат. Но мы доиграем эту партию чуть позже… ­   Как   вы   видите,   малейшая   ошибка   может   изменить   ход   вашей   партии.   Поэтому   для быстрого и чёткого определения результата «догонялок» между королём и пешкой нужно пользоваться правилом квадрата.    Если Король при своём ходе входит в квадрат пешки, то он успевает эту пешку остановить. Иначе, пешка убегает от Короля и превращается…..4.Физкультминутка  Раз, два! Голова туда­сюда! Три, четыре! Руки шире! Пять, шесть! Надо всем присесть! Семь, восемь! Боксом всех владеть попросим. Девять! Противника победим И награды раздадим! ­   Продолжаем   наше   занятие.   Квадрат   пешки   определить   несложно:   надо   мысленно посчитать количество клеток по вертикали от пешки до поля её превращения. Затем, когда мы посчитали, такое же количество клеток мысленно отложим по горизонтали от пешки в сторону Короля. Получились две стороны квадрата. Достроив его до конца, мы получаем квадрат пешки. ­ В нашем случае квадрат пешки а4 обозначается  а4­­­­а8­­­­е8­­­­­е4. Это правило очень облегчает ваши расчёты за доской: не надо рассматривать все ходы пешки и Короля, гоняясь за пешкой. Достаточно выяснить, попадает ли Король в квадрат пешки при своём ходе (или он уже стоит в этом квадрате) или нет.  Самостоятельная работа на шахматных досках ­  Поставьте на доску Короля и 8 пешек. Ваша задача – провести пешку и превратить её в Ферзя и уничтожить все пешки соперника. По моей команде вы начинаете игру… (Ребята соревнуются, чья пешка быстрее превратится в Ферзя)  Игра «Шахматный морской бой» ­ Закройте все глаза, и не открывайте, пока я не скажу… На доске 32 фигуры, это значит, что каждому из вас будет предоставлено   назвать любое шахматное поле. Если на нём окажется фигура, то она снимается с доски, и вы побеждаете.    5.Итог занятия, рефлексия  ­  Повторим Правило квадрата, которое гласит: если Король при своём ходе входит в квадрат пешки, то он успевает эту пешку остановить! А значит, «остаётся в живых». ­ Сейчас я попрошу вас нарисовать на этих вырезанных из бумаги пешках весёлое или грустное выражение лица. Весёлое, если занятие вам   Понравилось, грустное – если не понравилось. Возьмите фломастеры и «оживите» своих бумажных пешек…