Образовательное учреждение |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области»
|
Учитель |
Уразалеев Руслан Фаритович
|
Предмет |
Кружок «История развития и традиций казачества»
|
Классы |
7-8
|
Дата проведения
|
24.04.2020 |
Форма проведения
|
Дистанционное занятие. |
Время |
20 минут
|
Номер занятия
|
56 |
Тема занятия |
Казачья свадьба. Колядки[1].
|
Цели
|
Дать представление о традициях казачьей свадьбы. Познакомить обучающихся 7-8 классов с особенностями колядования и циклом обрядов связанных с этим. Научить обучающихся работать в дистанционном, самостоятельном режиме. На основании полученных данных делать выводы либо выдвигать гипотезы.
|
Создать ситуацию успеха на занятии кружка |
Повысить мотивацию изучения истории родного края через изучение традиций казачей свадьбы. Способствовать воспитанию человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач. |
Оснащение
|
Компьютер, скайп, WhatsApp, ВК. Раздаточный материал: выдержки из электронных носителей (материал из Музея археологии и этнографии ОмГУ). Перечень электронных ресурсов: http://ethnography.omsu.ru
|
ХОД ЗАНЯТИЯ
|
|
I. Изучение нового материала.
|
Вступительное слово учителя. Учитель во вступительном слове опирается на знания, полученные на занятиях кружка по истории развития и традиций казачества. |
Вопросы для беседы:
|
- Про какие обряды традиционной казачьей свадьбы мы говорили на предыдущих занятиях? Назовите в режиме он-лайн (ВК) (запись) 1-2 примера. - Какую важную функцию несли этапы традиционной казачьей свадьбы? Приведите примеры в режиме он-лайн (ВК) (запись) 1-2 примера.
|
|
Далее учитель дает краткое представление о том, какую роль играли свадебные обряды в жизни казака и казачки, желавших скрепить свою жизнь столь важным союзом. Раскрывает цели и задачи знания колядования[2].
|
Свадебный цикл |
Учитель раскрывает значение каждого этапа свадьбы казака.
|
Колядки |
Ритуальный смысл |
Физкультминутка |
- учитель называет пословицы и поговорки и просит обучающихся классифицировать их по разделам (в режиме ВК: микрофон).
|
II. Практическая работа – составление новых вопросников в группах
|
1.Изучение архивных текстов про казачью свадьбу и обряды в парах (учитель заранее отправляет фотосканы текстов). 2. Соотнесение с традициями остального русского населения. 3. Поиск параллелей с обрядами других народов России, с кем казаки вступали в различные отношения (татары, казахи, башкиры, калмыки, ногайцы).
|
III. Итог |
Каждая группа озвучивает результаты своей работы и отправляет в ВК учителю.
|
IV. Выводы. |
Свадьба и её обряды были важным событием в жизни казачьего сообщества. Таинства православной веры тесно переплетались с обрядами, имеющими дохристианские корни. То же касается и колядок. Главная задача – знание и применение некоторых обрядов и традиций своих предков – донских и сибирских казаков в быту. Просматривая фотосканы этнографических сборов с бывших казачьих станиц Северного Казахстана, собранных еще омскими учёными в 1980-е гг., попробовать такие же вопросы задавать своим родственникам старшего поколения.
|
Объявление оценок. |
|
V. Рефлексия. |
Попробуйте оценить свою работу на занятия по 10-бальной шкале и отправить в ВК учителю. 1. Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил материал – 9–10 баллов. Усвоил новый материал частично – 7–8 баллов. Мало что понял, необходимо еще поработать – 4–6 баллов. 2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам – 9–10 баллов. Допустил ошибки – 7–8 баллов. Не справился – 4–6 баллов. 3. Как работала группа (пара)? Совместно разбирали и обсуждали задание – 9–10 баллов. Обсуждение было вялым, неинтересным, допускались ошибки – 7–8 баллов. Группа не работало, все идеи предлагал один ученик – 4–6 баллов. 4. Сформулируйте ваше мнение о занятии, ваши пожелания.
|
VI. Нацеливание обучающихся на тему следующего занятия |
|
VII. Домашнее задание:
|
Выбрать время и тему для опроса, поработать с представителями старшего поколения, проанализировать записанные пословицы и поговорки. Результаты можете отправить учителю ВК или WhatsApp.
|
Приложение к занятию. Фотосканы материалов из архива Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.
Скачано с www.znanio.ru
[1] В работе использованы этнографические сборы по казакам, хранящиеся в архиве Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.
[2] с. Троицкое Омского района Омской области было основано в 1919 году донскими казаками. Подавляющее большинство детей, посещающих кружок являются их прямыми потомками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.