Конспект занятия «В гости к природе»
Цели:
• Расширять знания детей о взаимосвязи природы и человека.
довести до сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на Земле;
• воспитывать заботливое отношение, умение оказать помощь природе, стремление беречь и охранять природу;
• проводить классификацию предметов живой и неживой природы, развивать логическое мышление, познавательную активность, внимание, память.
Оборудование: глобус, материал для посадки комнатных растений, карточки ( синяя, зеленая), набор цифр, ручки ,листы бумаги.
Организационный момент:
Воспитатель.
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.
- Сегодня мы совершим воображаемое путешествие.
- Нам откроются двери в удивительный мир .
Сообщение темы занятия.
Посмотрите
на доску. На доске тема нашего занятия в котором перепутались все буквы и цифры
их обозначающие. Что бы его прочитать нужно поставить цифры по порядку.
(на доске буквы + цифры) Дети составляют тему занятия на листочках которые лежат на столе.
Читают тему занятия «В гости к природе »
Как вы думаете, человек сможет прожить без природы? Почему?
- Природа заботится о нас. Она дает нам все: пищу, одежду, воздух и воду. И мы с вами должны бережно относиться к природе.
Вступительная беседа.
Мы с вами отправляемся в путешествие на поезде.
Мы постоянно слышим и читаем об экологии, и этому есть много причин. И хотя экология – одна из самых молодых наук, она имеет большое значение для будущего всего человечества.
Как по-вашему , что такое экология?
(Ответы детей)
2017 год –это год экологии в России.
Экология — учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки.
Природе плохо и ей надо помочь. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что нас окружает нужно относится бережно.
- Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: « Что может сделать каждый из нас, чтобы наша планета, наша природа сохранились на долгие годы?»
— Где поезд делает остановки? (На станциях.)
— Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться и о чем говорят нам названия этих станций? (Природная — о природе, Солнечная — о солнце, Воздушная— о воздухе, Родниковая — о воде, Сказочная — о сказках, Бережливая –о бережном отношении к природе.)
- Можем отправляться в путь.
Ход путешествия
1 станция «Природная»
Что такое природа?
Природа – это всё, что нас окружает, но не сделано руками человека.
- Давайте проведём игру «Природа – не природа».
(цветные карточки)
- Я называю слова, а вы будете показывать карточки, если это слово относится к природе (зеленую) , если – не к природе ( коричневую): ромашка, компьютер, трава, телевизор, небо, школа, чайник, цветы, окно, стол, река, самолёт, медведь, ручка.
- А какая бывает природа? (Живая и неживая.)
- Что такое живая природа? (Это то, что растёт, дышит и размножается, т. е. производит себе подобных.)
- А что такое неживая природа? (Неживая природа не растёт, не дышит, не размножается, т. е. не производит себе подобных.)
На доске десять картинок на которых живая и не живая природа, каждая картинка отмечена цифрой. Разделить картинки на живую и не живую природу.
(работа с карточками «цифры»)
Молодцы! Хорошо справились с заданиями на этой станции, едем дальше.
2 станция «Солнечная».
- Поезд подходит к станции.
Читаем название. (Солнечная.)
- Ребята, а что такое Солнце? (Солнце – это ближайшая к Земле звезда.)
-А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце во много раз больше Земли)
- Когда мы выходим в ясную погоду вечером на прогулку, что мы видим на небе? (Много маленьких звёздочек.)
- Правильно. Маленькие они потому, что они от нас очень далеко. А солнце – это такая же звезда, только находится она к нам, к нашей Земле на много ближе, чем другие звёзды.
- А какую форму имеет солнце? (Форму шара.)
- Ребята, сможем ли мы жить без солнца? Почему? (Потому что оно даёт человеку, животным , растениям свет и тепло.)
- А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка.
Путешествие на велосипеде, машине, лошади, пешком.
3 станция «Родниковая»
Читаем название станции. (Родниковая)
- Посмотрите на модель Земли - глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода.
Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
- Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, соленая. Пресной же воды очень мало.
(Посмотрите на схему )
Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
- Кто же губит воду? Ответы детей .
Как это происходит ?
Необходимый источник жизни - воду — загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ.
Помните: воду надо беречь.
Отправляемся на следующую станцию.
4 станция «Воздушная»
Читаем название станции. (Воздушная)
Оболочка вокруг нашей планеты Земля, называется атмосферой.
Атмосфера обеспечивает нас воздухом, необходима для жизнедеятельности растений, животных и людей;
защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечного тепла; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.
Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.
— Каким газом мы дышим? (Кислородом.)
— Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.)
Деревья, кустарники, комнатные цветы.
Не губите деревья! Деревья для планеты – как лёгкие для человека. Чтобы дерево выросло, пройдёт не один год, а погубить его можно за минуты.
Поехали дальше.
5. Станция «Сказочная»
- Мы приехали на станцию «Сказочная».
Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?» внимательно и ответьте мне на вопрос:
Кто главные герои сказки и о чем они спорили? (театр)
Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее.
Ясно Солнышко сказало:
— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.
Свежий Воздух возразил:
— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.
Холодная Вода заклокотала:
— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.
Долго они спорили, чуть не подрались.
Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:
— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как в природе все взаимосвязано.
С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.
— Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)
— О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)
— Кто разрешил их спор? (Ветер.)
— Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)
— Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)
6 станция «Бережливая»
-Ребята, природе в наши дни требуется помощь человека. А начинать можно с малого. Каждый из вас в силах помочь природе
Ребята, являются ли комнатные растения частью природы? Почему?
Ребята как вы думаете зачем нужны комнатные растения? Могут ли они расти на улице? Как нужно за ними ухаживать?
Рассказать детям о благотворном влиянии комнатных растений на здоровье человека
Ребята комнатные растения поселились в домах людей очень - давно. Люди украшали ими свои жилища, и со временем поняли что они очень полезны, они очищают воздух от пыли, выделяют нужный для организма человека кислород, поглощают вредные вещества, увлажняют воздух, украшают быт человека и повышают настроение;
Предлагаю детям оказать помощь природе, посадив комнатные растения.
Технологическая карта посадки растения.
Посадка комнатного растения в горшочек.
Заключительная часть
В начале нашего занятия мы поставили вопрос : « Что может сделать
каждый из нас, чтобы наша планета, наша природа сохранились на долгие годы?»
(Ответы детей).
Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и
других нарушителей экологии.
В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора.
Лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки.
Пожарные тушить лесные пожары. Государство создавать заповедники для сохранения
редких животных и растений.
А мы - ученики школ помогать взрослым своим посильным трудом.
Итог занятия .
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и
охранять.
- И в завершении я предлагаю вам послушать стихотворение.
Берегите Землю, берегите!
Мусор, где попало, не валите.
Реки и леса все берегите.
Если рубите леса, восстановите.
Новые деревья посадите.
С благодарностью Земле долги верните.
Красоту земную не губите.
Родники в лесах восстановите.
Чтобы родники везде журчали
И водой все реки наполняли.
Наше путешествие закончилось. Понравилось вам путешествие? Я думаю, что вы после этого путешествия будете бережно относиться ко всему живому. Спасибо, мне было очень приятно с вами работать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.