Занятие «Дарвинский биосферный заповедник»
Цель: расширение и уточнение знаний о родном крае: знакомство с Дарвинским заповедником.
Задачи:
- способствовать формированию ответственного и бережного отношения к родной природе;
- способствовать воспитанию чувства гордости, что на нашей земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
- способствовать закреплению знаний о редких животных, птицах, и растениях.
Оборудование: видеофильм «История создания заповедников», видеофильм «Дарвинский природный биосферный заповедник», картинки с изображением животных, птиц, насекомых и растений.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение:
- Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвой
Ночью темной, грозовой?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!
С. Погорельский
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с картой Ярославской области, узнаем, что такое заповедники, где они расположены, и какие животные нашли там свой дом.
2. Основная часть.
Посмотрите, это карта нашей области. Маленькими точками на ней обозначены города. А вы знаете, что обозначают голубые пятна и линии на этой карте? (это озера и реки)
А что обозначено на карте зеленым цветом? (Леса, луга, поля)
Коричневым обозначены холмы и возвышенности. Вы обратили внимание, какого цвета на карте больше? (зеленого).
Наша Ярославская область богата лесами, полями, лугами и цветами. В наших лесах много различных животных, удивительных растений. В реках и озерах много рыб редких пород. Природа имеет важное значение в жизни каждого человека.
Природа имеет большое значение в жизни человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего он жить не может. Назовите, что природа дает человеку? (Воздух, вода, свет, тепло, продукты питания и т.д.).
Ребята, как вы думаете, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.).
А всегда ли человек помогает природе? А может человек губить природу? (Загрязнять реки, вырубать леса, отлавливать животных). Да, эти факты стали все чаще и чаще появляться в нашей жизни. Люди могут приумножать природу, а могут губить оставшееся. Бывает так, что человек не учитывает законы природы и наносит огромный вред всему окружающему. Не правильное, жестокое обращение с природой привело к тому, что стали исчезать многие виды растений и животных. Тогда люди стали задумываться как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки?
Проводится д/упражнение «Береги свою природу»
В: Для того, чтобы нам понять, что же придумали люди, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово.
З |
а |
я |
ц |
||||||
р |
ы |
б |
А |
||||||
П |
ч |
е |
л |
а |
|||||
о |
с |
т |
р |
О |
в |
||||
В |
е |
т |
к |
а |
|||||
в |
Е |
т |
е |
р |
|||||
в |
о |
з |
Д |
у |
х |
||||
п |
о |
д |
с |
Н |
е |
ж |
н |
и |
к |
с |
н |
е |
г |
И |
р |
ь |
|||
х |
а |
т |
К |
а |
По вертикали образуется слово заповедник. Читающие дети называют это слово для всех.
Что же такое заповедник?
Просмотр видеофильма «История создания заповедников»
Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам, как она хочет и как ей нужно. В заповедниках охраняется живая природа. Человек охраняет цветы, грибы, кустарники, деревья, насекомых, рыб, птиц, животных. Почему возникла необходимость создать заповедники? Чтобы не исчезли растения, животные птицы, чтобы сохранить все то, что в природе исчезает.
Заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Нельзя не сказать о роли заповедников в научных исследованиях – в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют чисто эстетичную функцию – радуют глаз посетителей. Каждый заповедник – природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. Заповедники – это участки территории, характерные для какой – то определенной зоны или пояса, либо чем – то особо отличающиеся, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс или его отдельные компоненты. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы. Заповедники – это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
В нашей Ярославской области есть чудное место, в котором уживаются разные звери и птицы, а разным растениям – просто счету нет. Это Дарвинский биосферный заповедник. Большую часть территории занимают болота и заболоченные леса. Заповедник насчитывает 590 видов растений, в нем обитают 49 видов млекопитающих. Много редких видов птиц: скопа, орлан-белохвост, беркут, лебедь-кликун.
Работники заповедника ведут наблюдения за изменением природы в зоне подтопления берега. Имеется дендрарий. Ведутся работы по разведению глухаря. Многие растения занесены в Красную книгу России. (Дети рассматривают картинки с изображением этих растений, запоминают их названия).
В заповеднике проживает много животных. Это кабаны, косули, лисицы, бобры, зайцы, куницы, ласки, хорьки. (Дети рассматривают картинки с изображением животных, запоминают их названия). Богат растительный и животный мир этого живописного уголка природы. В лесу рядом с сосной, березой и осиной растут дубы, клены, ясени. У подножья деревьев зеленеет ковер самых различных трав.
А теперь, ребята, отдохнём. Проводится физкультминутка:
Физкультминутка «Лес»
Только в лес мы вошли, (Ходьба)
Появились комары. (Хлопают в ладоши)
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем (раскачиваются)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки к верху поднимаем,
Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)
Да, идти нам нелегко.
Дальше по лесу идем –
Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,
Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)
Впереди у нас вода.
К водоему подойдем
И беседу заведем.
Дидактическая игра «Узнай животное по внешнему виду».
Воспитатель предлагает детям посмотреть, как много животных на поляне, но они все бледные и некрасивые. Может они заболели? Давайте их сделаем красивыми и здоровыми с помощью красок, но сначала вы должны определить, каких животных как раскрашивать. (Под музыку дети раскрашивают животных, уточняя их названия и внешний вид).
В Дарвинском заповеднике встречаются 10 видов птиц, занесенных в Красную книгу России. Среди них - большой кроншнел, орлан, беркут и другие. (Дети рассматривают картинки с изображением этих птиц, запоминают их названия).
В заповеднике созданы очень хорошие условия для проживания многих животных. Весной можно услышать голоса разных птиц. Это голоса грача, скворца, соловья, цапли, трясогузки, зяблика, дрозда. В лесах заповедника в высоких дуплах живут белки, куницы. В болотистых местах обитает несколько видов лягушек, жаб. Над цветущими растениями кружатся пчелы, шмели, бабочки.
Просмотр видеофильма «Дарвинский биосферный заповедник»
Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? Ответы детей: (нет, природу надо беречь и охранять везде)
Воспитатель: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Игра «Что хорошо, а что плохо?»
У меня кружки красные и зеленые. Рассмотрим изображения и поместим под ними кружки. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.
Костер в лесу (Красный кружок)
Мусор в лесу (Красный кружок)
Сломанные ветки (Красный кружок)
Срубленные деревья (Красный кружок)
Браконьерство (Красный кружок)
Посадка деревьев (Зеленый кружок)
Развешивание кормушек (Зеленый кружок)
Не рвать цветы (Зеленый кружок)
Создание красной книги (Зеленый кружок)
Создание заповедников (Зеленый кружок)
Дети отгадывают и помещают кружок соответствующего цвета возле изображения.
Воспитатель: А теперь, дети, мы с вами придумаем и запишем правила охраны природы.
Охранять природу необходимо не только в заповедниках, а везде, в любом месте. Давайте или ! вспомним правила поведения в природе.
1. Не топтать цветы, травы.
2. Ходить только по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев и кустарников.
4. Не кричать, не включать громкую музыку.
5. Не разорять птичьих гнезд.
6. Не ловить насекомых.
7. Не разрушать грибницы.
8. Не ловить мальков и лягушек.
9. Не ломать паутинки.
10. Не разжигать костров.
11. Не разорять муравейники.
Давайте станем настоящими защитниками природы, и она щедро отблагодарит нас.
3. Рефлексия.
Наше занятие получилось очень интересным, вы много знаете о жизни леса и его обитателей.
- Скажите, как называются место, где мы сегодня встретили много интересных зверей, птиц, растений? (Дарвинский заповедник).
- Чего нового вы узнали о жизни животных в этом заповеднике? (ответы детей).
- Для чего люди создают заповедник? (ответы детей).
И закончим занятие такими добрыми стихами: «Есть на земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.