ЗАНЯТИЕ «КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» для воспитанников 14-17 лет

ЗАНЯТИЕ «КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» для воспитанников 14-17 лет

Медиа
docx
30.11.2019
компьютер и здоровый образ жизни.docx

ЗАНЯТИЕ «КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

для воспитанников 14-17 лет

 

Цель: формирование «антизависимых» установок у  подростков

Задачи:

-        информировать о последствиях злоупотребления компьютером;

-        дать знания о здоровьесберегающих техниках при работе за компьютером;

-        выработать правила безопасной работы за компьютером.

Продолжительность мероприятия: 1 -1,5 часа

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово:

По мнению экспертов, опасность стать зависимым от компьютера грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более 2-х часов в день. Это же касается тех, кто ночи напролёт «сидит» в Интернете.

Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от ответственности и трудностей реальной  действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь.

Вначале – удовольствие и наслаждение, но через некоторое время требуется всё больше сил, времени и оно поглощает всю жизнь человека.

Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения.

  1. Основная часть

2.1  Влияние компьютера на здоровье человека

Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

-        сидячее положение в течение длительного времени;

-        воздействие электромагнитного излучения монитора;

-        утомление глаз, нагрузка на зрение;

-        перегрузка суставов кистей;

-        стресс при потере информации.

Сидячее положение.

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Предлагаю вам проделать несколько простых упражнений для вашего здоровья.

(физкультминутка – 3 простых упражнения: для ног, спины и шеи)

Электромагнитное излучение.

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение.

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Предлагаю вам сейчас немного позаботиться о здоровье своих глаз.

(Зарядка для глаз:   Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. Затем открыть глаза и, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль. Повторить 3—5 раз. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд, закрыть глаза. Затем открыть, посмотреть вдаль. Повторить 3—5 раз. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд, затем посмотреть прямо вдаль. Аналогичным образом  проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3—5 раз. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх, налево-вниз и вдаль. Потом налево-вверх, направо-вниз и прямо. Повторить 3—5 раз.)

Перегрузка суставов кистей рук.

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

(Суставная гимнастика для рук + массаж пальцев с помощью су-ждонг)

Стресс при потере информации.

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку...

 

2.2 Беседа на тему: «Позитивная виртуальность»

Воспитанникам  предлагается  составить правила позитивной виртуальности. Обсуждается каждый пункт из предложенных правил. 

Например:

1. Используйте виртуальную реальность только тогда, когда нужно расширить ваш  кругозор (выбор).

2. Определите своё место в реальном, а не в виртуальном мире. Виртуальная реальность – это всего лишь инструмент. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Помните, что бесплатный сыр только в мышеловке.

3. Не заполняйте виртуальной реальностью «дыры» в своей жизни. Используйте её для усиления, а не для заплаток.

4. Воспринимайте и используйте компьютер только как инструмент, усиливающий ваши способности, облегчающий продвижение к целям  реального мира. Никогда не допускайте, чтобы виртуальная реальность стала иллюзорной заменой реального мира. Относитесь к компьютеру как творец, а не как потребитель.

5. Развивайте свои реальные навыки и способности. Не ограничивайтесь пределами виртуальной реальности. Откажитесь от использования компьютера, если это не ведёт к развитию способностей и достижению целей за пределами виртуальной реальности. Никогда не развивайте в виртуальной реальности то, что не имеет для вас значения в обычной жизни.

6. Всегда проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и действительностью. Не позволяйте им слиться в одно целое. Не одушевляйте компьютер. Проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и жизнью:

между собой и компьютером;

между тем, с кем вы взаимодействуете за компьютером и своими представлениями.

Учитывайте, что восприятие других людей в гиперпространстве не всегда объективно. Другие люди – это другие люди, а не продолжение ваших убеждений  или призраки в компьютере.

7. Используйте виртуальные отношения для обогащения реальных отношений, а не для их замещения. Стремитесь перевести виртуальные отношения  в реальные, а не наоборот. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию, и не развивает никаких  действительных навыков общения. Решите проблему с чувством одиночества. Определитесь с пониманием со стороны людей.

8. Ищите причины возникающей зависимости от компьютера не в виртуальной реальности, а в своей жизни.

9. Избегайте виртуальной реальности, в которой вас привлекают такие вещи, как:

доступность достижения цели, отсутствие препятствий к её удовлетворению;

возможность контролировать взаимодействие за счёт анонимности и лживости;

возможность получить комфортное состояние, не предпринимая действий в реальном мире, подмена реальных поступков виртуальными; желание уходить от того, что есть сейчас, в фантазии или воспоминания.

10. Учитесь находить в реальной жизни приятные моменты и удовлетворяющие вас взаимодействия. Не используйте виртуальную реальность для бегства от жизни, успокоения и «прикрытия».

11. Находите возможность играть в реальности обычной жизни. Ищите независимость в реальном мире, а не за компьютером. Помните, что иллюзия самостоятельности за  компьютером на самом деле уводит от самостоятельности в жизни.

12. Всегда заранее планируйте время использования компьютера, и не превышайте его ни при каких условиях. Не используйте компьютер тогда, когда вы вынуждены это использование скрывать от людей. Сократите время за компьютером, если вы страдаете от него (несделанные дела в реальной жизни и физический дискомфорт – головные боли).

 

Вариативная часть:  Рисунок (коллаж) на тему: «Игромания, интернет-зависимость - насколько серьезны эти проблемы?» Игромания, интернет-зависимость - насколько серьезны эти проблемы? Предлагаю вам представить разные точки зрения. Затем идет обсуждение.

Либо мини-конкурс на лучший слоган или плакат: «ЖИЗНЬ В РЕАЛЕ»

 

  1. Завершение работы

Обсуждение полученной информации. Подведение итогов. Получение обратной связи.  Спасибо всем за участие!

 

 

 

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ

 

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА

Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, и многие дети уже не представляют себе без него ни учебу, ни досуг. Для того, чтобы занятия на компьютере не принесли вреда, необходимо помнить, что «все хорошо в меру» и при использовании компьютера следовать некоторым простым правилам:

   для того, чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они должны сами хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться.

   ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.

   через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.

   ребенок не должен работать за компьютером более 1.5 – 2 часов.

   родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.

   если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль.

Главная задача взрослых – показать, что компьютер – это всего лишь  средство, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Обычно компьютерная зависимость у детей возникает в 10-16 лет. И в этом нет ничего удивительного – подростковая психика еще недостаточно устойчива. Однако медицинская статистика неутешительна – среди игроманов все чаще можно встретить младших школьников и даже дошколят.

Сегодня мы поговорим о том, как избавить ребенка от компьютерной зависимости, разберемся в источниках ее возникновения и узнаем советы специалистов по ее профилактике.

Какие признаки компьютерной зависимости

Чтобы вовремя распознать зависимость, нужно четко знать ее признаки. 

1.    Потеря контроля. Человек перестает контролировать, сколько времени он проводит за компьютером. 

2.    Не соблюдение «дозы». Все хорошо, что делается в меру. Если человек теряет чувство реальности, то доза времени проводимого за компьютером начинает увеличиваться все больше и больше. 

3.    Тоннельное мышление. Этот тип мышления предполагает, что у человека все мысли направлены только в сторону компьютерной игры или общения в социальных сетях.

4.    Отрицание проблемы. Все зависимые люди склонны отрицать наличие зависимости. Это касается и людей, страдающих компьютерной зависимостью. 

5.    Недовольство реальной жизнью.

6.    Отсутствие общения и контактов в реальной жизни. Человек с компьютерной зависимостью постепенно начинает общаться со своими близкими друзьями и семьей в реальности все меньше и меньше. 

7.    Проблемы с учебой. 

8.    Расстройство сна.

9.    Агрессия, апатия.

Как видите, компьютерная зависимость у подростков – довольно серьезная проблема. Справиться с ней довольно трудно. Поэтому очень важна правильная и своевременная профилактика подобных состояний. Ребенку в данном случае нужна помощь. Причем часто подросток может не осознавать своей проблемы и выказывать нежелание идти к врачу. Поэтому вы, как родитель, должны сходить к психологу и получить все необходимые консультации по этому вопросу, чтобы помочь своему ребенку.

 

Средства профилактики компьютерной зависимости

1.    Реальное общение с реальными людьми.

2.    Ограничить время, проводимое за компьютером и в социальных сетях.

3.    Регулярные прогулки.

4.    Интересное хобби, несвязанное с компьютером. 

5.    Регулярные занятия спортом.

6.    Положительные эмоции.

7.    Обеспечение нормальной психоэмоциональной обстановки в семье.

И самое главное средство профилактики компьютерной зависимости у подростков – любовь к своим детям, внимание и забота.

 

 

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА

Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Они приносят пользу, помогая с помощью развивающих игр сформировать у детей нужные и полезные навыки. Когда ребенок садится за компьютер у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как загрузить фотографии в социальные сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте.

НО!!! Есть и другая сторона: прямая зависимость ребёнка от компьютера, когда ребенок начинает часами «лихорадочно» играть в компьютерные игры. Встречаются дети, которые готовы сбежать из дома, накинуться с ножом на родителей за то, что те хотели забрать компьютер.

Если Вас начинает настораживать «чрезмерно тесная дружба» малыша с компьютером, то эти правила  профилактики компьютерной зависимости для Вас:

Четкий режим. «Общение» с компьютером для дошкольника – 20, максимум - 30 мин в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями. 

Поощрение любых, даже самых маленьких успехов детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом - раздражаются, срываются на крик.

Спокойная реакция  на хвастовство ребенка  успехами в компьютерной игре, ведь поощрение и так уже заложено программой.

Родители - образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Ваш пример - лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.

Обеспечение  занятости ребенка (кружки, широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

 

Ожидаемые результаты:

1.Снижение компьютерной зависимости у подростков.

2.Формировании мотивации к реальному общению со сверстниками.

3.Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)