Занятие на тему «Права и свободы»
Цель: способствовать формированию знаний об основах одного из пластов общечеловеческой культуры - права и свободы.
Задачи:
дать общее понятие терминов «права» и «свободы», показать значения прав и свобод для каждого человека;
воспитание правовой культуры;
формирование умения вести себя достойно, находить пути бесконфликтного разрешения конкретных ситуаций.
Интерактивные стратегии
5. Игра «Желания и потребности».
6. Игра «Группы прав и свобод».
Дидактический материал
4. Карточки для игры «Желания и потребности» - на каждую группу,
5. Таблички с названиями групп прав и свобод. *
6. «Язычки»-карточки с названиями прав и свобод.
Конституция Российской Федерации
(Извлечение)
Статья 17
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому
от рождения.
Статья 60
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в
полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 55
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только б той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вопрос к рисунку: справедливо ли ограничение прав шалуна?
Игра «Желания и потребности»
Инструкция. Цель игры - донести до участников тренинга важность различать слова «хочу» и «нуждаюсь». Основные базовые потребности могут считаться правами. К правам человека относятся только те потребности, на которые человек претендует по справедливости.
Шаг 1. Разделите участников на 4 группы. Дайте каждой группе набор карточек на желания и потребности (см. Приложение на стр. 18). Попросите их представить, что в городе/селе новое правительство. Она приготовило эти карточки, чтобы узнать желания и потребности детей. Дети должны добавить то, чего не хватает в этих карточках.
Шаг 2. После 3-4 минут обсуждения в группах учитель объявляет, что новое правительство из экономических соображений может удовлетворить только 15 пунктов (картинок). Выясните у каждой группы, от чего они готовы отказаться.
Шаг 3. Обсудите следующие вопросы всем классом:
- Как вы пришли к решению, какие пункты оставить, а от каких отказаться?
- В чем состояли трудности при принятии решений?
- По поводу чего у вас были споры и почему?
- Какая разница между желаниями и потребностями? Какие пункты относятся к желаниям, а какие к потребностям?
- Отличаются ли желания и потребности у разных людей? Почему «да» или почему «нет»?
Карточки желаний и потребностей
Собственная кровать
Защита от дискриминации
Карманные деньги
Сласти
Образование
Путешествия
Карточки желаний н потребностей
Достойное жилище
Персональный компьютер
Чистый воздух
Защита от насилия, оскорбления, злоупотребления или отсутствия заботы и небрежного обращения
Одежда по последней моде
Возможность исповедовать свою религию
Карточки желаний и потребностей
Плеер
Занятия спортом
Игра «Группы прав и свобод»
Инструкция
Шаг 1. Учитель (тренер) называет закрепленные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина.
/ группа. Личные права и свободы закреплены в статьях 20-28 Конституции РФ.
1. Право на жизнь.
2. Право на свободу и личную неприкосновенность.
3. Право на неприкосновенность частной жизни.
4. Право определять и указывать свою национальную принадлежность. _
5. Право на пользование родным языком.
6. Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства.
7. Право на свободу совести.
II группа. Политические права и свободы закреплены в статьях 29-33 Конституции РФ.
1. Свобода мысли и слова.
2. Свобода информации.
3. Право на создание общественных объединений.
4. Право на проведение публичных мероприятий.
5. Право на участие в управлении делами государства.
6. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
/// группа. Социальные, экономические и культурные права и свободы закреплены в статьях 34-44 Конституции РФ.
1. Право на предпринимательство.
2. Право на частную собственность.
3. Право на землю.
4. Право на свободный труд.
5. Право на отдых.
6. Право на социальное обеспечение.
7. Право на охрану и помощь семье.
8. Право на жилище.
9. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
10. Право на благоприятную окружающую среду.
11. Право на образование.
12. Свобода творчества.
Шаг 2. «Каждый учит каждого» {«Броуновское движение»)
-для учащихся среднего и старшего возраста.
По жребию каждый получает по 1 «язычку» с указанием одного, из прав человека. Двигаясь свободно по классу, нужно объявить о содержании своего «язычка» максимально возможному в течение 5 мин. количеству человек, успев при этом узнать содержание их «язычков».
Шаг 3. Собрав все «язычки» в шкатулку, пригласите участников занять свои места. Объявите конкурс знатоков прав и свобод человека ^гражданина. Заслушайте 3-4 человека, которые запомнили больше всех прав и свобод.
Шаг 4. «Найди свою семью».
Учитель предлагает взять каждому из шкатулки по 1 «язычку», а затем занять место за одним из трех столов, на которых стоят таблички с названием группы прав и свобод:
1. Личные (гражданские) права и свободы.
2. Политические права и свободы.
3. Социальные, экономические и культурные права и свободы.
Затем участники объявляют о составе своей «семьи».
Остальные участники дополняют или исправляют их решение.
Контрольные вопросы
1. Какие желания и потребности являются базовыми?
2. Назовите группы прав и свобод.
3. Назовите Основной закон страны, который закрепляет ваши права и свободы.
ЗАПОМНИ!
Права человека - это установленные и гарантированные государством в законе возможности (правомочия) человека. Человек может пользоваться этими правами или нет.
Свободы человека - это те области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться, это возможности самостоятельного выбора своего поведения.
Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.