Занятие на тему "Право на образование"
Оценка 4.9

Занятие на тему "Право на образование"

Оценка 4.9
docx
20.08.2024
Занятие на тему "Право на образование"
Право на образование.docx

Право на образование

 

Цель: показать приоритетность образования как основы культурных прав человека/

Задачи:

познакомить учащихся с принципами и задачами

образования в РФ;

воспитание в духе гуманизма;

развитие навыков демократического общения. Интерактивные стратегии

30. Игра-разминка «Строим плотину».

31. Игра «Конституция класса». •  .

32. Два упражнения о дисциплине.

33. Игра «Снимаем кинофильм».

34. Игра «Данетка».

35. Игра «Новые правила».

36. Оформление плаката «Образование».

Дидактический материал

29. «Яэычки»-карточки для игры «Конституция класса».

30. Карточки-«кадры» для игры «Снимаем кинофильм».

31. Лист ватмана и аппликации для плаката «Образование».

Конституция Российской Федерации

(Извлечение) Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплат­ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государствен­ных или муниципальных образовательных учреж­дениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменя­ющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Начните урок с игры-разминки «Строим плотину». Игра «Строим плотину»

Инструкция.     Разбейте класс на группы и объясните им задание

группа - «взрыватели*. Когда вы махнете рукой, они должны издать звук, похожий на взрыв «бух!»

2 группа - «строители». Сразу после взрыва, когда вы дадите им знак, они должны начать стучать ногами, имити-

•    *        руя ходьбу.

3   группа - «бурильщики^. Когда вы дадите им знак, они

должны начать бурить, издавая звук «бр-бр-брррр..,» 4 группа - «машины», которые должны по вашему сигналу! издавать звук работающей машины «ж-ж-ж-ж..,»

Проиграйте условие с каждой группой отдельно, татем

все вместе, по вашему сигналу, по очереди проигр

свою роль.

В конце игры все вместе должны издать звук журчащей

воды, бегущей по построенному каналу.

__ Спросите у ребят, какие ощущения они испытали в ходе игры, переживали ли они за ребят другой группы.     * Сделайте вывод: вы были отдельными группами и в то же время одной командой. Выполнение задания зависело от выполнения каждой группой правил и слаженной работы всей команды в целом. Примерно так же действует государство, а правилами, обязательными для всех, , является Конституция.                                                                           '•, Проведите игру «Конституция класса»                             г Инструкция.     Для этого приготовьте «язычки» с текстом на каждую парту. Работая в парах, ребята определят наиболее важные , правила, которые войдут в конституцию класса. Дайте воз-! можность по очереди выступить всем от каждой пары.           : Путем открытого голосования (поднятием руки), опре-[ делите рейтинг (важность) данного правила. Пять самых* популярных правил зафиксируйте на плакате и поместите в «Классном уголке». Объясните, что теперь эти правила будут выполняться всеми и всегда.

«Язычки» для игры (учитель может составить их по

своему усмотрению):

- ДИСЦИПЛИНА - НЕ ОБЗЫВАЙ ДРУГИХ      '

-ЧИСТОТА - НЕ ПОДСКАЗЫВАЙ _ „,„,-„_           НЕ СПИСЫВАЙ

№. Прш на образование

63

- точность

- ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

- ВЕЖЛИВОСТЬ

- НЕ ПЕРЕБИВАЙ ДРУГИХ

- НЕ ВЫКРИКИВАЙ

- НЕ ОПАЗДЫВАЙ

. Можно отрепетировать одно из правил - «ДИСЦИПЛИНА», этого проведите два упражнения для детей младшего и среднего шко/ вого возраста (использованы .^материалы из книги К. Фопель «Кэ научить детей сотрудничать»).

-ЧШЛ01Л

- АККУРАТНОСТЬ - НЕ СПИСЫВАЙ

- ПОСЛУШАНИЕ - НЕ ДЕРИСЬ

-УВАЖЕНИЕ -НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ

Упражнение N9 1. «Тихие н громкие голосам

Эта игра поможет детям, заходя в класс, вспомнить о том, что разговаривать можно громкими и тихими голосами. Одновременно с этим она служит как бы мостиком для перехода от шумной перемены к сосредоточенной учебной деятельности.

Материалы:      полиэтиленовый или бумажный пакетик. Инструкция,    г- Можете ли вы сказать, каким голосом вы разговарива­ете, играя на школьном дворе или в коридоре?

- Что происходит с вашим голосом, когда мы все при­ходим в класс и начинаем работать?

- Почему в классе нам нужны тихие голоса?

- Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в класс, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах.

- Кто хочет обойти с этим пакетиком класс и собрать в него все громкие и шумные голоса? из упражнения

Доставляет ли тебе удовольствие говорить и кричать на перемене громким голосом?

- Трудно ли тебе говорить в классе более спокойным и тихим голе |сом?

-—У кого в вашем классе особенно красивый и сильный голос?

Кто в вашем классе умеет говорить спокойным громким голосом?!

• - Нравится ли тебе голос учителя?

Упражнение № 2. «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»

Нередко бывает, что дети одновременно хотят выкрик­нуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. 64

ПО ЗАВДкдм ДОБРА. Изучаем Конспкущю Росстйошй Фвяерац>м

Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.

Инструкция.     - Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каж­дый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх.

- Когда все получат достаточно времени для размыш­ления, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну счи­тать: «Раз, два, три...» На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.

- Какой сегодня день недели? Другие возможные вопросы:

- Номер вашей школы?

- Как зовут директора?

- Как называется улица, где стоит наша школа?

- Сколько учеников в классе?

- Сколько минут длится урок?

- Сколько минут длится перемена? и т. д.

Игра «Снимаем кинофильм» '             *

Инструкция.     Учитель предлагает ребятам стать режиссерами фильма О школьной жизни. На каждую парту по жребию выделяется 1 «кадр» (см. Приложение к игре). Каждая пара по очереди выходит к доске, крепит его клейкой лентой на «пленку» и «озвучивает».

Остальные ребята дополняют или исправляют ход «фильма».

- Определите, в каком жанре получился ваш фильм: триллер, мелодрама или комедия?

Культурные права - это право на образование, право на участие в куль­турной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, наци­ональными обычаями, традициями и т. д.) н другие права.

Эти права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой и подлежат повышенной защите. Федеральный закон «Об образовании» способствует реализации этих

конституционных норм.

ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

- Почему государство считает обязательным получение основного общего образования? 66

ПО ЗАГОНИМ ДОБРА.

Принципы государственной политики в области образования

Плюрализм (от лат. р1игаШ - множественный):

- проявляется в создании государственных, муниципальных и частных школ, в наличии школ с разными образовательными про­граммами (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением тех или иных предметов, школы для особо одаренных детей, школы для детей, страдающих физическими недугами);

- в возможности получения образования в различных формах: очной, вечерней, заочной, в форме семейного образования, экстерна. Гуманистический и светский характер:

- означает формирование личности ребенка на лучших традициях человечества, на идеалах мира, взаимопонимания между народами;

- отсутствие в системе образования идеологической и религиоз­ной пропаганды. Единство федерального образовательного пространства:        Л

- означает наличие общих черт в содержании образования всех

типов и форм;

- возможность продолжения образования в учреждении последую-

щего уровня.

На основании Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» каж­дая школа разрабатывает свой Устав. Устав школы определяет порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогических работников, обслуживающего персонала, учащихся и их

родителей.

В школе взаимодействуют люди разного возраста, разного уровня воспитания, с разными характерами и взглядами. Поэтому школьные

конфликты вполне реальная вещь.

Если участники учебного процесса забывают о правах и свободах человека, то конфликт может привести к «войне».

 

Игра «Данетка»

 

        Инструкция. Ученики быстро, не задумываясь, поднимают руку, если

ответ «да»; при ответе «нет» сидят спокойно.

 

1.     Могут ли ученики попросить директора заменить учителя?

2.     Могут ли учителя обзывать детей?

3.     Может ли ученик обозвать учителя?

4.     Будет ли наказан учитель, если он ударил ученика?

5.     Имеет ли право ученик курить в школьном туалете?

 

Содержание образования должно быть ориентировано на:

 

Ø развитие личности, талантов и умственных и физических способно­стей ребенка;

Ø воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

Ø воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям .страны, в которой ребенок проживает, стра­ны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;

Ø подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа корен­ного населения;

Ø бережное отношение к окружающей среде.

 

           В рамках Хельсинского процесса государства-участники обязались поощрять, облегчать, поддерживать усвоение знаний о демократических ценностях, международных стандартах в области прав человека в учеб­ных заведениях всех уровней.

 

Школьный анекдот

 

           Пришедшим в первый раз в школу ученикам учитель сказал: «Сидите тихо, чтобы было слышно, как пролетит муха».

Учитель что-то рассказывая, писал на доске, зачитывал выдержки из книг и вдруг нетерпеливый голос с последней парты прервал его: «Учитель, когда же Вы, наконец, выпустите муху?»

 

         - Как вы думаете, понимают ли дети этого класса правила поведения на уроке?

 

Игра «Новые правила»

 

         Инструкция.     Разделитесь на 4-5 групп. В каждой группе придумайте по два шуточных, даже абсурдных, правила для учеников школы и два действительно серьезных и нужных правила. Например, считает ли кто-нибудь из вас, что ученикам и учителям можно ездить по коридорам на роликах или прихо­дить в школу по понедельникам только в синей одежде, по вторникам только в красной и т. д.

 

         Теперь презентуйте свои правила перед классом и спро­сите остальных, что они об этом думают. Выясните, есть ли такие предложения, которые поддержат большинство ребят класса?

 

Вопросы для обсуждения

 

1.     Какое правило оказалось самым сметным?

2.     Какое из предложенных правил кажется самым важным?

3.     Считаете ли вы, что ребята должны участвовать в принятии школьных правил?

 

Рефлексия

 

         Воспитатель раздает всем ребятам по листочку цветной бумаги с напи­санным на нем понятием о роли образования.

 

        Детям предлагается оформить плакат, на котором растет пальма знаний.

 

         Пальма растет все время, пока живет человек. У каждого из нас свой уровень образования. Но есть для всех людей общие принципы и по­нятия, которые помогут каждому стать сильнее, потому что хорошее образование - это единственное богатство.

 

         Корнями дерева будут те три коллектива, которые «образуют» человека.

 

- Назовите эти три коллектива. Приклейте свои карточки внизу.

- Из чего состоит образование?

- Что помогает в наше время образованию?

- Какая польза от образования?

 

          Дети по очереди выходят к доске, «озвучивают» свой листочек, приклеивают его на плакат.

 

         В конце тренинга поблагодарите детей за участие.

 

Контрольные вопросы

 

1.     Что говорит Основной закон об образовании?

2.     Зачем нужны Правила в школе?

3.     Что дает человеку хорошее образование?

 

ЗАПОМНИ!

 

1.     Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей. Родители должны иметь возможность свободно посылать своих детей в любые учебные заведения, отвечающие требованиям, предпи­санным или утвержденным компетентными органами образования, и обеспечить религиозное или иное моральное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями. Российское законодательство гарантирует родителям право выбора образования для своих детей.

Это совершенно не означает, что среднее образование не является обязательным для детей и их родителей. Согласно Закону об образовании Российской Федерации основное общее образование (9 классов) и государственная аттестация по его завершении является обязательной для всех детей, независимо от формы обучения. И если ребенок не получает должного образования, либо вообще не обучается ни дома, ни в школе, то в подобных случаях в силу вступает закон.

2.     Ответственность за дисциплину, за правила пове­дения в школе лежит на ее директоре. Эти правила носят силу закона, как для учителей, так и для учеников.

3.     На протяжении всего школьного дня ответствен­ность за жизнь детей и их воспитание несут учителя поэтому они принимают на себя часть родительских обязанностей.

 


 

Право на образование Цель: показать приоритетность образования как основы культурных прав человека/

Право на образование Цель: показать приоритетность образования как основы культурных прав человека/

Проиграйте условие с каждой группой отдельно, татем все вместе, по вашему сигналу, по очереди проигр свою роль

Проиграйте условие с каждой группой отдельно, татем все вместе, по вашему сигналу, по очереди проигр свою роль

Материалы: полиэтиленовый или бумажный пакетик

Материалы: полиэтиленовый или бумажный пакетик

Приложение к игре). Каждая пара по очереди выходит к доске, крепит его клейкой лентой на «пленку» и «озвучивает»

Приложение к игре). Каждая пара по очереди выходит к доске, крепит его клейкой лентой на «пленку» и «озвучивает»

В школе взаимодействуют люди разного возраста, разного уровня воспитания, с разными характерами и взглядами

В школе взаимодействуют люди разного возраста, разного уровня воспитания, с разными характерами и взглядами

Учитель что-то рассказывая, писал на доске, зачитывал выдержки из книг и вдруг нетерпеливый голос с последней парты прервал его: «Учитель, когда же

Учитель что-то рассказывая, писал на доске, зачитывал выдержки из книг и вдруг нетерпеливый голос с последней парты прервал его: «Учитель, когда же

Какая польза от образования?

Какая польза от образования?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024