Занятие "Не верю, пока не проверю" для старшей группы

  • docx
  • 18.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе
Иконка файла материала занятие не верю пока не проверю.docx

Администрация города Улан – Удэ

Комитет по образованию города Улан –Удэ

МАОУ «СОШ № 108»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе    «Не верю, пока не проверю».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Составила: Безызвестных О.И.

 

 

Конспект открытого занятия «Не верю, пока не проверю» старшая группа

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через познавательно – исследовательскую  деятельность.

Задачи:

Образовательные

 - Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и

 явлениях окружающего мира;

Развивающие

 - Развивать у дошкольников познавательную активность, умение

анализировать полученные результаты;

 - Развивать логическое мышление, исследовательские  способности;

Воспитательные

 - Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;

 - Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материалы: глобус, карта, яйцо, манка, ключи, перья, крахмал, игрушка самолет, ватман, фломастеры

Дети заслушивают аудиосообщение: Здравствуйте! Я самый главный ученый, самый умный на свете! Ваш воспитатель часто вам рассказывает о нашей планете, ее обитателях, океанах и континентах. Но, как узнать, правда ли то, о чем она говорит? Можете ли вы показать и доказать, что она не ошибается? Жду от вас письмо, с результатами вашей работы!

Восп: Ребята, я возмущена! По словам ученого я обманщица? Давайте покажем, что все наши знания мы можем доказать, а после отправим почтой результат. Значит сегодня мы с вами превратимся в исследователей, которые проверят, все ли факты о нашей планете правда. Результаты своей проверки мы занесем в таблицу, зарисуем и затем отправим ученым. Для начала нам нужно придумать для каждого символ, под которым вы будете заносить результаты в общую таблицу.(дети зарисовывают самостоятельно символы, наклеиваем таблицу)

Ребята, отгадайте загадку

Круглый мячик,

На столе,

На одной стоит ноге

Со стула не встану,

Его покружу,

В любой точке мира,

На нём окажусь,

Океаны и моря,

Острова, материки,

Всё найдёшь легко,

На этом шаре ты! (Правильно, это Глобус)

Глобус изображает нашу Планету Земля, уменьшенную во много, много раз. Глобус маленький, а Земля огромная.

Раньше всю Землю, весь Мир люди называли «Светом», а так как наша Земля круглая, то и путешествия вокруг всей Земли стали называть «кругосветным», те вокруг света. Повторите слова «Кругосветное путешествие».

Наша Земля такая огромная, что такие «кругосветные» путешествия могут занять много времени: раньше, когда не было быстрых самолётов, кораблей и поездов люди путешествовали пешком, на лошадях, на пароходах, парусниках и могли обойти всю землю за несколько месяцев или даже лет, а сейчас путешествия занимают несколько недель или дней. А вот на быстрой ракете можно облететь вокруг земли за 2 часа.

Если начать путешествовать из какого-то любого города на север, юг, запад или восток, то можно вернуться опять в этот город, так как наша Земля круглая.

Вы верите или нет? А давайте проверим и докажем, что земля круглая

Выходите на ковёр и вставайте в круг. У меня в руках самолет, один из самых быстрых видов транспорта, я буду передавать его вам. Если наша Земля круглая, то самолет вернётся опять ко мне.

Видите, самолет прошел по кругу и вернулся ко мне. Мы совершили «кругосветное путешествие». Давайте занесем результат в таблицу.

Итак, что же такое глобус? (Глобус – это модель нашей земли)

А что такое карта? (Это тот же глобус, только в развернутом виде)

Давайте подойдем и рассмотрим карту

- Что изображено на глобусе и карте?

- Сколько материков на планете земля? А сколько океанов?

- Какие океаны вы знаете?

- Посмотрите на карту и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой»?

- У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода.

- Так много или мало воды на Земле? (много)

Совместно с детьми делаем вывод: «Большая часть планеты занята океанами и морями». Давайте зафиксируем в таблице,  что на земле большая часть принадлежит мировому океану

- Ребята, какая вода в океанах и морях? (Холодная, прозрачная, солёная)

- Как же определить, где морская вода, а где простая из крана? (Попробовать!)

- А если не пробовать? Решить эту проблему нам поможет опыт.

Вот две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я не знаю. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим.

Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая.

Что случилось с яйцом? (Оно опустилось на дно. Значит вода пресная.)

- Теперь опустим другое яйцо в другую ёмкость. Что случилось с яйцом? (Оно плавает. Значит вода солёная.)

- Теперь вы можете сказать, где вода солёная, а где пресная. Давайте занесем результаты нашего опыта в таблицу.

- Вернемся к нашей карте: что означает цвет на изображении материков? Обратите внимание, на каком материке больше желтого цвета. Что это означает?

Верно, это пустыня. Хоть пустыня и самое жаркое место на планете, но там живут много животных, организм которых приспособлен к жаре днем и холоду ночью. Все верно, в пустыне днем очень жарко, но стоит зайти солнцу, то температура опускается и становится очень холодно. Еще в пустыне есть такое удивительное явление как зыбучие пески. Состоит такой песок из песчинок, которые плотно прилегают друг к другу и между ними находится вода. Зыбучие пески бывают не только в пустыне, но так же и на берегу водоемов. Образуются зыбучие пески после землетрясения и выхода подземных вод в грунт. . Считается, что они очень опасны и попав в такой песок, человек или животное погибает. Но так ли это? ( просмотр видео о зыбучих песках)

- Итак, мы выяснили, что зыбучие пески не так опасны, как думают многие люди. Сейчас мы проверим теорию, что если не двигаться, попав в зыбучие пески, то не утонешь в них.

Нам понадобится любая крупа, мы возьмем манку, тк она больше похожа на песок и положим на поверхность ключ. Пока мы ключ не двигаем, он находится на поверхности, но стоит потрясти песок, то он начинает погружаться. А если положим на поверхность перо, то даже если и потрясем, оно не погрузится, тк перо очень легкое. Занесем результаты опыта в нашу таблицу.

- А теперь я хотела бы научить вас делать зыбучий песок самостоятельно. В науке такой песок называют неньютоновская жидкость. Она по свойству очень похожа на зыбучий песок. Нам понадобится крахмал и холодная вода. Смешиваем их и попробуем сжать. При сжатии получается плотный комочек, но если разжать кулак, то комочек превращается в жидкость.

- подведем итог: мы выяснили и доказали в течении занятия, что : земля круглая, четверть планеты покрыта сушей, а большая часть водой, узнали как отличить соленую воду от пресной не пробуя ее, в зыбучем песке не утонешь, если не двигаться и как создать зыбучий песок или неньютоновскую жидкость самостоятельно. Давайте проверим ваши записи в таблице, все ли опыты получились. Сейчас пришло время зарисовать в виде схемы понравившийся вам опыт и мы сможем рассказать о нем родителям, другим ребятам и обязательно отправим ученым свои доказательства.