Занятие НОД для детей средней группы
Тема: «Украшение платочка».
Декоративное рисование
по мотивам дымковских росписей
Задачи:
Знакомить детей с росписью дымковской игрушки. Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые линии). Развивать творчество, фантазию, чувства ритма. Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству.
Оборудование:
Краски гуашь (разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18см, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).
Предварительная работа:
Знакомство с дымковскими игрушками. Рассматривание дымковских игрушек. Рассматривание красивых платков, их украшений.
Ход занятия.
– Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А на чем вы хотите отправиться? Какие ваши предложения? (ответы детей).
А я вам предлагаю отправиться в путешествие не обычным способом. Нам поможет в этом сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается!
(Звучит
русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).
–
А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, куда мы попали? А попали мы на
выставку! Посмотрите как здесь красиво! А сколько много игрушек! Давайте
их рассмотрим.
– Хотите узнать, откуда все эти игрушки?
– Далеко – далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много и казалось, что оно всё в дыму. Так и прозвали то село Дымково. И жили в том селе мастера, которые лепили из глины игрушки своими руками, а потом расписывали их узорами. Поэтому их так и называют – дымковские игрушки.
– Что же это за игрушки? Давайте их рассмотрим.
Дети рассматривают и называют все игрушки: козлик, олень, свинья, конь.
Все
игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Посмотрите на них внимательно.
– Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки?
(Красный, желтый, зеленый, синий, голубой, коричневый, черный, розовый, темно-бордовый).
– Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому и игрушки красочные, яркие, красивые и очень разные.
Самой известной дымковской игрушкой была – Барышня. Она носила яркие расписные юбки,
–
Какие элементы используются при росписи игрушек?
(кружочки, точки, волны, полоски и т.д.)
Воспитатель рассказывает, что обозначают элементы росписи
(круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода).
– А давайте ещё раз посмотрим эти элементы на игрушках. Так их расписывали мастера. И называется такая роспись – дымковская роспись.
– Посмотрите, у меня есть расписанные платочки, ой только два, а остальные белые. Их тоже надо расписать.
– я распишу один платочек и покажу вам, как рисовать некоторые элементы Дымковской росписи. Я буду использовать такие элементы как волны, полоски, круги и точки.
(на фланелеграфе изображен платочек без узора, воспитатель расписывает один платок). Показать приемы рисования: сначала нужно провести слева направо полоски одного цвета на небольшом расстоянии друг от друга, затем сверху вниз….и т.д.
– А хотите и вы побывать мастерами? Распишите остальные платочки? (ответы детей). Сможете?
– Подумайте, а какими бы вы элементами расписали свои платочки?
А сейчас я приглашаю вас в мастерскую. Пойдемте по дорожке…
Фзкультминутка.
По солнышку, по солнышку (руки вверх – к плечам)
Дорожкой луговой (руки вперёд)
Иду по мягкой травушке (шагаем)
Я летнею порой (шагаем)
И любо мне, и весело, (повороты туловищем влево-вправо)
Смотрю по сторонам, (повороты головой)
И дымковской игрушке (разводим руки)
Радуюсь я там. (руки к груди)
– Проходите за столы.
– А
вот изображения помогут вам вспомнить элементы, которые используются при
росписи дымковских игрушек. Давайте их повторим.
(Выставляю листочки с элементами дымковской росписи).
Воспитатель напоминает технику рисования.
Дети работают, воспитатель помогает тем, кто нуждается в помощи. Ребята рисуют аккуратно кистью и красками.
Заключительная часть.
В конце занятия все рисунки рассмотреть, отметить разнообразие цветовых сочетаний, сказать, что платочки получились очень красивые.
А когда мы ещё немного подрастем, мы сделаем сами Дымковские игрушки и распишем их яркими красками, вы согласны?
–
Вам понравилось путешествие? Я очень рада, что у вас хорошее настроение и
путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в группу.
Приглашаю вас снова на чудесный ковер, возьмите друг друга за руки, закройте
глаза (звучит музыка).
– Вот мы снова в детском саду.
– Ребята, где мы с вами побывали?
– Что нового мы узнали? Почему игрушки называются Дымковские?
– Из чего их делают? И мы с вами узнали, что такое Дымковская роспись.
А на память о нашем путешествии я хочу подарить вам раскраски «Укрась Дымковскую игрушку».
Наше путешествие закончилось. Всем большое спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.