Занятие по грамматическому строю речи

  • docx
  • 23.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие по грамматическому строю речи.docx

Занятие по грамматическому строю речи

 

Образовательная область: речевое развитие (приоритетная область); интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

 

Тема занятия: «Одежда»

 Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель занятия: формирование грамматического строя речи

 

Задачи занятия:

Образовательные:

- продолжать формировать умение   правильного употребления числительных в речи, согласованию существительных в роде, числе, падеже.

-совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные; образовывать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами; согласовывать существительные с прилагательными в винительном падеже.

Развивающие:

- развивать координацию речи с движением

- развивать произвольное внимание, слуховую память

 

Воспитательные:

- воспитывать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности

 - воспитывать умение слушать.

 

Форма организации: фронтальная, в группе

Способы(методы, приемы): художественное слово, вопросы к детям, пояснение, упражнения

Словарная работа:

Обогащение словаря: манжета, рогожа.

Активизация словаря: последовательность

Планируемые результаты занятия: сформированное представление о грамматическом строе речи.

Материалы и оборудование: предметные картинки по теме, смайлики с веселым и грустным настроением, конверты с плоскостными изображениями матрешек и деталями одежды на каждого ребёнка, карточки с нарисованными предметами одежды в разном количестве на каждого ребёнка, трафарет изображения одежды, мяч, цветные карандаши.

 

технологическая карта занятия по грамматическому строю  речи

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия

Воспитатель приветствует детей, они рассаживаются по местам. Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

- Покажите, с каким настроением вы сегодня пришли заниматься?

 

Худ. слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к детям

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

Фикультми

нутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение

«Собери картинку».

 

 

Приветствуют друг друга

Садятся

 

 

 

Дети показывают смайлики на выбор (веселое, грустное).

 

 

Положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

 

 

 

2. Основной этап

 

2.1.

Этап постановки проблемы

Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий.

Ребята, в приемной комнате у нас стоят шкафчики. Для чего они нужны?

- Может ли человек обойтись без одежды? Для чего нужна одежда человеку?

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

- В шкафчики складывают, вешают одежду.

- Одежда защищает человека от жары, холода, дождя, ветра.

Дети готовы к восприятию информации, настроены на выполнение предстоящих заданий

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Развивать произвольное внимание, слуховую память

 

Ребята, я буду называть действие, которое мы совершаем при одевании в измененной последовательности. А вы мне говорите, если я сказала неверно.

Например: Мы надеваем пальто, а затем кофту.

Конечно, это неправильно, сначала мы надеваем кофту, а затем пальто.

 

Дети исправляют ошибку при высказывании

 

2.3.

Этап практического решения проблемы

Совершенство

вание звукопроизношения, слухового внимания и восприятия детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать формировать умение   правильного употребления числительных в речи, согласованию существитель

ных в роде, числе, падеже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовывать существительные с прилагательными в винительном падеже

А сейчас ребята, я предлагаю разделиться на две команды. Одна команда называет предметы одежды, которые люди одевают летом, другая называет предметы одежды, которые люди одевают осенью.

 

Упражнение «Собери матрешку»

Дети сейчас я вам раздам конверты с изображениям матрешки и детали их одежды.

 

Вам нужно собрать свою матрешку и рассказать об одежде, которая на них одета.

Например: «У моей матрешки красивый красный сарафан, белая кофточка с красными манжетами, желтый фартук и разноцветный платок».

 

У вас получились замечательные матрешки, так и хочется с ними поиграть.

 

Пальчиковая гимнастика «У матрешкиной сестрицы…»

У матрешкиной сестрицы

По деревне небылицы:

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка – в жилете,

Петушок – в берете,

Коза - в сарафане,

А всех их пригожа

Корова – в рогоже.

 

Упражнение «У кого сколько?»

Сейчас я раздам  карточки с нарисованными на них предметами

 

 одежды (разное количество). Вам нужно назвать их количество.

Например: У меня три желтых юбки.

 

 Упражнение «Да - нетка»

Я говорю вам  предложение, а вы ребята должны проверить правильное предложение или нет.

У меня три платьев?

А как правильно мы скажем?

В шкафу висят три куртка?

 

 

Игра «Назови ласково» (Физкультминутка)

 Ребята, я буду бросать вам мяч, и называть предметы одежды, а вы будете ловить мяч и возвращать его мне. Бросая, мяч вы должны называть предметы одежды ласково.

Например: Теплая зеленая куртка - тепленькая зелененькая курточка».

 

Упражнение «Поможем Тане и Ване одеться»

Дети ,посмотрите у  Вас на столе лежат картинки и цветные карандаши. Вам нужно провести красные линии от Тани к ее одежде, а синие - от Вани к его одежде и составить предложение по образцу: «Это Ванины синие брюки»

Это Танина зеленая юбка»

 

Игра «Подбери слова»

- Я скажу про предмет: какой он, вы скажите, что это может быть.

Кожаный

Кожаная – (куртка, шапка, шляпа…)

Кожаное – (пальто, …)

Кожаные – (сапоги, ботинки, перчатки…)

Вязаный – (берет, жакет, шарф, свитер, жилет, костюм, сарафан, пиджак…)

Вязаная – (кофта, шапка, шаль…)

Вязаное – ( пальто, платье…)

Вязаные – (варежки, вещи, носки, перчатки…)

Шерстяной – (жакет, жилет, костюм, пиджак, сарафан, шарф, носок…)

Шерстяная – (кофта, шапка, варежка, перчатка, рубашка…)

Шерстяное – (пальто, платье, …)_

Шерстяные – (вещи, брюки,…)

Ситцевый – (костюм, платок, сарафан…)

Ситцевая – (сорочка, рубашка, …)

Ситцевое – (платье…)

Полотняный – (костюм, жилет, сарафан, пиджак, шарф, берет…)

Полотняная – ( рубашка, блуза, вещь, шляпа, панамка…)

Полотняное – (платье, …)

Полотняные – (вещи, носки, брюки…)

Джинсовый – ((плащ, жилет, костюм, пиджак, сарафан,…)

Джинсовая – (одежда, шляпа,…)

Джинсовые – (вещи, брюки…)

 

Молодцы, ребята, вы прекрасно справились  с поставленной задачей.

Дети называют предметы одежды

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлопают в ладоши

 

 

Поочередное загибание пальцев рук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

У меня три платья.

 

 Да, правильно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собирают картинки и смотрят и проверяют, правильно ли они собрали картинки.

Дети продемонстрировали умения слушать и действуют по инструкции взрослого.

 

 

 

 

 

 

 

Дети продемонстрировали умение понимать  поставленную задачу и точно выполнять её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети умеют правильно строить предложение

 

 

 

 

 

 

 

Снятие напряжения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У детей сформировано умение согласовывать существительные с прилагательны

ми.

3

Заключительный этап

Подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование  навыков самооценки

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- У тебя есть любимая одежда? Почему она тебе нравится?

- Что понравилось тебе сегодня на занятии? Почему?

проведение рефлексии

 

Ответы детей.

Дети проявили умственную активность и получили положитель-

ные эмоции

 


 

Посмотрите также