Занятие по грамматическому строю речи
Образовательная область: речевое развитие (приоритетная область); интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Тема занятия: «Одежда»
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель занятия: формирование грамматического строя речи
Задачи занятия:
Образовательные:
- продолжать формировать умение правильного употребления числительных в речи, согласованию существительных в роде, числе, падеже.
-совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные; образовывать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами; согласовывать существительные с прилагательными в винительном падеже.
Развивающие:
- развивать координацию речи с движением
- развивать произвольное внимание, слуховую память
Воспитательные:
- воспитывать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности
- воспитывать умение слушать.
Форма организации: фронтальная, в группе
Способы(методы, приемы): художественное слово, вопросы к детям, пояснение, упражнения
Словарная работа:
Обогащение словаря: манжета, рогожа.
Активизация словаря: последовательность
Планируемые результаты занятия: сформированное представление о грамматическом строе речи.
Материалы и оборудование: предметные картинки по теме, смайлики с веселым и грустным настроением, конверты с плоскостными изображениями матрешек и деталями одежды на каждого ребёнка, карточки с нарисованными предметами одежды в разном количестве на каждого ребёнка, трафарет изображения одежды, мяч, цветные карандаши.
технологическая карта занятия по грамматическому строю речи
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1 |
Организационно-мотивационный этап |
Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия |
Воспитатель приветствует детей, они рассаживаются по местам. Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера! - Покажите, с каким настроением вы сегодня пришли заниматься?
|
Худ. слово
Вопросы к детям
Пояснение
Упражнение
Пальчиковая гимнастика
Упражнение
Упражнение
Ответы детей
Фикультми нутка
Упражнение
Игра
Упражнение «Собери картинку».
|
Приветствуют друг друга Садятся
Дети показывают смайлики на выбор (веселое, грустное).
|
Положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность
|
2. Основной этап |
|
|||||
2.1. |
Этап постановки проблемы |
Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий. |
Ребята, в приемной комнате у нас стоят шкафчики. Для чего они нужны? - Может ли человек обойтись без одежды? Для чего нужна одежда человеку? - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? |
- В шкафчики складывают, вешают одежду. - Одежда защищает человека от жары, холода, дождя, ветра. |
Дети готовы к восприятию информации, настроены на выполнение предстоящих заданий |
|
2.2. |
Этап ознакомления с материалом |
Развивать произвольное внимание, слуховую память
|
Ребята, я буду называть действие, которое мы совершаем при одевании в измененной последовательности. А вы мне говорите, если я сказала неверно. Например: Мы надеваем пальто, а затем кофту. Конечно, это неправильно, сначала мы надеваем кофту, а затем пальто. |
Дети исправляют ошибку при высказывании |
|
|
2.3. |
Этап практического решения проблемы |
Совершенство вание звукопроизношения, слухового внимания и восприятия детей.
Продолжать формировать умение правильного употребления числительных в речи, согласованию существитель ных в роде, числе, падеже.
Согласовывать существительные с прилагательными в винительном падеже |
А сейчас ребята, я предлагаю разделиться на две команды. Одна команда называет предметы одежды, которые люди одевают летом, другая называет предметы одежды, которые люди одевают осенью.
Упражнение «Собери матрешку» Дети сейчас я вам раздам конверты с изображениям матрешки и детали их одежды.
Вам нужно собрать свою матрешку и рассказать об одежде, которая на них одета. Например: «У моей матрешки красивый красный сарафан, белая кофточка с красными манжетами, желтый фартук и разноцветный платок».
У вас получились замечательные матрешки, так и хочется с ними поиграть.
Пальчиковая гимнастика «У матрешкиной сестрицы…» У матрешкиной сестрицы По деревне небылицы: Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка – в жилете, Петушок – в берете, Коза - в сарафане, А всех их пригожа Корова – в рогоже.
Упражнение «У кого сколько?» Сейчас я раздам карточки с нарисованными на них предметами
одежды (разное количество). Вам нужно назвать их количество. Например: У меня три желтых юбки.
Упражнение «Да - нетка» Я говорю вам предложение, а вы ребята должны проверить правильное предложение или нет. У меня три платьев? А как правильно мы скажем? В шкафу висят три куртка?
Игра «Назови ласково» (Физкультминутка) Ребята, я буду бросать вам мяч, и называть предметы одежды, а вы будете ловить мяч и возвращать его мне. Бросая, мяч вы должны называть предметы одежды ласково. Например: Теплая зеленая куртка - тепленькая зелененькая курточка».
Упражнение «Поможем Тане и Ване одеться» Дети ,посмотрите у Вас на столе лежат картинки и цветные карандаши. Вам нужно провести красные линии от Тани к ее одежде, а синие - от Вани к его одежде и составить предложение по образцу: «Это Ванины синие брюки» Это Танина зеленая юбка»
Игра «Подбери слова» - Я скажу про предмет: какой он, вы скажите, что это может быть. Кожаный Кожаная – (куртка, шапка, шляпа…) Кожаное – (пальто, …) Кожаные – (сапоги, ботинки, перчатки…) Вязаный – (берет, жакет, шарф, свитер, жилет, костюм, сарафан, пиджак…) Вязаная – (кофта, шапка, шаль…) Вязаное – ( пальто, платье…) Вязаные – (варежки, вещи, носки, перчатки…) Шерстяной – (жакет, жилет, костюм, пиджак, сарафан, шарф, носок…) Шерстяная – (кофта, шапка, варежка, перчатка, рубашка…) Шерстяное – (пальто, платье, …)_ Шерстяные – (вещи, брюки,…) Ситцевый – (костюм, платок, сарафан…) Ситцевая – (сорочка, рубашка, …) Ситцевое – (платье…) Полотняный – (костюм, жилет, сарафан, пиджак, шарф, берет…) Полотняная – ( рубашка, блуза, вещь, шляпа, панамка…) Полотняное – (платье, …) Полотняные – (вещи, носки, брюки…) Джинсовый – ((плащ, жилет, костюм, пиджак, сарафан,…) Джинсовая – (одежда, шляпа,…) Джинсовые – (вещи, брюки…)
Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с поставленной задачей. |
Дети называют предметы одежды
Дети выполняют задание
Хлопают в ладоши
Поочередное загибание пальцев рук
Нет У меня три платья.
Да, правильно
Ответы детей
Собирают картинки и смотрят и проверяют, правильно ли они собрали картинки. |
Дети продемонстрировали умения слушать и действуют по инструкции взрослого.
Дети продемонстрировали умение понимать поставленную задачу и точно выполнять её.
Дети умеют правильно строить предложение
Снятие напряжения
У детей сформировано умение согласовывать существительные с прилагательны ми. |
|
3 |
Заключительный этап |
Подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование навыков самооценки |
- Что нового вы узнали сегодня на занятии? - У тебя есть любимая одежда? Почему она тебе нравится? - Что понравилось тебе сегодня на занятии? Почему? |
проведение рефлексии |
Ответы детей. |
Дети проявили умственную активность и получили положитель- ные эмоции |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.