Занятие по исследовательской деятельности
в старшей группе № 2
"Проделки Кощея"
Воспитатель Мигунова Н.В.
Цель:
Систематизация знаний о магните на основе
расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
- Формировать знания о магните.
- Познакомить с историей появления «магнита».
- Формировать у детей интерес и представление о
свойствах магнита, умение приобретать знания с помощью проведения практических
опытов, делать выводы, обобщения.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
- Привлечь родителей к образовательному процессу.
Оборудование: металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные предметы, пластиковые тарелочки, крупа, емкости с водой, скрепки, магниты по количеству детей.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.
Звучит грустная музыка (на экране появляется слайд 1 Иван Царевич)
-Ребята, посмотрите, к нам кто- то еще пришел.
Как вы думаете кто это? (ответы детей). Да это же Иван Царевич.
-Ребята, посмотрите на него. Какой Иван
Царевич?(грустный) Может быть спросим у него, что случилось? Чем он так
расстроен?
-Иван Царевич говорит, что Кощей Бессмертный
украл у него меч и прислал ему очень странное письмо.
(слайд 2 с Кощеем)
-Ребята, давайте прочитаем послание Кощея
Бессмертного:
(слайд 3 с письмом)
Меч твой на куски я разрубил,
Колдовские чары наложил.
Меч свой найдешь
Если все задания пройдешь.
-Вот и решил обратиться Иван Царевич, к вам,
ребята, за помощью. Помогите, пожалуйста, ему вернуть меч, расколдовать чары
колдовские.
-Ребята, поможем?
-Конечно, мы поможем.
-Давайте посмотрим на задание.
Слайд 4:
1 задание. В миске лежат различные
предметы. Нам надо поднять железные предметы без рук.
-Чтобы выполнить это задание, какой предмет нам
нужен?
-Дети: Магнит.
-Воспитатель. Давай-те расскажем взрослым, что
это такое магнит?
Магнит – это камень, который способен притягивать
металлические предметы. Какой он на ощупь?
Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.
Воспитатель: Какие предметы притягивает магнит?
Дети: металлические.
Воспитатель: Откуда магнит появился?
Слайд 5
Леня:
Я знаю одну легенду, мы ее с папой прочитали в
одной энциклопедии.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он
заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным
наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами.
Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не
притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не
притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких
других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и
поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Воспитатель: Спасибо, Леня, тебе за легенду. Правда, ребят, она интересная.
Алеша: А я знаю, что существует еще одно объяснение слова магнит: по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.
Воспитатель: Молодец, Алеша! В царстве-государстве Иван-Царевича таких камней нет.
Давай-те дальше помогать Иван Царевичу! Перейдем к заданиям Кощея.
- А теперь посмотрите еще раз на задание Кощея.
Что нам надо сделать?
-Как выполним это задание?
Дети: Проведем магнитом над предметами.
Слайд 6
- Выполняем задание. Перед вами миски с разными
предметами. Что нужно сделать? Что произошло?
-Железные предметы притянулись к магниту.
-Почему железные предметы притянулись к магниту?
-Вывод: магнит
притягивает только металлические предметы. Это свойство называется магнитной
силой.
-Ой, какие вы, ребята, молодцы!
-Выполнили 1 задание, и появилась одна часть
меча.
Слайд 7
Наш магический камень в самом деле помогает Иван
Царевичу.
Воспитатель. А вот и второе задание Кощея.
Слайд 8
Воспитатель. Кощей спрятал в крупе железные
предметы. Надо найти их без рук.
-Что нам опять поможет?
Дети. Магнит.
Воспитатель. Как мы выполним это задание?
Дети. Проведем магнитом над крупой.
Воспитатель. Выполняем у себя на столах. Что
произошло?
Дети. Железные предметы притянулись к магниту.
Слайд
9
Воспитатель. Почему железные предметы притянулись
к магниту?
Вывод: Магнитные силы действуют через крупу.
Слайд
10
Воспитатель. Выполнили и это задание
Кощея.
-Посмотрите, посмотрите! И еще одну часть меча
нашли. Какие вы молодцы! Вы сегодня, труженики, помогаете Иван Царевичу, но
смотрю вы немного устали. Приглашаю вас потанцевать. Давайте научим Иван
Царевича и ваших родителей нашему танцу - «Помогатор».
Слайд 11
Музыкальная физминутка «Помогатор»
Воспитатель. Отдохнули? А теперь вновь за дело.
Дети садятся за столы
Слайд
12
3 задание от Кощея. Опять наш Иван
Царевич невесел, что-то голову повесил.
А Кащей ему приготовил новое задание.
На дне стаканчика с водой лежит скрепка. Надо
достать ее не намочив рук.
-Как мы выполним это задание? Что будем делать?
-Магнитом проведем вдоль стаканчика и поднимем
скрепку над водой.
Слайд 13
Воспитатель: -Почему мы смогли
поднять? Что же двигало скрепку?
- Магнитная сила.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
Дети: Магнитные силы проходят через стекло.
Воспитатель: А вода не помешала магнитным силам притянуть скрепку?
Дети: Не помешала.
Воспитатель: тогда давайте сделаем еще один вывод о том, проходят ли магнитные силы через воду?
Дети: Магнитные силы проходят через воду.
Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через стекло и в воде не исчезает.
Слайд 14
Воспитатель.
Выполнив задание Кощея, мы добыли еще одну часть
меча.
Слайд 15
Воспитатель. 4 задание. Кощей заколдовал бабочку. Только мы с вами можем
расколдовать ее.
-На столе у каждого картонное поле с цветами и
бабочка на магните. Надо помочь бабочке перелететь с одного цветка на другой
цветок. Как сделать это без рук? Пробуйте.
-Как выполнили это задание?
-Поднесли под картон магнит и двигали по
направлению к цветку.
-Мы смогли выполнить задание? Что можно сказать
про магнитную силу?
Дети. Магнитная сила проходит и через картон.
Вывод: Магнитные силы действуют через дерево, ткань, бумагу, пластмассу.
Слайд
16
Воспитатель. Выполнили задание и добыли еще одну
часть меча.
Слайд
17
Воспитатель. 5 задание. Из гвоздя сделать магнит. Как мы это сделаем?
-Натираем гвоздь магнитом.
-Попробуйте поднять скрепку.
-Что произошло? Гвоздь поднял скрепку.
-Почему? Что мы с вами создали?
Дети. Магнитное поле можно создать искусственно.
«Магнитные свойства можно передавать металлу».
Слайд
18:
Воспитатель. Выполнили и это задание и добыли
последнюю часть меча.
Ой, ребята, части меча то мы нашли, но соединить
то не смогли. Что делать?
(ответы детей).
Воспитатель. Давайте вспомним, какой предмет
помог справиться с колдовством?
Дети. Магнит.
Воспитатель. Поднесем магнит к мечу и меч как новый!
Слайд
19:
Воспитатель. Вот и расколдовали мы с вами меч.
-Иван Царевич благодарит нас с вами за помощь. Очень много полезного и интересного он от вас узнал.
Слайд 20
Воспитатель. Мы помогли добыть меч, и он уже отправился выручать свою Василису Прекрасную из беды, а может быть спасать свое царство от коварного Кощея Бессмертного.
Воспитатель: Ребята, какие свойства магнита вы сегодня запомнили?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы. Он обладает магнитной силой. Магнитная сила проходит через воду, воздух, стекло, картон. Магнитные свойства можно передать металлу.
Воспитатель: С помощью опытов мы многое узнали про магнит.
Воспитатель: Ребята, подскажите, а где
в группе мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
Дети. Магнитная азбука, магниты для доски.
Воспитатель: А давайте спросим у ваших родителей, знают ли они, где используют магниты и как они нам помогают.
Ответы родителей.
· Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах - магнитных замках и двигателях.
·
Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько
помощников, в которых есть магниты:
• Наушники
• Колонки от музыкального центра
• Телефонная трубка
• Звонки, которые находятся на входных дверях,
ваших домов и квартир
• В дверцах холодильника, магниты помогают
дверцу держать закрытой
• Даже на банковской карте есть магнитная полоса
• Вентиляторы
• Магнитные замки
· Магниты используют в медицине при обследовании и лечении.
· Свойства магнита в своей работе используют военные саперы. С помощью поискового инструмента они находят мины под землёй.
· И даже клад можно найти с помощью магнита.
· в космонавтике, судостроении.
Воспитатель: Сколько всего знают ваши родители!
А Катя нам сейчас прочитает стихотворение «Магнит»:
С мамочкой мы мастерицы:
Занимаемся шитьем.
То иголочками, то спицей
Целый день одежду шьем.
А вчера совсем случайно
Потеряли мы иглу.
Целый день ее искали
И придумали игру.
Если мы возьмем магнит-
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под лавкой
И колечки, и булавку.
Даже в щелях и в пыли
Гайки папины нашли.
Получился целый праздник.
Вот такой магнит-проказник! О.Емельянова
Воспитатель: Вот сколько пользы может принести магнит!
Ребята, вы меня сегодня порадовали своей сообразительностью и находчивостью, любознательностью. И вам сейчас раздам вот такие магнитики, если вам понравилось занятие и вы еще хотите провести научные опыты с магнитом, тогда вы прикрепите магнитики рядом с Иваном Царевичем, а если вам занятие не понравилось, и вам было не интересно, тогда прикрепите магнитики рядом с Кощеем Бессмертным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.