Цель:
содействие осознание участниками своего поведения, формирование умения позитивно разрешать конфликты.
Задача:
- актуализировать знания учащихся о конфликте;
- ознакомить участников со стратегиями выхода из конфликтной ситуации;
- формировать умение находить взаимопонимание с людьми;
- способствовать взаимопониманию в классе;
- обучать детей адекватно оценивать себя.
Ведущий. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Общение людей - тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, лишают покоя и радости, не дают возможности полноценно работать. Чем меньше возникает конфликтов, то лучше могут найти люди, то теплые и доверительные их отношения.
Продолжительность занятия: 45-60 минут.
Количество человек: 20-25.
Техника: игровые упражнения, дискуссии, ролевые
ситуации и др.
Возраст: от 12 лет.
Необходимые оборудование: мультимедиа.
Правила тренинга:
· Внимательно слушать друг друга;
· Не перебивать говорящего;
· Активность;
· Правило «стоп»;
· Без телефонов.
Ход работы:
Упражнение «Конфликт - это ...»
Цель: выяснение сущности понятия «конфликт».
Психолог обращается к участникам групп с вопросом «Что такое конфликт?». Все варианты ответов записываются на ватмане. После этого все вместе выясняют положительную (+) и отрицательный (-) стороны конфликта.
Подведение итогов.
Упражнение «Мое представление о конфликте»
Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта. Психолог предлагает на листе А4 нарисовать рисунок на тему «Мое представление о конфликте». После выполнения работы психолог предлагает по очереди рассказать, что он нарисовал.
Обсуждение:
- Какие ощущения были у вас во время рисования?
- Понравился ли вам рисунок?
Упражнение «Повторение правил»
Цель: закрепление правил и развитие чувства ответственности.
Каждому участнику раздаются листочки с правилами поведения в конфликтной ситуации. Каждый по очереди называет одно правило и объясняет его смысл.
Упражнение «Не хочу хвастаться, но я ...»
Цель: развитие у подростков способности к самопрезентации.
Все участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и продолжает фразу, начинающуюся со слов: «Не хочу хвастаться, но я ... замечательный друг ».
Все участники высказываются.
Упражнение «Австралийский дождь»
Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.
Психолог предлагает встать всем участникам и повторять движения:
- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);
- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);
- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)
- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);
- капли падают на землю (щелчок пальцами);
- тихий шелест ветра (потирание ладоней);
- солнце (руки вверх).
Информационное сообщение «Конфликт»
Слово «конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, т.е. чтобы одна из сторон начала действовать. Причины конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, эгоизм, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний.
Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.
Формируются малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.
1-я ситуация. Витя говорит Пете: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Петя отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.
-Какая реакция у Пети?
-Что бы вы сказали на месте Пети?
-Что должен был сказать Витя?
-Что должен был ответить Петя?
2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
- Какая реакция учителя на слова Сергея?
- Что бы вы сделали в этой ситуации?
-Как вам кажется, как должен был отреагировать Сергей?
-Что должен был сделать (сказать) учитель?
3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
- Какова реакция дочери?
- Как бы вы сделали на месте мамы?
-Что должна была сказать мама?
-Что должна была сказать дочка?
4-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ».
- Какова реакция ученика?
- Как бы вы сделали на месте учителя?
-Что должен был сказать Андрей Иванович?
-Что должен был сказать Олег?
Заключение ведущего среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других.
Деструктивный способ-решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Деструктивно мыслить-значит работать в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствование. Если вы хотите для себя мира и любви, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.
Ролевая игра «Официант, в моем супе муха!» |
Каждому участнику ролевой игры предлагается обыграть конфликтную ситуацию, место действия – дорогой ресторан.
Цель: выявление некоторых особенностей общения с помощью диалога . Роли всего две. А значит, двум добровольцам необходимо продемонстрировать присутствующим описанную конфликтную ситуацию и пути ее решения. После этой небольшой сценки, нужно расспросить участников и наблюдателей об их впечатлениях, узнать их мнение и оценку поведения каждого из участников сценки. Эту ролевую игру можно проводить сколько угодно раз, только важно менять участников. Роль А. Представьте, что вы отправились в путешествие, и решили пообедать в дорогом модном ресторане. Вам приносят суп, вы благодарите официанта и принимаетесь за трапезу, но обнаруживаете в супе нечто похожее на муху. Вас это возмутило, и вы решили пожаловаться официанту, почему в вашем супе плавают насекомые. Официант уверяет вас, что это ни как не муха, а приправы. Однако ему не удается вас убедить, и вы решили переговорить с управляющим ресторана. Управляющий ресторана подходит к вам… Роль В. Вы управляющий дорогого ресторана, вы знаете, что ваш ресторан один из самых лучших и уважаемых ресторанов в городе. Вы гордитесь своим заведением: обслуживание высшего качества и цены соответствующие. Ваш ресторан рекомендован иностранцам. Сегодня на обед пришел иностранец, и у него возникли претензии по поводу еды. Он желает переговорить с вами. Вы направляетесь к столику. После розыгрыша этой небольшой сценки задайте присутствующим вопросы для анализа ситуации: 1. Определите реакцию А на испорченный обед. Жаловался ли он, говорил спокойно или же был взбешен? 2. Как отреагировал Б? Попытался ли он разобраться в проблеме клиента, извинился ли он, или отнесся с равнодушием, высокомерием? 3. Удалось ли участникам разрешить конфликт, смогли ли они прийти к общему мнению? Такая ролевая игра очень информативна. Она позволяет выделить отличия в решении конфликтных ситуаций между мужчинами и женщинами, люди могут понять, на что нужно обратить внимание в своем характере. Возможно, нужно быть более коммуникабельным, сдержанным? Подведение итогов. Нельзя определить наилучший способ решения проблем, у каждого он по-своему правилен, однако, участники поймут, что решать конфликты можно разными способами. Они увидят перспективы своего развития. |
Упражнение «Ваше настроение и пожелания»
Цель: создание позитивного настроения.
Все участники берутся за руки и по кругу говорят о своих положительные эмоции и высказывают пожелания другим.
Упражнение «Мультфильм»
Просмотр короткометражного мультфильма на тему разрешения конфликтной ситуации.
Тест «Конфликтная ли вы личность»
Участники проходят тест на выявление конфликтной личности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.