МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ СОШ №3
РАССМОТРЕНО [Укажите должность] ________________________ [укажите ФИО] [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.
|
СОГЛАСОВАНО [Укажите должность] ________________________ [укажите ФИО] [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.
|
УТВЕРЖДЕНО [Укажите должность] ________________________ [укажите ФИО] [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Финансовая грамотность»
для обучающихся 3 классов
Составитель: Романова Маргарита Викторовна, учитель начальных классов
Куйбышев 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» входит в учебно-методический комплект, который также включает следующие издания:
• Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 3 класса. В 2 частях. Часть 1;
• Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 3 класс. В 2 частях. Часть 2;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 3 класс;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 3 класса;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 3 класс.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 3 классов в сфере экономики семьи.
Место курса в образовательной системе:
• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования младших школьников в общеобразовательной организации;
• курс может быть интегрирован в другие учебные предметы (математика, окружающий мир, технология, литература) при составлении авторских программ;
• курс может быть использован при составлении и реализации программы воспитательной работы в 3 классе.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология, литература. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей 6 важно учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия:
• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;
• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов учебных материалов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного;
• актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе совместной игровой и учебной деятельности со сверстниками.
Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный диалог.
Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии –важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика и его направленность на саморазвитие.
Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты.
В процессе изучения курса у учащихся младших классов формируются такие умения и навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор, обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых
группах.
Эффективным средством формирования основ финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги», «Какие виды денег существуют», «Что я знаю о банковской карте», «Что такое семейный бюджет», «Какие виды семейных доходов существуют», «На что расходуются деньги в семье», «Сколько денег тратит семья на питание», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных услуг».
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
• познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
• осознание и самостоятельность личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;
• понимание безграничности потребностей людей и ограничен ности ресурсов (денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.
Ученик младших классов также получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
• использование и производить логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
• использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;
• владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
Выпускник научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
• сознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• приводить примеры товарных денег;
• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
• понимать, что деньги зарабатываются трудом;
• описывать виды и функции денег;
• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• называть основные источники доходов;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• называть основные направления расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
• различать планируемые и непредвиденные расходы;
• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• описывать свойства товарных денег;
• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы
№ |
Тема занятия |
Кол-во чавсов |
1 |
Что такое деньги |
1 |
2 |
Откуда взялись деньги |
1 |
3 |
Откуда взялись деньги |
1 |
4 |
Рассмотрим деньги поближе |
1 |
5 |
Защита денег от подделок |
1 |
6 |
Какие деньги были раньше в России |
1 |
7 |
Какие деньги были раньше в России |
1 |
8 |
Какие бывают деньги |
1 |
9 |
Современные деньги России и других стран |
1 |
10 |
Учимся обращаться с деньгами |
1 |
11 |
Что мы узнали о деньгах? |
1 |
12 |
Откуда в семье берутся деньги |
1 |
13 |
Откуда в семье берутся деньги |
1 |
14 |
На что тратятся деньги |
1 |
15 |
На что тратятся деньги |
1 |
16 |
Как с умом управлять своими деньгами |
1 |
17 |
Как считать доходы и расходы семьи |
1 |
18 |
Как считать доходы и расходы семьи |
1 |
19 |
Как делать сбережения |
1 |
20 |
Учимся делать сбережения |
1 |
21 |
Учимся считать доходы и расходы семьи |
1 |
22 |
Учимся считать доходы и расходы семьи |
1 |
23 |
Что мы узнали о доходах и расходах семьи |
1 |
24 |
Подсчитаем все расходы семьи |
1 |
25 |
Как планировать семейный бюджет |
1 |
26 |
Правила составления семейного бюджета |
1 |
27 |
Учимся составлять семейный бюджет |
1 |
28 |
Банки, банкоматы и банковские карты |
1 |
29 |
Безналичные деньги и платежи |
1 |
30 |
Что такое валюта |
1 |
31 |
Как я умею пользоваться деньгами |
1 |
32 |
Как я умею пользоваться деньгами |
1 |
33 |
Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги |
1 |
34 |
Проект «Мои деньги» |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.