Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность»
Оценка 4.7

Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность»

Оценка 4.7
docx
11.08.2024
Рабочая программа  учебного предмета «Финансовая грамотность»
РП Финграм.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌‌

‌‌

МБОУ СОШ №3

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

 

СОГЛАСОВАНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

 

УТВЕРЖДЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

учебного предмета «Финансовая грамотность»

для обучающихся 3 классов

 

 

 

 

 

Составитель: Романова Маргарита Викторовна, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

Куйбышев 2023‌ ‌

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» входит в учебно-методический комплект, который также включает следующие издания:

• Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 3 класса. В 2 частях. Часть 1;

• Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 3 класс. В 2 частях. Часть 2;

• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 3 класс;

• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 3 класса;

• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 3 класс.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 3 классов в сфере экономики семьи.

Место курса в образовательной системе:

• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования младших школьников в общеобразовательной организации;

• курс может быть интегрирован в другие учебные предметы (математика, окружающий мир, технология, литература) при составлении авторских программ;

• курс может быть использован при составлении и реализации программы воспитательной работы в 3 классе.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

• развитие основ экономического образа мышления;

• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология, литература. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей 6 важно учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия:

• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;

• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов учебных материалов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного;

• актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе совместной игровой и учебной деятельности со сверстниками.

Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный диалог.

Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии –важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика и его направленность на саморазвитие.

Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты.

В процессе изучения курса у учащихся младших классов формируются такие умения и навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор, обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых

группах.

Эффективным средством формирования основ финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги», «Какие виды денег существуют», «Что я знаю о банковской карте», «Что такое семейный бюджет», «Какие виды семейных доходов существуют», «На что расходуются деньги в семье», «Сколько денег тратит семья на питание», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных услуг».

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;

• познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

• осознание  и самостоятельность личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;

• ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;

• понимание безграничности потребностей людей и ограничен ности ресурсов (денег);

• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

Ученик младших классов также получит возможность для формирования:

• понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов  и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия

 

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Познавательные:

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;

• использование и производить  логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;

• использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;

• владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

 

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

Выпускник научится:

• определять личные цели развития финансовой грамотности;

• ставить финансовые цели;

• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

 

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

• сознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

 

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

• объяснять проблемы, возникающие при обмене;

• приводить примеры товарных денег;

• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

• понимать, что деньги зарабатываются трудом;

• описывать виды и функции денег;

• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

• называть основные источники доходов;

• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

• называть основные направления расходов семьи;

• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

• различать планируемые и непредвиденные расходы;

• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

 

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

• описывать свойства товарных денег;

• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);

• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы

 

 

 

 

 

Тема занятия

Кол-во чавсов

1

Что такое деньги

1

2

Откуда взялись деньги

1

3

Откуда взялись деньги

1

4

Рассмотрим деньги поближе

1

5

Защита денег от подделок

1

6

Какие деньги были раньше в России

1

7

Какие деньги были раньше в России

1

8

Какие бывают деньги

1

9

Современные деньги России и других стран

1

10

Учимся обращаться с деньгами

1

11

Что мы узнали о деньгах?

1

12

Откуда в семье берутся деньги

1

13

Откуда в семье берутся деньги

1

14

На что тратятся деньги

1

15

На что тратятся деньги

1

16

Как с умом управлять своими деньгами

1

17

Как считать доходы и расходы семьи

1

18

Как считать доходы и расходы семьи

1

19

Как делать сбережения

1

20

Учимся делать сбережения

1

21

Учимся считать доходы и расходы семьи

1

22

Учимся считать доходы и расходы семьи

1

23

Что мы узнали о доходах и расходах семьи

1

24

Подсчитаем все расходы семьи

1

25

Как планировать семейный бюджет

1

26

Правила составления семейного бюджета

1

27

Учимся составлять семейный бюджет

1

28

Банки, банкоматы и банковские карты

1

29

Безналичные деньги и платежи

1

30

Что такое валюта

1

31

Как я умею пользоваться деньгами

1

32

Как я умею пользоваться деньгами

1

33

Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги

1

34

Проект  «Мои деньги»

1



 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с

СМИ как существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей; • недостаточный уровень читательской компетенции…

СМИ как существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей; • недостаточный уровень читательской компетенции…

Ученик младших классов также получит возможность для формирования: • понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки…

Ученик младших классов также получит возможность для формирования: • понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки…

Ученик младших классов также получит возможность научиться: • преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования…

Ученик младших классов также получит возможность научиться: • преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования…

Ученик младших классов также получит возможность научиться: • описывать свойства товарных денег; • сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц…

Ученик младших классов также получит возможность научиться: • описывать свойства товарных денег; • сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц…

Откуда в семье берутся деньги 1 13

Откуда в семье берутся деньги 1 13
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2024