Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность»

  • docx
  • 11.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП Финграм.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌‌

‌‌

МБОУ СОШ №3

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

 

СОГЛАСОВАНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

 

УТВЕРЖДЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

учебного предмета «Финансовая грамотность»

для обучающихся 3 классов

 

 

 

 

 

Составитель: Романова Маргарита Викторовна, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

Куйбышев 2023‌ ‌

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» входит в учебно-методический комплект, который также включает следующие издания:

• Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 3 класса. В 2 частях. Часть 1;

• Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 3 класс. В 2 частях. Часть 2;

• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 3 класс;

• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 3 класса;

• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 3 класс.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 3 классов в сфере экономики семьи.

Место курса в образовательной системе:

• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования младших школьников в общеобразовательной организации;

• курс может быть интегрирован в другие учебные предметы (математика, окружающий мир, технология, литература) при составлении авторских программ;

• курс может быть использован при составлении и реализации программы воспитательной работы в 3 классе.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

• развитие основ экономического образа мышления;

• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология, литература. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей 6 важно учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия:

• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;

• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов учебных материалов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного;

• актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе совместной игровой и учебной деятельности со сверстниками.

Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный диалог.

Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии –важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика и его направленность на саморазвитие.

Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты.

В процессе изучения курса у учащихся младших классов формируются такие умения и навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор, обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых

группах.

Эффективным средством формирования основ финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги», «Какие виды денег существуют», «Что я знаю о банковской карте», «Что такое семейный бюджет», «Какие виды семейных доходов существуют», «На что расходуются деньги в семье», «Сколько денег тратит семья на питание», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных услуг».

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;

• познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

• осознание  и самостоятельность личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;

• ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;

• понимание безграничности потребностей людей и ограничен ности ресурсов (денег);

• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

Ученик младших классов также получит возможность для формирования:

• понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов  и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия

 

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Познавательные:

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;

• использование и производить  логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;

• использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;

• владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

 

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

Выпускник научится:

• определять личные цели развития финансовой грамотности;

• ставить финансовые цели;

• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

 

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

• сознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

 

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

• объяснять проблемы, возникающие при обмене;

• приводить примеры товарных денег;

• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

• понимать, что деньги зарабатываются трудом;

• описывать виды и функции денег;

• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

• называть основные источники доходов;

• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

• называть основные направления расходов семьи;

• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

• различать планируемые и непредвиденные расходы;

• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

 

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

• описывать свойства товарных денег;

• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);

• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы

 

 

 

 

 

Тема занятия

Кол-во чавсов

1

Что такое деньги

1

2

Откуда взялись деньги

1

3

Откуда взялись деньги

1

4

Рассмотрим деньги поближе

1

5

Защита денег от подделок

1

6

Какие деньги были раньше в России

1

7

Какие деньги были раньше в России

1

8

Какие бывают деньги

1

9

Современные деньги России и других стран

1

10

Учимся обращаться с деньгами

1

11

Что мы узнали о деньгах?

1

12

Откуда в семье берутся деньги

1

13

Откуда в семье берутся деньги

1

14

На что тратятся деньги

1

15

На что тратятся деньги

1

16

Как с умом управлять своими деньгами

1

17

Как считать доходы и расходы семьи

1

18

Как считать доходы и расходы семьи

1

19

Как делать сбережения

1

20

Учимся делать сбережения

1

21

Учимся считать доходы и расходы семьи

1

22

Учимся считать доходы и расходы семьи

1

23

Что мы узнали о доходах и расходах семьи

1

24

Подсчитаем все расходы семьи

1

25

Как планировать семейный бюджет

1

26

Правила составления семейного бюджета

1

27

Учимся составлять семейный бюджет

1

28

Банки, банкоматы и банковские карты

1

29

Безналичные деньги и платежи

1

30

Что такое валюта

1

31

Как я умею пользоваться деньгами

1

32

Как я умею пользоваться деньгами

1

33

Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги

1

34

Проект  «Мои деньги»

1



 

Скачано с www.znanio.ru