Занятие по психологии "Управление гневом"
Оценка 4.7

Занятие по психологии "Управление гневом"

Оценка 4.7
docx
18.01.2024
Занятие по психологии "Управление гневом"
Психологическое занятие Управление гневом.docx

Педагог-психолог «ГОКУ Санаторная школа-интернат №4» Попова Анастасия Алексеевна

 

«Гнев. Пути преодоления».

Цель:

Формирование черт зрелой личности, умеющей справляться с жизненными трудностями, способной к социализации.

Задачи:

расширять представление об эмоции «гнев»;

учить пони­мать и правильно оценивать свои чувства и чувства других людей;

научить принимать и контролировать гнев, как нормальную реакцию;

продолжать учить пере­давать эмоциональное состояние, используя различные вырази­тельные средства;

обсудить особенности реакции на гнев;

выделить из них здоровые и нездоровые реакции;

обсудить адекватные способы преодоления гнева.

создать условия для осознания причин своего гнева;

Оборудование: альбомы, цветные каран­даши; диск с записью спокойной музыки.

 

Организационный этап.

Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас в стенах нашей школы.

1. Ритуал приветствия – Назовите своё имя и школу.

 

2. Введение в проблему

- Ответьте на вопрос: «Что такое чувство?» (ответы учащихся)

(Устойчивое, длительное и глубокое переживание есть чувство.)

- А кирпичики, из которых складываются наши состояния-чувства – это эмоция.

    Сегодня мы поговорим о естественной эмоции, о ГНЕВЕ.  Гнев - это  (здоровая) реакция нашего организма на определенную ситуацию.

В основном все  мы  относимся  к этой эмоции отрицательно.

Давайте разберем, что такое гнев и как он рождается. Нам необходимо сформулировать ситуации, порождающие гнев.

Давайте выберем из нашего меню фразы, которыми можно продолжить предложение.

 

3. « Я злюсь, когда….»

В меню для выбора (раздается участникам)

- меня оскорбили;

-я подверглась оскорблению;

- я пала духом;

- меня подавляют;

-меня обманывают;

-меня отвергают;

- меня эксплуатируют;

- меня  обвиняют в чем-то;

-моя жизнь находится под угрозой;

-теряю то, чем я дорожу;

-вижу, как нарушаются права других людей;

- кто-то присвоил мои заслуги.

- Можно сказать, что  гнев может вызвать любая из этих ситуаций.

- Когда же люди испытывают состояние  гнева? (Получение отказа, реагирование на агрессию, реагирование на оскорбление, обвинение в чем-то, реагирование на требования, нарушение прав: задели, толкнули, помешали что-то сделать, провокация и т.д.).

Молодцы! И это далеко не полный перечень ситуаций, которые порождают гнев. А как вы понимаете слово гнев? (Несколько ответов).

Гнев – сильное чувство негодования, страстная, порывистая досада, запальчивый порыв, вспышка озлобления, злоба. Не находя выхода, гнев остаётся внутри человека и, как правило, трансформируется в болезнь.

     Находясь в гневе, мы готовы накричать, нагрубить, может даже и ударить, то есть показать, что мы сильнее, способны защитить себя. Гнев – это врожденный механизм защиты, поэтому его сложно контролировать. Но это делать нужно, иначе отношения с окружающими будут испорчены.

4. - Поднимите руку те, кому приходилось сталкиваться с различными проблемами, возникающими в личной жизни, или с проблемами сверстников.

- Какое эмоциональное состояние вызывают у вас эти ситуации?

 

5. Разговор по кругу.

Как давно вы гневались в последний раз?

Кто послужил причиной гнева? (Что послужило причиной гнева?)

Что вас задело больше всего?

Что вы выиграли в результате выплеснутого гнева?

Что проиграли?

Вспомните, могли ли вы себя контролировать?

 

Мозговой штурм «Что ты делаешь, для того чтобы успокоиться когда злишься?»

 

6. Притча о гневе и заборе с гвоздями

Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.

И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.

- Выражать гнев, реагировать на раздражители, на угрозы — естественный инстинкт. Он внушает мощное, часто агрессивное чувство, позволяющее бороться и защищаться при нападении. Следовательно, не скрывать раздражения — необходимость для нашего выживания.

С другой стороны, мы не можем физически нападать на каждого человека или объект, которые нас раздражают. Существуют социальные нормы, законы и здравый смысл, устанавливающие ограничения на то, как далеко может зайти наш гнев.

7. Упражнение “Мой гнев”

Примите удобную для вас позу. Закройте глаза. Расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, теплая волна расслабления растекается по вашим мышцам. Позвольте себе наблюдать за собой.

Вспомните, пожалуйста, одну из последних ситуаций, которая вызвала у вас сильное чувство гнева. Представьте обстановку, услышьте людей, окружающих вас.

Как и где зарождался ваш гнев?

Где он находился?

Какого он цвета?

Имеет ваш гнев форму? Если имеет, то какую?

Из какого материала он состоит?

Легкий он или тяжелый?

Мягкий он или упругий?

Холодный он или горячий?

Есть ли у вашего гнева запах, вкус?

Какой звук у него?

Изменился ли он, пока вы его рассматривали?

Каков ваш гнев сейчас?

Сделайте то, что вам хочется с ним сделать…

А сейчас на счет три вы откроете глаза и окажетесь здесь, в комнате. Раз, два, три.

А теперь изобразите свой гнев.

8. Работа с рисунком “Я рисую гнев”.

Желающие рассказывают о том, как они рисовали, какие у них были при этом ощущения, какие цвета они использовали.

9. Гнев как шарик.

-Давайте выполним упражнение, которое поможет нам осознать, как можно контролировать гнев.

 

-Я приглашаю двое желающих к доске. Надуйте воздушные шарики и держите их так, чтобы они не сдувались.

Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваш гнев или злость.

- Что будет с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (он улетит).

- Отпустите один шарик. Заметили, что он был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их.

- Теперь выпускаем из второго шарика воздух маленькими порциями. Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается).

- А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Гнев выходит и им можно управлять).

-  Так и человек должен учиться  управлять своим гневом для того, чтобы не навредить окружающим людям и себе.

 

9.Этапы возникновения гнева

- Если вы знаете, что вам свойственно раздражаться, то с чего нужно начинать в себе, чтобы остаться спокойным? Для этого нужно знать механизмы злости.

I этап – возникновение НЕДОВОЛЬСТВА (все хорошо, но мне что-то не нравится). Длится 10-15 минут.

II Этап – РАЗЖДРАЖЕНИЕ (меня слегка что-то выводит, но я могу себя контролировать). И если я и сейчас не понимаю, что мой эмоциональный фон меняется, то уже возникает III этап – ЗЛОСТЬ, на котором уже не возможно контролировать свои эмоции.

IV этап – ГНЕВ.

V этап – состояние аффекта.

- Мы говорим, что не умеем управлять своим гневом, но мы просто замечаем изменение своего эмоционального фона слишком поздно. НУЖНО НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЕБЕ. И уже на этапе РАЗДРАЖЕНИЯ нужно не молчать, а разговаривать. Говорить о том, что вас беспокоит. Что я хочу, взамен существующей ситуации. Необходимо обращать внимание на мельчайшие оттенки своих чувств, тогда проще управлять ситуацией.

 

 

10. Рекомендации по работе с гневом.

Что же делать с гневом, как с ним работать?

Гнев – это удар по нашему здоровью, по самочувствию психическому и физическому. Это причина самых разных психосоматических заболеваний. Гнев приводит к разрушению взаимоотношений с людьми, к конфликтам. Мы уже говорили, что признаком истинной силы является умение себя контролировать. Нам необходимо научиться преодолевать гнев или быстро выходить из него.

Гневом можно и нужно управлять. Можно  делать упражнение « Квадрат дыхания».  Смысл его очень прост: на четыре счета вдох, на четыре счета задержка, на четыре счета выдох и на четыре счета снова вдох».

Очень хорошо избавиться от гнева помогает рисунок своего состояния. Берем любые краски, карандаши, придаем гневу какой-либо образ и изображаем его на бумаге.

Давайте трансформируем наш гнев - возьмем карандаши и зарисуем его

(музыка 2 минуты)

А теперь избавимся от  нашего гнева  (предлагается разорвать и выкинуть рисунок)

 

Вывод:  «Выражать гнев абсолютно нормально! Разозлиться перед лицом несправедливости или в ответ на оскорбление – что может быть естественнее?   Просто нужно научиться правильно управлять своим гневом, контролировать его и  направить в мирно русло.

 

Как это можно сделать?

Контролируйте вдохи и выдохи.

Постарайтесь увидеть в сложившейся ситуации что-то смешное .

«Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если ты сильно разгневан, сосчитай до ста» .

Медленно и спокойно повторяйте слово или фразу, наиболее подходящую именно для вас, к примеру «я спокоен», «мне легко успокоиться», «всё это ерунда и ничего не значит».

Используйте визуальные образы. Представляйте себе что-либо приятное.

Напишите «Письмо обидчику» и уничтожьте его, а не передавайте адресату.

Представьте, что вы гневаетесь на кого-то мысленно и все ему высказываете, проработайте несколько вариантов разговора.

Однажды, проследите реакцию гнева, посмотрев, во время ссоры, на себя в зеркало.

Скажите себе «Я не жду от людей, чтобы они вели себя так, как я этого хочу».

10. Рефлексия

Наша встреча подошла к концу. Какие выводы вы сделали? Как вы себя чувствуете? (Разговор по кругу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Бланк к упражнению «Негативные чувства»

Когда я злюсь, я обычно… (опиши, что ты делаешь) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приносит ли мне такая реакция пользу? Почему да или почему нет? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как выражают гнев важные для меня люди? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как я могу улучшить свой способ справляться с гневом и порождаемыми им чувствами? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Ошибочные представления о гневе.

Злиться нехорошо.

Гнев – пустая трата времени и энергии.

Хорошие, славные люди никогда не злятся.

Когда мы злимся, мы теряем над собой контроль и становимся сумасшедшими.

Если мы сердимся на кого-нибудь, мы теряем этого человека.

Другие люди не должны сердиться на нас.

Если другие злятся на нас, значит, мы сделали что-то неправильно.

Если другие злятся на нас, это происходит из-за нас, и мы отвечаем за нормализацию наших чувств.

Если мы злимся на кого-то, нашим отношениям конец, и этот человек должен уйти.

Если мы злимся на кого-то, мы должны наказать этого человека за то, что он заставил нас переживать.

Если мы злимся на кого-то, он должен изменить свое поведение так, чтобы мы перестали на него злиться.

Если мы в гневе, нам нужно кого-нибудь ударить или что-нибудь сломать.

Если мы в гневе, нам нужно закричать.

Если мы злимся на кого-то, это значит, что мы его больше не любим.

Если кто-то злится на нас, это значит что он нас больше не любит.

Гнев – нездоровая реакция.

Злиться нужно только тогда, когда мы можем оправдать свои чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. – М., 1994.

Вагин И.О. Ты: Практическая психология. – М., 2000.

Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. Учебно-методическое пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс для подростков. – М., 1994.

Лейнер Х. Кататимное переживание образов. Основная ступень. – М., 1996.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1995.

Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Сборник статей. – Харьков, 1999.

Прутченко А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., РПА, 1992.

Психотерапия в дефектологии. Составитель Н.П.Вайзман. – М., 1992.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u161170/t1494784451aa.png

(к упражнению "Я рисую гнев")

 

 

 

 

 

 

 

 

    Приложение 2

 Дайте волю своим чувствам

    Агрессия – это защитная реакция организма, возникающая в момент срабатывания внутренних предохранителей. Так мы избавляемся от переполняющих нас эмоций и переживаний. Но далеко не все способны на столь резкое и бурное самовыражение. Одни считают, что открыто злиться – неприлично, другие опасаются, что так проявляется их слабость.

    Но наша сила в нашей слабости. Снятие агрессии начинается с принятия себя и своей слабости. Важно позволить себе злиться и ненавидеть. Вы же не запрещаете себе смеяться? А радость – такая же эмоция, как и гнев, только без Ваших внутренних ограничений и соображений. Без зла не бывает добра, а без ненависти нет любви – они просто части одного целого.

    Избавьтесь от убеждений, которые сдерживают проявление Вашей природы, освободитесь от накопившихся эмоций, не осуждая себя и не обвиняя себя. Если Вам нужно выразить свои эмоции физически, сделайте это, но не причиняя вреда себе и окружающим. Возьмите подушку и отлупите ее, что есть силы; напишите письмо ненависти, скомкайте и сожгите его; закройтесь в машине и прокричитесь во всем горло.

     Не доводите до предела

    Открытость и честность – верные помощники в управлении гневом. Найдите в себе смелость заявить тому, кто Вас разозлил или обидел: “Знаешь, мне не нравится, когда ты так делаешь или когда ты говоришь со мной…” или “Я зол на тебя, потому что…”. Конечно, далеко не всегда оправданно высказывать все прямо в лицо. Можно обратиться к обидчику через зеркало.

    Проиграйте ситуацию, которая Вас вывела из себя, и, представив в зеркале того, кто Вас задел, выскажите все, что Вы о нем думаете. После того, как Ваша злость иссякнет, постарайтесь его искренне понять и простить. Прощение – необходимое условие для снятия агрессии.

    Заведите дневник

    Не замечали ли Вы, что часто нас злят похожие ситуации? Заведите дневник и записывайте туда все, что вызвало Ваш гнев. Описывайте, что Вас разозлило и как Вы себя при этом чувствовали. Мир вокруг нас работает как большое зеркало, отражая то, что происходит внутри нас. Нередко случается и так, что мы сами провоцируем определенное поведение людей по отношению к нам.

    Не исходит ли от Вас что-то, что вызывает в других желание Вам досаждать? Задумайтесь, не отражает ли человек, вызывающий у Вас неприятие, то, что есть в Вас. Возможно, он делает то, что Вы не позволяете делать себе. Оценка происходящего поможет Вам найти причину агрессии, поможет изменить убеждения и научит управлению гневом.

    Научитесь делать паузу

    Бесконтрольные эмоции могут сильно навредить Вам, испортив карьеру или личную жизнь. Плата за минутную слабость бывает неоправданно высокой. Поэтому очень важно научиться справляться с охватившим Вас возмущением или злостью.

     Самый простой способ снятия агрессии и злости – сделать глубокий вдох и досчитать до 10. Если есть возможность, прогуляйтесь. Движение поможет Вам справиться с разыгравшимся адреналином.

     Когда чувствуете, что едва сдерживаетесь от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно наберите в рот воды. Пусть Вам в этом поможет сюжет из сказки о заговоренной воде.

     Жили-были старик со старухой. Не проходило и дня, чтобы они не ругались. И хотя оба устали от ссор, остановиться никак не могли. Однажды зашла к ним в дом ворожея и подарила им ведро заговоренной воды: “Если опять на ругань потянет, набери полный рот этой воды, и ссора пройдет”.

     Только она за дверь, как старуха начала старика пилить. А он набрал в рот воды и молчит. Что же теперь, старухе одной воздух сотрясать? – для ссоры нужны двое! Так они и отвыкли от брани.

     Следующие техники позаимствованы из даосского учения. Они помогают избавиться от зажатости и внутренних блоков, способствуют расслаблению, снятию агрессии и стресса.

     Улыбка Будды

    Упражнение “Улыбка Будды” позволит Вам легко приходить в состояние душевного равновесия. Успокойтесь и ни о чем не думайте. Полностью расслабьте мышцы лица и представьте, как они наливаются тяжестью и теплом, а затем, потеряв упругость, как бы “стекают” вниз в приятной истоме. Сосредоточьтесь на уголках Ваших губ.

    Представьте, как губы начинают слегка раздвигаться в стороны, образуя легкую улыбку. Не прилагайте мышечных усилий. Вы почувствуете, как Ваши губы сами растягиваются в едва уловимую улыбку, а во всем теле появится ощущение зарождающейся радости. Старайтесь выполнять это упражнение каждый день, пока состояние “улыбки Будды” не станет для Вас привычным.

     Шаг вперед – зверь, шаг назад – человек

    Это упражнение особенно полезно застенчивым людям, стесняющимся своего гнева и стыдящимся его проявления. Сделайте шаг вперед, вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем сделайте шаг назад, выполняя “улыбку Будды” и возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия.

     Снова сделайте шаг вперед, перевоплощаясь в разъяренного зверя, и шаг назад, возвращаясь в состояние человека. Шагая вперед, подкрепляйте свою ярость криками, сжимая челюсти и кулаки. При шаге назад очень важно поймать момент расслабления, уделяя внимание мышцам.

     Это упражнение требует больших эмоциональных затрат. Остановитесь, как только почувствуете усталость. Выполняя его регулярно, Вы увидите, что Ваши шаги будут все быстрее, и Вы научитесь легко переходить от ярости к полному спокойствию, взяв эмоции под контроль и овладев управлением гневом.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Педагог-психолог «ГОКУ Санаторная школа-интернат №4»

Педагог-психолог «ГОКУ Санаторная школа-интернат №4»

Молодцы! И это далеко не полный перечень ситуаций, которые порождают гнев

Молодцы! И это далеко не полный перечень ситуаций, которые порождают гнев

Как и где зарождался ваш гнев?

Как и где зарождался ваш гнев?

Рекомендации по работе с гневом

Рекомендации по работе с гневом

Приложение 1. Бланк к упражнению «Негативные чувства»

Приложение 1. Бланк к упражнению «Негативные чувства»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 2 Дайте волю своим чувствам

Приложение 2 Дайте волю своим чувствам

Когда чувствуете, что едва сдерживаетесь от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно наберите в рот воды

Когда чувствуете, что едва сдерживаетесь от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно наберите в рот воды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2024