Занятие по развитию речи для детей 4-5 лет с ТНР

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 16.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие по развитию речи для детей 4-5 лет с ТНРДокумент Microsoft Word.docx

Конспект интегрированного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: формирование диалогической формы речи.

Речевые задачи:

-составление предложений с союзом «а»;

-составление предложений с простыми предлогами;

-автоматизация звуков в связной речи;

-обогащение активного словаря антонимами.

Способствовать формированию диалогической формы речи, умению задавать вопрос и отвечать на него.

Социально-коммуникативные задачи:

Способствовать развитию общения и взаимодействия воспитанников, готовности к совместной деятельности с помощью кукол бибабо.

Задачи физического развития:

Развитие мелкой моторики, умения управлять куклой бибабо.

Закрепление умения делать глубокий вдох и медленный выдох, произносить гласные звуки на выдохе.

Предварительная работа: разучивание стихотворных текстов, обучение умению управлять куклой, дидактические игры.

Материал: куклы бибабо, картинки, указки, деревянные палочки, буквы, ширма, игрушки (скамейка, черепашка, матрешки, петрушка, кошки), карточки-символы предлогов, магнитофон с аудиозаписями музыки для релаксации.

Содержательная часть.

1.Встреча педагога с детьми. (на руки детей надеты куклы бибабо). Педагог приветствует кукол (детей)

-Здравствуй, Маша! Здравствуй, Алеша! Здравствуй, Наташа! (пожать руки куклам) Я знаю, что вы очень дружные ребята и умеете играть в интересные игры. Я бы очень хотела этому научиться. Поможете мне? Научите меня? (да)

2.Игра «Найди отличие». Составление предложений с союзом «а».

-Маша, как называется твоя игра?

-Моя игра называется «Найди отличие». Нужно найти, чем отличаются две кошки. Кто назовет больше отличий, тот выиграл.

Куклы Алеша и Наташа берут указки, показывают на картинку и называют отличия. Кукла Маша дает палочку за каждый правильный ответ.

Алеша: -У белой кошки лапки черные, а у серой белые. (и т.д.)

Маша: -Правильно, теперь скажи ты, Наташа.

Наташа: -У серой кошки длинная шерсть, а у белой короткая. ( и т.д.)

Когда все отличия перечислены, кукла Маша (ведущая) предлагает построить домик для кошек и их друзей из палочек. Алеша и Наташа договариваются, кто какую часть дома будет строить.

3.Координация речи с движениями.

Наконец дом построен, все рады. (показать мнемотаблицу).

Дети рассказывают стихотворение, изображая движения с помощью кукол.

-Дом построен, у ворот ждет игрушечный народ.     куклы хлопают в ладоши

Проходите, черепашка, крокодил и чебурашка,        приглашают движением руки

И петрушка, и матрешки, и игрушечные кошки.      наклоном головы     в дом

4.Игра «Добавь словечко». Подбор антонимов.

-Заселились друзья в дом, а вокруг дома увидели много интересного.

Педагог: -Алеша, а как называется твоя игра?

Алеша: -Моя игра называется «Добавь словечко». У кого мяч, тот добавляет слово. Эта елка высокая, а эта...(низкая). Эта дорожка длинная, а эта…(короткая). Эта лужа глубокая, а эта…(мелкая). Этот цветок расцвел, а этот…(завял). Эта березка растет далеко, а эта…(близко).

Дети с помощью кукол перекатывают мяч друг другу, педагог показывает картинки с изображением предметов.

5.Динамическая пауза.

-Решили ребята сделать зарядку.

Дети с помощью кукол изображают движения.

Не будешь ты здоров и ловок           хлопки в ладоши

Без хороших тренировок.

Раз-два, раз-два,

Вышел кувырок, ура!                            круговое движение кистью руки

Раз-два-три,

Начинаем мы прыжки!                         подпрыгивать

Раз-два-три-четыре,

Руки в стороны, пошире.                     руки в стороны

Моем руки, моем нос,                            потереть пальцы, нос

Чтобы грязью не зарос.

6.Релаксация. Звучит спокойная музыка.

Дети кладут кукол на спину, делают глубокий вдох носом и выдох ртом. На выдохе произносят гласные звуки (А;О;У;И; зрительная опора-буквы).

-Будем вместе отдыхать, ровно, медленно дышать, звуки плавно называть.

7.Игра «Угадай-ка». Составление предложений с предлогами (опора на карточки-символы). На столе стоит ширма, за которой находится скамейка. Педагог по ходу игры расставляет игрушки у скамейки.

Педагог: -Ребята, друзья решили поиграть в прятки. Наташа, как называется твоя игра?

-Моя игра называется «Где игрушка?»  Нужно отгадать, где находится игрушка.

В этом помогут карточки. Квадрат-это скамейка, кружок-это игрушка.

Наташа обращается к Маше, показывает карточку:

-Маша, скажи, пожалуйста, где лежит черепашка? (Черепашка лежит под скамейкой).

 -Правильно. (Открывает ширму, показывая черепашку под скамейкой).

Ширма закрывается, педагог ставит матрешку за скамейку.

-Алеша, где прячется матрешка? (Матрешка прячется за скамейкой).

-Маша, где  сидит петрушка? (Петрушка сидит около скамейки).

-Алеша, где сидит кошка? (Кошка сидит на скамейке).

8.Итог занятия.

-Ребята, я познакомилась с интересными играми, спасибо. (Логопед прощается с куклами, пожимая каждой руку.) Теперь могу научить других детей. Давайте вспомним, каким играм вы меня научили. («Найди отличие», «Добавь словечко», «Угадай-ка»).